К вопросу о формировании понятийного аппарата русской фольклорной хореографии
Автор: Первушина Е.В.
Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie
Рубрика: Искусство, образование, наука
Статья в выпуске: 1, 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуются термины русской фольклорной хореографии, которые появились в научной литературе в XVIII веке и продолжают возникать в настоящее время. На обсуждение выносится идея о том, что грамотное использование понятий необходимо не только для адекватного научного общения хореографов-исследователей, но и для учебно-практической деятельности. В заключении статьи вводится новое определение — позднефольклорные танцы, обозначающее бытовые городские и сельские парные танцы.
Хореографическая терминология, русская хореография, фольклорная хореография, традиционный танец, хореология
Короткий адрес: https://sciup.org/170209175
IDR: 170209175 | DOI: 85.32
Текст научной статьи К вопросу о формировании понятийного аппарата русской фольклорной хореографии
Вопросы понятийного аппарата в русской народной хореографии важно решать в системе разнообразных стилей, направлений и школ в современной научной литературе. В каждом из них встречаются универсальные и специфические понятия и термины. В научном и бытовом обиходе часто используется понятие «русский народный танец». Оно весьма объёмно. Русский народный танец — это и аутентичная пляска, и бытовая кадриль, и самодеятельная сценическая постановка, и процесс профессионального хореографического народного коллектива. Для более точного определения требуются дополнительные обозначения, специальные уточнения и даже новые термины, адекватные хореографическим практикам, выработанным за последние 150–200 лет.
При большом разнообразии зафиксированных на сегодняшний день терминологических понятий в фольклорной хореографии, исследователями используются однозначные термины не только как синонимы, но и как омонимы. Для определения фольклорных и хореографических понятий, для понимания содержания, способов использования важно проследить историю их возникновения.
В современной науке появился термин «хореология», который означает «знание о танце», также как, например, биология, геология. Хореология — это наука о хореографии (танце, в самом широком смысле этого слова). Этот термин новый и требует отдельного исследования. Традиционный термин «хореография» появился в XVIII веке. Он первоначально означал «запись танца», однако, в более позднее время и до сегодняшнего дня термин характеризуется, как «танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях». Понятие «хоровод» раньше имело более широкое значение и обозначало «игрище, праздник». Термин «пляска», напротив — сегодня расширился в своём значении и вмещает в себя различные плясовые формы и виды, а термин «танец» сегодня принял значение не только определённого вида хореографии, но иногда и используется для обозначения всего хореографического искусства.
Степень разработанности терминологической базы по русской фольклорной хореографии связана со многими факторами: с возникновением хореографического явления в фольклоре, его бытованием и фиксацией, его исследованием, с появлением и использованием фольклорных хореографических терминов в научном пространстве.
Первые историографические работы, посвящённые русской фольклорной хореографии, относятся к концу XVIII — началу XIX вв. и являются описанием некоторых плясок, игр и хороводов. Все исследователи сходились в одном: лексемы (игра, пляска, хоровод и др.), которые они использовали для обозначения фольклорной хореографии, понимались ими однозначно. Систематизацию фольклорных хореографических форм и видов в XIX веке проводили: И. И. Георги, И. П. Сахаров, А. В. Терещенко, П. В. Штейн. Например, И. И. Георги предлагает в исследовании 1799 года классификацию русской пляски, подразделяя её на: одиночную и разнообразную парную (4 вида). И. П. Сахаров в исследовании 1841 года подразделяет народное творчество на: игры, пляски и хороводы. Хороводы, в свою очередь автор делит по временным периодам: весенние, летние и осенние. А. В. Терещенко в 1848 русские хороводы подразделяет на: весенние и летние, а также даёт подробнейшее их описание. П. В. Штейн в исследовании в 1898 года предлагает классификацию хороводов по характеру и содержанию: наборные (разборные), игровые и разводные (разборные). Во всех исследованиях применялись однозначные для многих понятия: «пляска», «хоровод», «коровод», «скороход» и «игра».
В 1925 году в исследовании В. Н. Всеволод-ского-Генгросса «История русского театра» классификация русской фольклорной хореографии расширяется. Автор выделяет: хороводные движения, плясовые фигуры и хороводную пляску, подразделяя их по форме.
