К вопросу о ценностных приоритетах в содержании трудовых прав

Бесплатный доступ

В статье анализируются некоторые принципиальные положения, относящиеся к концепции трудовых прав в современном обществе.

Труд, трудовые права, информационные трудовые права

Короткий адрес: https://sciup.org/147201777

IDR: 147201777

Текст научной статьи К вопросу о ценностных приоритетах в содержании трудовых прав

На рубеже ХХ-XXI вв. наблюдается новая тенденция в развитии трудовых прав, которая проявляется в смещении акцентов с «экономического» человека на личность, ее личные блага. Ценностные приоритеты прав человека все больше перемещаются из сферы экономической и физической безопасности человека в сферу субъективного самочувствия и «качества трудовой жизни». По мнению японских специалистов, содержание качества трудовой жизни включает в себя три главные составляющие: 1) хорошо развитую систему информации в процессе организации труда; 2) поощрение со стороны корпорации творческой инициативы работников; 3) систему непрерывной («пожизненной») подготовки кадров.

Бурное развитие информационных технологий и совершенствование систем коммуникаций повлекло за собой интеллектуализацию наемного труда, вытеснение механических (конвейерных) операций. Образно выражаясь, в сословном обществе человек был тем, кем родился; при становлении индустриального общества тем, что имел; в индустриальном обществе – тем, что умел; а в постиндустриальном – он будет тем, что знает, так как формализованное знание есть информация. Это дало основание для второго названия нового качества общества – «информационное общество». В этих условиях личные права работника, такие как право на профессиональное обучение и повышение квалификации; право на «продвижение по служебной лестнице», на моральное поощрение, оценку трудовых достижений; право на неприкосновенность

личной жизни и защиту персональных данных; право на получение информации об условиях труда; право на защиту достоинства в период трудовой деятельности и защиту от моббинга (морального преследования на работе), – приобретают особую значимость. Вслед за И.Я.Киселевым можно повторить, что нормы трудового права призваны дополнить и углубить защиту личных неимущественных прав и других нематериальных благ, осуществляемую гражданским правом, применительно к особенностям трудовых отношений, обеспечить права и свободы человека в период трудовой деятельности и таким образом формировать статус «социального гражданина» [6. С. 44]. Отметим, что в Трудовом кодексе Республики Казахстан (2007 г.) среди принципов трудового законодательства назван принцип приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности (ст. 3). В Конституции Португалии к основным трудовым правам работников отнесено право на работу в социальных условиях, не унижающих человеческое достоинство, с целью наиболее полного раскрытия человеческой личности. Она обязывает государство обеспечить работников социально достойной работой, дающей возможности для их самовыражения.

Перечисленные выше трудовые права работника в своей основе имеют личностную доминанту, ярко выраженный характер нематериальных благ человека, защищаемых законом. Все эти личные блага объединяют следующие критерии: нематериальный личный характер, неотчуждаемость и непередаваемость иным способом другим лицам. Эти права возникают по поводу благ, лишенных экономического содержания, тесно связаны с личностью, неотделимы от личности. В правовом механизме реализации и защиты личных трудовых благ эти права выполняют роль правового средства обеспечения личной сферы работника. Еще Л.С.Таль, основываясь на доктрине естественных прав человека, писал о том, что «рабочей силе, как предмету обязательства, присущи все особенности личных благ. Они не могут быть отчуждаемы». Продолжая эту мысль, Л.С.Таль подчеркивал: «Современное правосознание явно склоняется к признанию рабочей силы частью личной правовой сферы человека и требует охраны от посягательств наравне с другими личными благами» [10. С. 125]. Его современник П.И.Астров прямо связывал законодательную охрану лиц наемного труда с их правом на жизнь и здоровье, которые не могут быть предметом договора. Он исходил из неразрывности личности и наемного труда работника, а правовую охрану трудовых прав личности в процессе труда признавал первейшей задачей рабочего права [1. С. 6-9; 2. С. 5-8].

