К вопросу о кинематографической технике в творчестве М. Булгакова: от «Дьяволиады» к «Мастеру и Маргарите»
Автор: Кольцова Наталья Зиновьевна, Неклюдова Ольга Александровна
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu
Статья в выпуске: S10, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье предпринимается попытка доказать, что в повести «Дьяволиада» на всех уровнях поэтики проявляется влияние кинематографа. Повесть вбирает в себя элементы различных жанров раннего кинематографа (от документального кино до авантюрных фильмов и фильмов ужасов немецкого экспрессионизма). Образы некоторых персонажей выдержаны в кинематографической стилистике, они могут быть рассмотрены как «типажи», восходящие к немому кино. Кроме того, в повести можно найти аналоги киноприемов (титров, монтажа, смены ракурса и т. п.). В статье высказывается предположение, что у истоков «Дьяволиады» и «Мастера и Маргариты» лежат не только литературные, но и кинематографические произведения. В заключение делается вывод, что в повести «Дьяволиада» Булгаков разрабатывает и оттачивает кинематографическую технику, к которой он обращается в дальнейшем в других произведениях.
М. булгаков, кинематографичность, синтез искусств, гротеск, монтаж, остранение, немецкий экспрессионизм
Короткий адрес: https://sciup.org/148183126
IDR: 148183126
Список литературы К вопросу о кинематографической технике в творчестве М. Булгакова: от «Дьяволиады» к «Мастеру и Маргарите»
- Булгаков М. А. Собр. соч.: в 8 т. -М.: АСТ: Астрель, 2011. -Т. 1. -736 с.; Т. 2. -608 с.; Т. 3. -800 с.; Т. 7. -704 с.
- Вавулина А. В., Кольцова Н. З. «Мастер и Маргарита»: Роман или опера? (К вопросу о музыкальной природе булгаковского романа)//Язык, литература, культура: Актуальные проблемы изучения и преподавания/Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. -2013. -№ 9. -C. 235-255.
- Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. -М.: Наука: Восточная литература, 1994. -304 с.
- Замятин Е. И. О сегодняшнем и современном//Замятин Е. И. Собр. соч: в 5 т. -Т. 3: Лица. -М.: Русская книга, 2004. -608 с.
- Кино: Энциклопедический словарь/гл. ред. С. И. Юткевич. -М.: Советская энциклопедия, 1987. -640 с.
- Петровский М. С. Мастер и Город. Киевские контексты Михаила Булгакова. -СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2008. -464 с.
- Соколов Б. В. Булгаков. Энциклопедия. -М.: Эксмо: Алгоритм: Око, 2005. -832 с.
- Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. -М.: Книга, 1988. -672 с.
- Чудакова М. О. Приложение//Булгаков М. А. Собр. соч.: в 5 т. -М., 1989. -Т. 1. -С. 613-622.
- Шевченко Е. С. Жорж Мельес и Михаил Булгаков: об одном источнике фантастического в романе «Мастер и Маргарита»//Фантастика и технологии (памяти Станислава Лема): Сб. материалов междунар. науч. конф. -Самара, 2009. -С. 188-195.
- Шкловский В. Б. Литература и кинематограф. -Берлин: Русское Универсальное Издательство, 1923. -59 с.
- Шулова Я. А. Киносценарий Андрея Белого «Петербург»//Вопросы литературы. -2009. -№ 4. -C. 191-219.
- Эйзенштейн С. М. Монтаж аттракционов//Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: в 6 т. -М.: Искусство, 1964. -Т. 2. -С. 269-273.
- Эйхенбаум Б. М. Проблемы кино-стилистики//Поэтика кино/под ред. Б. М. Эйхенбаума. -М.; Л.: Кино-издательство РСФСР, 1927. -С. 13-52.
- Яблоков Е. А. Xудожественный мир Михаила Булгакова. -М.: Языки славянской культуры, 2001. -424 с.
- Н. З. Кольцова, О. А. Неклюдова. К вопросу о кинематографической технике в творчестве М. Булгакова: от «Дьяволиады» к «Мастеру и Маргарите»
- Янгиров Р. М. Специфика кинематографического контекста в русской литературе 1910-х -1920-х годов: дис.. канд. филол. наук. -М., 2000. -230 с.