В дальнейших исследованиях русской хореографии (Н. В. Владыкиной-Бочинской, А. В. Лопухова, Т. С. Ткаченко, Р. В. Захарова, Т. А. Устиновой, А. В. Рудневой, К. Я. Голейзовского, А. А. Климова, А. Б. Афанасьевой, Г. Ф. Богда- нова, Н. И. Заикина, И. И. Веретенникова и др.) появляются новые смыслы в уже используемой ранее хореографической терминологии, имеющие сегодня важное значение для сравнения динамики изменений их содержания. Со второй половины XX века почти все исследователи всю русскую народную хореографию стали называть термином — «русский народный танец». Можно встретить в научной литературе и энциклопедиях того периода такие определения, как хоровод — это танец…, пляска — это танец…, или хороводный танец…, или плясовой танец... Термин «народный танец» активно стал применяться в 30–40-е годы XX века и остался в научной литературе до наших дней. Это было вызвано появлением в нашей стране народных хоров, ансамблей народного танца, хореографических самодеятельных коллективов и кружков народного танца. В 1938 г. выходит труд А. В. Лопухова, А. Г. Ширяева и А. И. Бочарова «Основы характерного танца», в котором авторы вводят новые термины: «характерный танец» и «национальный сценический танец».
В 1963 году К. Я. Голейзовский1 подробнейшим образом характеризует русский хореографический фольклор, обозначает его как «изобразительное средство русской народной хореографии». Автор вводит такие термины как: «хороводный танец», «народная пляска». К. Я. Голейзовский для обозначения всех видов и форм движений, связанных с русским народом, использует понятия «русское народное хореографическое искусство» и «русская народная хореография»2.
Чёткая грань между профессиональным русским народным искусством, русским народно-сценическим танцем и русской фольклорной хореографией в научной литературе прослеживается уже во второй половине XX века. Исследования, учебные пособия и монографии (А. А. Климова, В. М. Захарова, Р. В. Захарова, А. С. Поляковой, В. И. Слыхановой, Т. С. Ткаченко, Т. А. Устиновой, С. В. Устяхина) являются историографической основой изучения и сохранения русского народного профессионального искусства и современного русского народно-сценического танца.
В 1984 году А. Б. Афанасьева в своём труде «Традиционный танцевальный фольклор современной русской деревни (на материале СевероЗападной зоны РСФСР)» обозначает предмет своего исследования новыми терминами: «традиционный танцевальный фольклор», «музыкально-хореографический фольклор» или «этнохореография», которые автор использует почти как синонимы. «Танцами в системе фольклора» автор называет новые танцы, которые возникли во многих областях России в конце XIX — начале XX вв. и практически не имели привязанности к обрядам и хороводам. Также А. Б. Афанасьева вводит новый термин — «многофигурные фольклорные танцы»3.
Термин «фольклор» до революции не употреблялся для обозначения хореографии, однако, в XX веке, Ю. М. Соколов и В. П. Аникин4 расширяют содержание понятия «фольклор». В. П. Аникин выявляет различия между этнографией и фольклористикой, определяя, что фольклористика является филологической и искусствоведческой дисциплиной и отличается от этнографического подхода тем, что изучает быт5. Отсюда можно сделать вывод, что современные термины «этнохореография» и «этнохореология» обозначают комплексное изучение хореографического фольклора в системе словесного, музыкального, изобразительного текстов вне быта.
В конце XX века появился термин: «обрядовый русский танец», который ввёл в научную литературу Г. Ф. Богданов в исследовании 1988 года «Основные этапы формирования и развития русского народного танца». В. М. Щуров в своём исследовании 2018 года «Жанры русского музыкального фольклора: учебное пособие» пишет, что «обрядовые формы» русской народной хореографии бытовали до середины XVII в., а «необрядовые формы» — после середины XVII века.6.
