К вопросу о личности экстремиста
Автор: Пестерева Ю.С., Чекмезова Е.И.
Журнал: Вестник Омской юридической академии @vestnik-omua
Рубрика: Противодействие преступности: вопросы теории и практики
Статья в выпуске: 2 (19), 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются особенности личности преступника, совершившего преступление экстремистcкой направленности, определяются типы экстремистов и дается их краткая характеристика
Личность преступника, экстремизм, ксенофобия
Короткий адрес: https://sciup.org/14317463
IDR: 14317463
Текст научной статьи К вопросу о личности экстремиста
Personality of a criminal, extremism, xenophobia.
Законодатель связывает уголовную ответственность со способностью человека осознавать свои действия и руководить ими. Поэтому из всех многочисленных свойств личности преступника уголовно-правовое значение в первую очередь имеют такие качества личности, в которых выражается эта способность. Именно они названы в ст. 19 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) в качестве общих условий уголовной ответственности: «Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом».
Проблема личности преступника является одной из наиболее широко обсуждаемых и исследуемых в научной литературе. Однако вопрос о личности экстремиста представляется нам неизученным.
Сложность конструкции составов экстремистских преступлений не позволяет точно определить, кто есть экстремист – вандал, хулиган, осквернитель могил, лицо, не исполняющее решение суда, действующий по специфическим мотивам или кто-то иной.
Основную массу среди лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за экстремистские преступления, составляют социально неадаптированные молодые люди 15–25 лет, как правило, не работающие и не учащиеся или формально занятые, входящие в устойчивые агрессивные группы. Именно они совершают основную массу актов причинения вреда здоровью из хулиганских побуждений, собственно хулиганств, вандализма и надругательств над местами захоронений. Они же оказываются в первых рядах погромщиков при возникновении массовых беспорядков. Нередко указанными лицами совершаются и более тяжкие преступления, которые получают отражение в уголовной статистике. В науке данную группу лиц некоторые ученые делят на 2 подгруппы.
-
1. Играющий тип. Данная личность характеризуется высокими эмоциональными свойствами, средними волевыми качествами. Лица, относящиеся к этому типу, не считают себя экстремистами, хотя и оправдывают свои действия «неправомерным» поведением лиц, являющихся объектом посягательства. К этому типу относится большинство лиц, осужденных за вандализм. Как правило, это молодые люди в возрасте от 17 до 24 лет. Представители этого типа не имеют постоянного места работы и, как следствие, постоянного источника дохода, холосты, образование среднее или среднее специальное. В большинстве случаев совершили преступление, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Этот тип характеризуется значительной деформацией в структуре социальной направленности, позитивный компонент выражен слабо, социально-психологические свойства личности неустойчивы и противоречивы. Отличается низким уровнем правосознания, отсутствием четких границ между моральным и аморальным.
-
2. Зависимый тип. Мужчина преимущественно молодого возраста – от 16 до 27 лет. Семейное положение – холост. Образование – среднее. Характеризуется низкими волевыми свойствами личности. Этот тип совершает преступление, находясь в зависимости от кого-либо из своего окружения. Как правило, данные лица совершают преступления в составе группы, подчиняясь основному закону толпы: я как все. Присутствует механизм психического заражения. Данные лица, как правило, свою вину признают частично или полностью.
Так, например, в 2009 г. молодым людям, так называемым скинхедам, в возрасте от 17 лет до 21 года было предъявлено обвинение в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Милиция возбудила уголовное дело по ч. 2 ст. 213 УК РФ «Хулиганство» по факту массовой драки. Участвовали в ней около двух десятков человек. Одному из дерущихся были причинены тяжкие телесные повреждения (ножевые ранения). При выяснении причин оказалось, что побоище имеет экстремистский оттенок. К расследованию подключились следователи по особо важным делам следственного управления прокуратуры. Вскоре обвинение переквалифицировали в ч. 2 ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства с признаками насилия организованной группой». В ходе следствия были предъявлены и другие обвинения по статьям 214 «Вандализм», 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью».
На скамье подсудимых оказались семь человек. Суд, рассмотрев доказательства, вынес всем участникам организованной преступной группы обвинительный приговор со сроками наказания от двух до пяти лет лишения свободы с содержанием в колонии общего режима, воспитательной колонии для несовершеннолетних и колонии-поселении, одному – условное наказание с испытательным сроком1.
