К вопросу изучения славяно-русской этноистории на русском севере

Автор: Наумов Юрий Михайлович

Журнал: Культурологический журнал @cr-journal

Рубрика: Историческая культурология

Статья в выпуске: 4 (50), 2022 года.

Бесплатный доступ

Автор выделяет проблему малоизученности этнической истории славян на Русском Севере, освоение которого новгородцами с X-XI вв. сформировало основу северорусских традиций, где русское судостроение доминирует. Дефицит современных исследований о славяно-русском заселении и освоении этого региона не способствует изучению истории народной культуры и путей её развития, что прослеживается при изучении народного судостроения. На севере Европейской России народные лодки сохраняют терминологию и традиции новгородского судостроения, даже в ХХI веке сохранились древние плавсредства, используемые местным населением - плоты и лодки-долблёнки с древним названием: «ушкуйки», озёрные соймы и поморские карбасы. В Институте языка, литературы и истории Карельского отделения РАН никто не занимается этнической историей славяно-русов, очевидно поэтому этнографы и лингвисты часто связывают с прибалто-финскими языками происхождение этих судовых терминов. Из истории судоходства известно, что такие типы судов различных размеров, как «ушкуй», «сойма» и «карбас» с древнейших времён широко использовались русским населением в бассейнах озёр Ильмень, Ладожское и Онежское, в Поморье и на Кольском полуострове, в Поволжье и в Сибири. По мнению автора, очевидно, что эти типы судов, имеющие славяноязычные корни, не могут относиться к финским, карельским и вепсским плавсредствам. Всё сказанное об этнической истории русских в последней монографии «Народы Карелии», изданной в 2020 г., не раскрывает основополагающую роль русского народа в развитии духовной и материальной культуры Русского Севера, в освоении и использовании богатств региона. Материалы монографии позволяют автору обратить внимание на современную ситуацию изучения этнической истории, говоров и традиционной культуры коренного русского населения республики. Из-за несистемного подхода к анализу исторических процессов в свете новых данных скрыты богатейшие пласты славяно-русской истории на современной территории Республики Карелия, первого после Новгорода общего котла, в котором зарождалась история освоения Арктики и Сибири. Для изменения современной ситуации и решения возникшей проблемы необходимо развивать направления работы по теме «Этноистория славяно-русов Русского Севера», может быть, по специальной программе.

Еще

Русский север, славяно-русская этноистория, народное судостроение, ушкуй, сойма, карбас, новгород, народы карелии, история освоения, арктика, сибирь

Короткий адрес: https://sciup.org/170195954

IDR: 170195954   |   DOI: 10.34685/HI.2022.90.41.002

Список литературы К вопросу изучения славяно-русской этноистории на русском севере