В начале XXI века понятийный аппарат по русской фольклорной хореографии изучали: Г. Ф. Богданов, М. П. Мурашко, В. Н. Нилов, В. М. Шуров, О. Ю. Фурман и др. Г. Ф. Богданов и В. Н. Нилов используют в своих исследованиях для обозначения фольклорной хореографии понятие «традиционная хореография». Однако, термин «традиционная», согласно А.С. Кабанову (статья 1980 года «К проблеме сохранения песенной фольклорной традиции в современных условиях»), используется в исследованиях применительно к носителям сельского творческого коллектива, при условии соблюдения основных черт традиционности. Э. В. Быкова (статья 2016 года «Традиционная народная культура, её роль и место в современном поликультурном пространстве») также подтверждает наличие необходимых условий для использования понятия «традиционный»: переход из поколения в поколение через метод наблюдения, без разучивания, с участниками — соседями и родственниками, без правил исполнения в существующий определённый отрезок времени. Поэтому, опираясь на такое разъяснение традиционности, логично сделать вывод, что термин «традиционный танец» не применим к городским формам фольклорной хореографии и к различным её реконструкциям.
Городской хореографический фольклор появился задолго до революции в крупных городах России. Понятие «городской фольклор» было введено в научную литературу ещё в начале XX века, но появился он гораздо раньше, согласно исследованию А.Ф. Некрылова «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища, конец XVIII — начало XX вв.». К городскому хореографическому фольклору можно отнести кадриль, её виды (Ланце, Вось-мёры, Метелицы), а также групповые парные танцы (Казачки, Катеньки, Бабочки, Четвёры, Пятёры, Шестёры и др.). Русские традиционные кадрили и групповые танцы, появившиеся в сёлах России, имели парное построение и являлись версией заимствования и трансформации французской кадрили и контрданса на «русские темы», распространённые в конце XIX — начале XX веков.
Жанровая хореографическая принадлежность русских традиционных кадрилей и её видов к пляскам или танцам сегодня вызывает противоречивые мнения — у одних исследовате- лей кадриль относятся к жанру плясок7, 8, у других — к жанру танцев9, 10.
Влияние городской моды на русский хореографический фольклор не ограничивается кадрилями, лансье, метелицами и групповыми парными плясками (танцами). В конце XX века появились русские традиционные падеспани, карапеты и краковяки. Они имеют уникальную историю возникновения в городской и сельской традиции. Их первоначальные упрощённые варианты были сочинены профессиональными советскими хореографами для массового использования в клубах, домах культуры, танцевальных вечерах и имели огромный успех у советской молодёжи в 1950–60-х годах прошлого столетия. Из города эти круговые парные танцы заимствовались в сёла и деревни, в которых приобрели новые варианты. Получается, что русские традиционные кадрили, их виды и групповые (пляски) танцы парами появились в русских сёлах гораздо раньше, ещё в конце XIX века, тогда как круговые парные танцы возникли в бытовом сельском исполнении примерно на сто лет позже — только в конце XX века.
Итак, городская хореографическая мода, в течение прошлого века переносившаяся в село, способствовала зарождению нового явления в русской фольклорной хореографии — «парных танцев» или «танцев парами». Сельские варианты бытовых танцев парами впитывали в себя русскую традицию, приобрели множество разнообразных региональных видов.
Бытовые круговые парные танцы: Краковяк, Падеспань, Полька-бабочка, Нареченька и многие другие, заимствованные из города и зафиксированные в экспедициях 1980–90-х годов в различных регионах нашей страны, имеют как общие черты, так и различия. В некоторых из них
-
7 Климов А.А. Основы русского народного танца: учебное пособие. М.: Изд-во МГУКИ, 1981. С. 29
-
8 Нилов В.Н. К проблеме исследования русского народного хореографического искусства // Культура и образование. 2018. № 4 (31). С. 89-96
-
9 Афанасьева А.Б. Традиционный танцевальный фольклор современной русской деревни (на материале Северо-Западной зоны РСФСР): дис. … к-та искус. наук. Ленинград, 1984. С. 4
сохранились только названия, в иных осталось содержание, а в прочих, была заимствована лишь сопровождающая мелодия наигрыша. Особенную популярность в сёлах нашей страны круговые парные танцы приобрели в конце XX века, что подтверждают полевые и этнографические записи И. И. Веретенникова11, А. И. Шилина12, Н. И. Заикина13 и др.
