К вопросу о месте в системе доказательств заключения специалиста

Автор: Шмарев А.И.

Журнал: Криминалистика: вчера, сегодня, завтра @kriminalistika-vsz

Статья в выпуске: 4 (12), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье на основе анализа значительного количества научных источников в области теории уголовного процесса рассмотрены вопросы, связанные с понятием «заключения специалиста» в уголовном судопроизводстве, определяется его место в системе доказательств. Примеры судебной практики и высказанные исследователями точки зрения поддерживаются автором, который соглашается с необходимостью придания заключению специалиста процессуальной формы. Делается научно обоснованный вывод о практической необходимости во внесении дополнений в часть 1 статьи 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотрев в ней уголовную ответственность специалиста за дачу заведомо ложного заключения. Предложенные изменения добавят юридической силы такому виду доказательства, как заключение специалиста, и позволят ему свободно конкурировать с подобным ему заключению эксперта.

Еще

Уголовный процесс, доказательства, иные участники уголовного судопроизводства, эксперт, специалист, заключение

Короткий адрес: https://sciup.org/143169734

IDR: 143169734   |   DOI: 10.24411/2587-9820-2019-10048

Текст научной статьи К вопросу о месте в системе доказательств заключения специалиста

В научной литературе практики и теоретики не прекращают дискуссии на тему о том, считать ли доказательством заключение специалиста, в какой форме оно должно быть и других аспектов его получения и использования [1—14].

Обратимся к Словарю русского языка [15, с. 306], где под специалистом понимается человек, обладающий специальными знаниями в какой-либо отрасли науки и техники, приглашённый для разрешения вопросов, требующих специальных познаний.

Согласно части 1 статьи 58 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК Российской Федерации) [16], специалист — лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях, в порядке, установленном УПК Российской Федерации, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

Заключение и показания специалиста пункт 3.1. части 2 статьи 74 УПК Российской Федерации относит к доказательствам по уголовному делу.

Части 3 и 4 статьи 80 УПК Российской Федерации к заключению специалиста относят представленное в письменном виде суждение по вопросам, поставленным перед специалистом сторонами, а показания специалиста — сведения, сообщённые им на допросе об обстоятельствах, требующих специальных познаний, а также разъяснения своего мнения в соответствии с требованиями статей 53, 168 и 271 УПК Российской Федерации.

Как следует из статьи 168 УПК Российской Федерации, следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста в соответствии с требованиями части пятой статьи 164 УПК Российской Федерации. Перед началом следственного действия, в котором участвует специалист, следователь удостоверяется в его компетентности, выясняет его отношение к подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему, разъясняет специалисту его права и ответственность, предусмотренные статьёй 58 УПК Российской Федерации.

Аналогичные положения о правах и ответственности специалиста содержит статья 251 УПК РФ, регламентирующая порядок участия специалиста в суде (вызванный в суд специалист участвует в судебном разбирательстве; председательствующий разъясняет ему права и ответственность, о чём специалист даёт подписку, которая приобщается к протоколу судебного заседания).

Из содержания статьи 58 УПК Российской Федерации явствует, что специалист не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве специалиста, если он был об этом заранее предупреждён 68

в порядке, установленном статьёй 161 УПК РФ. За разглашение данных предварительного расследования специалист несёт ответственность в соответствии со статьёй 310 Уголовного кодекса Российской Федерации [17].

Уголовная ответственность специалиста предусмотрена лишь за дачу заведомо ложных показаний (статья 307 УК РФ).

Уголовная же ответственность за дачу заведомо ложного заключения, как это предусмотрено в отношении эксперта, в законе не установлена.

Данные обстоятельства могут служить основанием для усмотрения в заключении специалиста признака недостоверности доказательства, поскольку специалист не предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения перед дачей самого заключения, в отличие от тех же свидетелей и экспертов, которые дают подписку об ознакомлении с этим законоположением.

Для устранения таких противоречий просто необходимо внести изменения в часть 1 статьи 307 УК РФ, предусмотрев уголовную ответственность специалиста за дачу заведомо ложного заключения, придав тем самым завершённость достоверности такого доказательства.

Складывающаяся судебная практика по уголовным делам даёт чёткое убеждение в том, что заключение (мнение) специалиста, высказанное устно или предоставленное в суд письменно после ознакомления с проведённой по делу экспертизой и, как правило, вступающее в противоречие с выводами эксперта, не может служить вопреки требованиям пункта 3.1. части 2 статьи 74 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации доказательством по данному уголовному делу.

На практике подобное происходит, даже несмотря на положения пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам», устанавливающего, что «при оценке судом заключения эксперта следует иметь в виду, что оно не имеет заранее установленной силы, не обладает преимуществом перед другими доказательствами и, как все иные доказательства, оценивается по общим правилам в совокупности с другими доказательствами. Одновременно следует учитывать квалификацию эксперта, выяснять, были ли ему представлены достаточные материалы и надлежащие объекты исследования. Для оказания помощи в оценке заключения эксперта и допросе эксперта по ходатайству стороны или по инициативе суда может привлекаться специалист. Разъяснения специалист даёт в форме устных показаний или письменного заключения» [18].