Наряду с идейными исполнителями большую общественную опасность представляют организаторы и спонсоры экстремистских сообществ, а также политические деятели, готовые устанавливать контакты с экстремистами и обеспечивать им политическое прикрытие в обмен на создание желательного климата в обществе. Данная группа лиц представлена лицами более старшего возраста с высоким уровнем образования и материального достатка и не менее высоким уровнем притязаний. Они сами редко принимают участие в массовых мероприятиях и тем более не разоряют кладбища и не избивают приезжих. Если кто-то из них и привлекается к уголовной ответственности, то обычно за совершение иных преступлений: должностных, финансовых, в сфере незаконного оборота оружия и боеприпасов, наркотических средств и т. п. У данных лиц мотивы вражды и ненависти к опреде- ленным социальным группам, бредовые идеи изменения миропорядка, как правило, отходят на второй план. На первом стоят цели установления контроля над ресурсами и достижения конкурентных преимуществ в борьбе за передел сфер влияния, власти. Экстремист, как правило, личность с ярко выраженной ксенофобской направленностью.
Ксенофобия проявляется в виде чувства собственного превосходства, агрессии, зависти или страха. Объяснения ксенофобов, в связи с чем они переживают подобные эмоции, обычно выглядят неубедительными. Часто они приводят примеры неблаговидного поведения и отрицательных личностных черт людей другой национальности, хотя объясняющий чаще всего сам хорошо понимает, что подобные описания с таким же успехом могут быть отнесены и к представителям его собственной нации. Иногда объяснений как таковых вообще не приводится, а люди говорят о том, что им не нравятся особенности внешнего вида – цвет кожи, волосы, черты лица людей другой нации – или просто описывают те крайне негативные эмоции, которые у них возникают. Необходимо отметить, что ксенофобы резко противопоставляют себя и другого. Человек другой национальности воспринимается ими как отличающийся по поведению, чувствам, личностным характеристикам, жизненным ценностям, внешнему виду, даже если объективные факты свидетельствуют об обратном. Такой факт отличия расценивается как отрицательная характеристика. Ксенофоб воспринимает данное отличие как таящее угрозу.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что центральным психологическим переживанием при ксенофобии является страх перед чем-то непохожим, неизвестным, неопределенным, и поэтому ксенофобию можно рассматривать как низкую устойчивость к неопределенности. Если рассматривать данную низкую устойчивость как базовое качество при ксенофобии, можно предположить, что оно будет порождать связанные с ним вполне определенные качества и в первую очередь – что им должна быть присуща нетерпи- мость к любым другим отличиям: религиозным, политическим, гендерным. Низкая устойчивость к неопределенности должна рождать тревогу в любой неопределенной ситуации, поэтому ксенофобы зачастую обладают жесткой внутренней системой оценок и правил и стремлением всегда поступать в соответствии с ними. Очевидно также, что низкая устойчивость к неопределенности будет проявляться не только по отношению к людям, но и по отношению к жизненным ситуациям или миру в целом.
При сравнении ксенофобии и толерантности необходимо отметить, что это два различных способа восприятия мира: в первом случае мир воспринимается как неизвестный и потому угрожающий, во втором – как неизвестный и потому интересный. Таким образом, ксенофобию можно рассматривать как частное проявление более общего отношения человека к окружающему миру как к угрожающему.
Политическая, религиозная или национальная идентичность предполагает идентификацию с определенной социальной группой. Но состав политической или религиозной группы более неопределен и подвержен изменениям, так как принадлежность к ней в конечном итоге зависит от желания индивида. Идентификация с национальной группой, как ранее нами отмечалось в проведенном исследовании, в каком-то смысле предопределена с рождения, и хотя иногда она и может меняться со временем, самим индивидом этот процесс осознается как гораздо менее произвольный, чем принадлежность к определенной политической системе или конфессии. Чаще всего национальность, так же как и пол, рассматриваются самим индивидом как неизменные характеристики.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что ксенофоб – это человек, резко противопоставляющий себя другим, отличающийся низкой устойчивостью к неопределенности, проявляющий нетерпимость к любым другим отличиям – национальным, религиозным, политическим и др., воспринимающий мир как реальную угрозу.
Список литературы К вопросу о личности экстремиста
- Палладьев В. На весах Фемиды//Грани. 2009. № 61.