В настоящее время изменилась и идеология организации труда. В индустриальной системе знание и творческие способности работника были как бы отделены от труда, который должен исполняться точно по инструкции, в соответствии с техническими нормами. В новой экономике знаний создаются целостные модели инициативного творческого труда, основанного на самоорганизации и самоконтроле. Новые формы организации труда предъявляют и иные требования к личности работника и его способности к труду, модифицируется и трудовая функция работника. Это и новые требования к постоянному пополнению и возобновлению профессиональных знаний, широкой квалификации работника при совмещении функций и профессий, а равно требования к творческой составляющей трудовых прав и обязанностей. Речь идет о так называемой профессиональной мобильности современного работника. Профессиональная мобильность предопределяет и новацию многих институтов индивидуального трудового права (трудовой договор, рабочее время и время отдыха и т.д.). Особо следует акцентировать внимание на праве работника на профессиональное обучение. Интеллектуализация общественного труда в XXI в. диктует новые требования к организации профессиональной подготовки кадров. Международный опыт свидетельствует, что концепция пожизненного образования, широко вошедшая в практику развития кадров в 70-е гг. прошлого столетия, окончательно превратилась в его основу в 80-е и 90-е. Сегодня в каждой развитой стране создана и постоянно совершенствуется модель «пожизненного» развития творческого потенциала национальных трудовых ресурсов [5]. Эта политика возведена в ранг государственной, и подготовка, необходимых кадров стала общим делом образовательных учреждений, работодателей и государства. Именно в таком ключе должно исследоваться право работника на профессиональное обучение. Особо отметим, что в настоящее время на Западе все чаще в содержание (структуру) трудового договора включается образовательный элемент, причем элементы договора о труде и обучении неразрывно сливаются.

Отметим, что в современной российской науке трудового права проблемы творчества и свободы творчества работников стали предметом специальных исследований представителей пермской школы трудового права (см. [4, 8] и др). Творческая активность работников рассматривается как элемент обязанности соблюдения трудовой дисциплины, и эта обязанность в свою очередь представляет собой и элемент содержания трудовых индивидуальных правоотношений. Более того, в каждом виде трудовой деятельности присутствует «творческое отношение». Речь идет о профессиональном творчестве, правовыми гарантиями которого в трудовом праве признаются льготы и преимущества, предусмотренные трудовым законодательством, локальными нормативными актами [3. С. 147-176].

Нельзя не коснуться наметившегося перехода от традиционной трактовки охраны труда как совокупности техники безопасности и гигиены труда к охране здоровья в процессе трудовой деятельности, или охране профессионального здоровья. В по- следнем случае охрана труда трактуется существенно шире и предполагает охрану здоровья конкретного человека (а не только его способности к труду) с учетом его физических, физиологических, психологических и ментальных особенностей. Данные изменения отмечаются как зарубежными, так и российскими исследователями (И.Я.Киселев, З.С.Богатыренко, Д.В.Чер-няева, Р.Джонстон, А.Хопкинс, Л.Хоган и др.) (см., например, [9. С. 19 и далее; 7; 11. С. 539 и далее]). Важнейшей составляющей современной охраны труда является создание благоприятной психологической производственной среды или производственного психологического климата.

ХХI в. – это век «информационного общества». В этой связи потребовали осмысления и теоретического обоснования «информационные трудовые права» работников и работодателей. Их анализ позволил нам утверждать о появлении нового института в трудовом праве.

В качестве вывода отметим следующее. Труд был и останется не только средством обеспечения необходимых потребностей человека, но и формой его жизнедеятельности, самореализации, развития способностей личности. Нам кажется вполне закономерным, что на рубеже нового тысячелетия наступило время комплексного подхода к трудовым правам и их правовому опосредованию. При этом на первый план выходят не только проблемы экономических интересов, но, прежде всего, развитие всего спектра трудовых прав, происходит смещение акцентов с «экономического» человека на личность, ее личные блага.

Список литературы К вопросу о ценностных приоритетах в содержании трудовых прав

  • Астров П.И. Русская фабричная медицина/П.И.Астров. М., 1911.
  • Астров П.И. Юридические предпосылки рабочего права/П.И.Астров. М., 1911.
  • Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России/Л.Ю.Бугров. Пермь, 1992.
  • Бугров Л.Ю. Творчество и трудовое право/Л.Ю.Бугров, С.С.Худякова, Ю.В.Варламова, Н.И.Гонцов. Пермь, 1995.
  • Бушмарин И.В. Пути повышения творческого потенциала трудовых ресурсов: опыт экономически развитых стран/И.В.Бушмарин//Труд за рубежом. 2004. №1.
  • Киселев И.Я. Новый облик трудового права стран Запада/И.Я.Киселев. М., 2003.
  • Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда/И.Я.Киселев, А.М.Лушников. М., 2008.
  • Михайлова Н.С. Трудовое право и творчество преподавателей вузов/Н.С.Михайлова. Пермь, 2003.
  • Рихтхофен фон В. Инспекция труда/В. фон Рихтхофен. Женева. 2004.
  • Таль Л.С. Очерки промышленного рабочего права/Л.С.Таль. М., 1918.
  • Черняева Д.В. Новая концепция охраны труда/Д.В.Черняева//Труд за рубежом. 2006. №1.
Статья научная