Наряду с этим, в пункте 20 указанного Постановления обращается внимание на то, что заключение и показания специалиста даются на основе использования специальных знаний и, также как заключение и показания эксперта в суде, являются доказательствами по делу (часть 2 статьи 74 УПК РФ). При этом следует иметь в виду, что специалист не проводит исследование вещественных доказательств и не формулирует выводы, а лишь 69

высказывает суждение по вопросам, поставленным перед ним сторонами. Поэтому в случае необходимости проведения исследования должна быть произведена судебная экспертиза. Заключение и показания специалиста подлежат проверке и оценке по общим правилам (его компетентность и незаинтересованность в исходе дела, обоснованность суждения и др.) и могут быть приняты судом или отвергнуты, как и любое другое доказательство.

Что же касается формы заключения специалиста, то этот аспект также не остался без внимания учёных теоретиков и практиков [18, 212—217].

По нашему мнению заслуживает поддержки высказанная А. В. Рагулиным позиция, предусматривающая, что из-за отсутствия установленной формы для заключения специалиста, по мнению его респондентов, уменьшается его доказательственная сила, поэтому он предлагает его форму, напоминающую закреплённую в статье 204 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (заключение эксперта), с некоторыми изъятиями (речь идёт об исследовании, которое специалист не проводит).

Приведённая выше позиция автора этой статьи о законодательном закреплении уголовной ответственности специалиста за дачу заведомо ложного заключения будет полностью соответствовать предлагаемой А. В. Рагулиным форме такого вида доказательств и позволит судам правильно применять уголовно-процессуальный закон и рекомендации, данные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Список литературы К вопросу о месте в системе доказательств заключения специалиста

  • Быков В. Заключение специалиста // Законность. - 2004. - № 9. - С. 21-24.
  • Зайцева Е. К вопросу о заключении специалиста // Уголовное право. - 2006. - № 4. - С. 75-78.
  • Земцова С. И. Актуальные вопросы использования заключения специалиста при расследовании уголовных дел в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов // Библиотека криминалиста. - 2014. - № 2. - С. 162-169.
  • Земцова С. И. Заключение и показания специалиста и эксперта: вопросы дифференциации // Вестник криминалистики. - 2012. - № 3 (43). - С. 20-26.
  • Земцова С. И. Соотношение результатов предварительного исследования объектов с заключением специалиста и эксперта // Правовое и криминалистическое обеспечение управления органами расследования преступлений: мат-лы всерос. науч.-практ. конф.: в 3-х чч. - 2011. - С. 134-140.
  • Максимов О. А., Нагорный В. А. Некоторые теоретические и практические вопросы участия специалиста на стороне защиты // Адвокатская практика. - 2013. - № 2. - С. 12-15
  • Никонович С. Л., Шаевич А. А., Трубкина О. В. Современная практика назначения и производства судебных экспертиз на стадии возбуждения уголовного дела // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2017. - № 3 (82). - С. 96-103.
  • Овсянников И. Заключение и показания специалиста // Законность. - 2005. - № 7. - С. 32-35
  • Поляков С. Б. Оценка судом заключения специалиста (часть 3 статьи 80 УПК РФ) // Уголовное судопроизводство. - 2018. - № 3. - С. 17-21.
  • Семенов Е. А. Заключение специалиста как источник доказательств // Адвокатская практика. - 2010. - № 2. - С. 15-17.
  • Селина Е. В. Имплементация нарождающихся правовых институтов в сложившуюся уголовно-процессуальную форму: проблемы, перспективы, тенденции // Рос. юст. - 2014. - № 8. - С. 25-28.
  • Федотов И. Оценка заключения и показаний эксперта, заключения и показаний специалиста как доказательств по уголовному делу // Уголовное право. - 2014. - № 3. - С. 107-114.
  • Шаевич А. А. Особенности использования специальных знаний в сфере компьютерных технологий при расследований преступлений. - Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2011. - 108 с.
  • Шашин Д. Г. Об использовании заключения специалиста в качестве доказательства в уголовном процессе России / Д. Г. Шашин, А. А. Шаевич // Вестник криминалистики / отв. ред. А. Г. Филиппов. Вып. 1 (41). - М.: Спарк, 2012. - С. 75-80.
  • Словарь русского языка: в 4-х тт. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А. П. Евгеньевой. - М.: Гос. изд-во иностр. и спец. словарей, 1961. - Т. 4.: С - Я.
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Справочно-правовая система "Консультант плюс".
  • Уголовный кодекс Российской Федерации // Справ.-правовая система "Консультант плюс".
  • Фундаментальные и прикладные исследования в сфере судебно-экспертной деятельности и ДНК-регистрации населения Российской Федерации // Мат-лы всерос. науч.-практи. конф. с междунар. участием. 17-18 окт. 2019 г. - Уфа, 2019.
  • Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" // Справ.-правовая система "Консультант плюс".
Еще
Статья научная