  • «Современный историк располагает слишком скудным материалом, чтобы воссоздать полную картину колонизации. Недостаток информации о начальных этапах колонизации может быть в значительной мере восполнен археологическими исследованиями. "…" в основу книги положены материалы, имеющие непосредственное отношение к начальному периоду освоения Севера, – вещественные остатки и письменные свидетельства». (См.: Макаров Н.А. Русский Север: таинственное средневековье. – М., 1993.)
  • «"…" пришлось проехать более двух тысяч вёрст от Петрозаводска – через Заонежье до границ Архангельской губернии на север и Вологодской губернии на восток». (Песни, собранные П.Н. Рыбниковым: в 3 т.: Т. 1 / под ред. Б.Н. Путилова. – Петрозаводск: Карелия, 1989. – С. 48.)
  • «"…" причиною поэтическая природа жителей и их поселения на украйне между Корелою и Чудью, где они должны были поддерживать свою народность былевою памятью о славном киевском и новгородском прошедшем». (Там же. С. 50.)
  • См.: Наумов Ю.М. «Кижанка» – лодка Онежского озера. – Петрозаводск, 2011.
  • Наумов Ю.М. “Veneh” – лодка по-карельски: О народном судостроении и судоходстве карел в районах их традиционного проживания и ведения хозяйства. – Петрозаводск, 2017; он же. “Laut”, “kart” и “venjah”. Вепсское народное судостроение и судоходство. – Петрозаводск, 2020..
  • Загоскин Н.П. Русские водные пути и судовое дело в допетровской России. – Казань, 1910. – С. 395.
  • Логинов К.К. Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья (конец XIX – начало XX в.). – СПб.: Наука, 1993. – С. 70.
  • «Зафиксированное в др.-шведской хронике под 1320–1321 гг. в рассказе о событиях на Ладожском озере слово usko вместе с его синонимом hapa, ср. совр. фин. haapio ‘челн из осины’, свидетельствует древность своего бытования в исследуемом регионе. Й. Миккола полагает, что вепсская форма us? koi восходит к более древней wiskoi». (Мызников С.А. Русские говоры Обонежья. Ареально-этимологическое исследование лексики прибалтийско-финского происхождения. – СПб., 2003. – С. 411.)
  • Наумов Ю.М. “Laut”, “kart” и “venjah”... С. 63.
  • «1366 г.: “Того лета Великого Новгорода новгородцы в Нижнем Новгороде гостей поимали и пограбили, в соймах.” 1395 г.: “И толико бысть побито от обою в соймех …”» (Шилов А.Л. Материалы к словарю ранних прибалтийско-финских, чудских и саамских заимствований русского языка. – М.: Наука, техника, образование, 2008. – С. 110.
  • Андреев А.П. Ладожское озеро. Ч. 1. – СПб., 1875. – С. 35-37.
  • Там же; Шубин И.А. Волга и Волжское судоходство. – М., 1927. – С. 253.
  • со – совместно (совозводить, совозносить, совозвставать, соучаствовать, совоитель), совокуплять (соединять, собирать вместе). (Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка: в 4 т.: Т. 4: Р-Я. – М.: Терра, 1995. – С. 255.)
  • При этом длина соймы превышала 200 м, а в некоторых случаях доходила до 380 м. Ширина – до 35 м. Эти огромные плоты шли из реки Ветлуги самосплавом. Впереди, на самом краю соймы, на обеих сторонах устанавливались крамболы для подвешивания якорей, средний крамбол служил для лота. (Традиционное судостроение в Нижегородском Поволжье / Филиппов Ю.В, Сомов В.А., Кузьмина Т.А. и др. // Речная жизнь: Сб. материалов науч.-практ. конф. – Свияжск, 2021. – С. 532-533.)
  • Даль В.И. Указ. соч. С. 262.
  • Там же. С. 171, 262, 270, 357.
  • Там же. С. 245.
  • Там же. С. 141-142, 255-261.
  • Андреев А.П. Указ. соч.
  • Сойм, род. п. – а, м. – «крестьянская сходка», сойма ж. – то же, суйм, суём(см). Из приставки «съ» и корня «jьмъ» от «jетi» – «брать», др. польск. «seim», род. п. «sjemu», польск. «sejm» (Брюкнер 484); см. Миккола, Beruhr. 163. см. сонм, суём. (Фасмер М.Р. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т. 3. – М., 1996. – С. 707.)
  • Экспедиционные дневники автора. Архив музея «Кижи». Ф.1, оп.3 № 4114, с. 49.
  • См.: Наумов Ю.М. “Veneh” – лодка по-карельски…; он же. К вопросу о народном судостроении и судоходстве карел // Традиционное судостроение как часть культурного наследия народов России: Т. 1 / под общ. ред. А.В. Окорокова. – М.: Ин-т Наследия, 2020. – С. 274-374).
  • Народы Карелии: Историко-этнографические очерки / КарНЦ РАН. – Петрозаводск, 2019. – С. 8.
  • Там же. С. 515-516.
  • Там же. С. 529.
  • Там же.
  • Там же.
  • См.: Макаров Н.А. Русский Север: таинственное средневековье...
Еще
Статья научная