К вопросу о гармонизации гражданского и административного законодательства в части и контракта
Бесплатный доступ
В данной статье рассматривается соотношение норм гражданского и административного права в обеспечения контракта
Осуществление полномочий субъектов публичного права, риски
Короткий адрес: https://sciup.org/140280332
IDR: 140280332
Текст научной статьи К вопросу о гармонизации гражданского и административного законодательства в части и контракта
Правовое регулирование
отношений
государственных
и
муниципальных закупок товаров и услуг осуществляется в соответствии Федеральным законом от 5 апреля 2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1.
Данное регулирование, по оценке ученых, носит императивный характер2, но его «императивность», как представляется, направлена преимущественно на определение пределов прав участников контрактной системы.
Под участником закупки - в силу специальных положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» -понимается любое юридическое лицо независимо от его организационноправовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Основной целью указанных участников контрактной системы является извлечение прибыли, однако совершаемые ими действия должны соответствовать как требованиям гражданского законодательства, так и управленческим решениям, принятым в рамках властных полномочий субъектов публичного права, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В ч. 13.1 ст. 34 данного Закона устанавливается общий срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, который должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 его ст. 94, за исключением случая, указанного в ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты, и сокращенный срок для субъектов малого и среднего предпринимательства и социально-ориентированных организаций, не превышающий 15 дней с момента подписания документов о приемке.
Между тем, несмотря на то, что закупки подлежат обязательному планированию, где существенным является объем финансирования (п. 5 ч. 2 ст. 17 Закона о контрактной системе), и сроки оплаты по таким контрактам являются императивными, оплата осуществляется с задержками либо производится не в полном объеме (например, указанные обстоятельства отражены в решениях Верховного Суда Чувашкой Республики № 21239/2018 от 26 апреля 2018 г. по делу № 21-239/2018 и Верховного Суда Республики Башкортостан № 21-486/2018 от 24 апреля 2018 г. по делу № 21486/2018) .
Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд является основанием для привлечения к административной ответственности. За совершение подобного административного правонарушения ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены максимальные и минимальные пределы размеров штрафа от 30000 до 50000 рублей; согласно ч. 2 этой же статьи должностное лицо, ранее подвергавшееся административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, подлежит дисквалификации на срок от одного года до двух лет3.
Приведённые нормы и анализ судебной практики позволяют сделать вывод о наличии проблемы в согласованном применении норм гражданского и административного права: соблюдение требования ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой «обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями»4, не всех случаях является возможным с учетом властно публичного характера правоотношений по обеспечению государственных и муниципальных нужд и бюджетным финансированием исполнения государственных контрактов.
В связи с вышеизложенным, считаем целесообразным переход к обязательному страхованию таких контрактов в части рисков, которые могут возникать для участников контрактной системы при ненадлежащем исполнении обязательств по контракту заказчиком, и внесение соответствующих изменений как в вышеназванный Федеральный закон, так и гражданское и страховое законодательство.
Список литературы К вопросу о гармонизации гражданского и административного законодательства в части и контракта
- Федеральный от 5 апреля 2013 г. № «О контрактной в закупок товаров, работ, для и муниципальных (с посл. изм. от 3 2018 г. № Официальный информации URL: www.pravo.gov.ru обращения 18.09.2018).
- Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. С. 13.
- г. № посл. изм. 4 г. РФ. 2002. № 1 (ч. ст. 1.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с посл. изм. от 22 июня 2017 г. № 16-П )// Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. ст. 3301