Важно отметить, что распространению круговых парных танцев способствовали советские политические и идеологические причины. Множественные варианты авторских «массовых» и бальных танцев, навязываемые и распространяемые по всему СССР, методические пособия и сборники: «В часы досуга», «Танцы в клубе», «Вечер танцев» и другие, изданные в 1950–80-х годах имели успех у советской молодёжи. Они отличались от бальных вариантов, прежде всего круговым построением и простотой разучивания и исполнения. К вечерним танцам привлекали отдыхающую публику, которая не имела специальной хореографической подготовки. Были популярны: Вальс юности, Куба — любовь моя, Полька тройками, Коломий-ка, Тимоня, Латышская полька с хлопками, Айра, Подгорка, Перекона-вальс, Колобряз и мн. др. А также массово внедрялись и распространялись авторские бальные танцы: Русские узоры, Каблучки, Медленный вальс, Венгерский бальный, Липси, Улыбка, Рула-те, Танго, Полька-шутка, Сибирская полечка, Эльбрус, Ёлочка и мн. др.14.
Во втором десятилетии XXI века в исследованиях В. Н. Нилова и А. И. Шилина, В. М. Щурова и Ю. М. Чурко появляются новые термины: «бытовые танцы», «бытовые (бальные) танцы» и «городские танцы», обозначающие более молодой жанр фольклорной хореографии. С одной стороны, он относится к традиционной хореографии, с другой — основные его виды и формы были зафиксированы в конце XX века — в период позднего фольклора.
Поздний хореографический фольклор представляет собой совокупность танцевальных направлений, возникших под влиянием развития промышленности и городов при одновременной трансформации классических традиционных жанров игр, хороводов и плясок в конце XX — начала XXI веков.
Термин «позднефольклорные» танцы предлагается впервые, он близок по аналогии к понятию «постфольклор», введённому в научный оборот в 1995 году С. Ю. Неклюдовым15 и как антипод «раннефольклорному интонированию» — термину, введённому в этномузыкологию Э. Е. Алексеевым16.
Позднефольклорные «бытовые круговые парные танцы» — это танцы, обладающие следующими характеристиками: городским (изначально авторским) происхождением; формой построения — парной круговой (парень с девушкой, девушка с девушкой, лицом друг к другу или рядом); наличием 3–6 движений (повторяющихся множество раз); исполнением под русские народные мелодии; частой сменой партнёров; отсутствием приуроченности к календарю, обычаю или обряду; массовостью; исполнением для себя; наличием одной фигуры танца — кругом и лёгкостью в разучивании.
Сегодня бытовые парные танцы имеют популярность среди молодёжи, их с удовольствием танцуют на фольклорных «Вечерках», распространившихся в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Вологде, Твери, Саратове и других городах России.
На основании вышеизложенного, русский народный танец (пляска), исполняемый в традиционных условиях (в свадебном или другом обряде, на молодёжных посиделках и вечерках) будет называться аутентичным танцем. Русский народный танец, разучиваемый в фольклорном коллективе, воспроизводящий ту или иную региональную или локальную хореографическую традицию, будет называться фольклорным танцем. Русский народный танец, поставленный в танцевальном коллективе (детском, взрослом) профессиональным хореографом для концертного выступления будет называться народно-сценическим танцем.
Русский народный танец в постановке профессионального хореографа для профессионального коллектива будет называться профессиональным народным хореографическим искусством, даже если его со сцены объявляют просто как «русский народный танец».
Что касается терминов, относящихся к классификации жанров русской фольклорной хореографии, без авторского и профессионального вмешательства, то все игры-хороводы и пляски, зафиксированные до XVII века, относятся к русской обрядовой традиционной хореографии. Хороводы, пляски, виды кадрили и групповые парные пляски (танцы) c середины XVII до начала XXI века, зафиксированные в сёлах от носителей традиции — к традиционной фольклорной хореографии (обрядовой или необрядовой). Бытовые круговые парные танцы конца XX — начала XXI веков, бытующие в сёлах нашей страны, а также их бытовые городские реконструкции — к необрядовой позднефольклорной хореографии.
Таким образом, проведённый обзор понятийного аппарата русской народной, и в частности фольклорной хореографии, поддерживает научный диалог и позволяет продолжить дискуссию по этому вопросу для более широкого круга специалистов. Точная хореографическая терминология является основой для эффективного обучения, достоверной передачи знаний и сохранения традиций. Она способствует улучшению взаимопонимания между преподавателями и учениками, помогает в анализе и критике, а также в развитии и совершенствовании танцевальных навыков и хореографического творчества.