К вопросу о неопределенности экономической политики: российский контекст

Автор: Грязнов С.А., Николаева И.В., Грязнов Н.С.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 1-1 (107), 2024 года.

Бесплатный доступ

Потрясения последних лет отражают новую норму большей глобальной турбулентности, вызванной внутренней и международной политической фрагментацией. На рост экономической неопределенности указывают многие индикаторы, но именно новости быстрее всего отражают данную тенденцию. Индекс, основанный на архивах СМИ, предсказывает кризисы и позволяет наиболее точно просчитать их последствия для экономики. Статья посвящена вопросам новостного индекса неопределенности экономической политики, в частности, необходимости его модификации для России.

Экономическая неопределенность, экономическая политика, кризис, средства массовой информации, сила новостей, индекс неопределенности экономической политики

Короткий адрес: https://sciup.org/170202884

IDR: 170202884   |   DOI: 10.24412/2411-0450-2024-1-1-93-95

Текст научной статьи К вопросу о неопределенности экономической политики: российский контекст

Неопределенность и ее влияние на экономику (хозяйственную деятельность и принятие деловых решений) часто изучаются в контексте решений о расширении – главным образом за счет увеличения найма сотрудников и увеличения основного капитала (инвестиций в основной капитал). Эти решения естественным образом влияют на прибыль фирмы, а связь между неопределенностью и прибылью была дополнительно уточнена путем введения понятия риска. Однако, если многим непрофессионалам риск и неопределенность кажутся одним и тем же, то для экономистов здесь существует тонкое различие.

Так, разницу между риском и неопределенностью почти сто лет назад обсуждал экономист Фрэнк Найт, отметив, что существует фундаментальное различие между вознаграждением за принятие известного риска и вознаграждением за принятие риска, ценность которого неизвестна. Найт имел в виду, что от неблагоприятного исхода известного риска можно застраховаться в процессе принятия решений, поскольку он имеет четко определенное распределение ожидаемых вероятностей. Од- нако неизвестный риск не имеет известного распределения ожидаемых вероятностей («найтовская неопределенность»).

Повышение уровня неопределенности замедляет экономику посредством трех механизмов:

  • -    реальные опционы;

  • -    сбережения;

  • -    несовершенство финансовых рынков [1].

Также неопределенность может расти из-за неверных экономических решений властей или их «бездействия» в ответ на кризисные события. Неопределенность можно рассчитать при помощи специального индекса (Economic Policy Uncertainty index, индекс Бейкера – Блума – Дэвиса). Индекс рассчитывается для 28 развитых и развивающихся стран, на основе текстового анализа местных новостных статей.

Индекс неопределенности экономической политики, основанный на новостях, более эффективен, поскольку может измеряться в режиме реального времени при минимальных затратах на сбор и обработку данных, а также обновляться с минимальной задержкой по сравнению с инди- катором экономической неопределенности, основанным на исследованиях или моделях.

Новости являются важным каналом влияния на экономические циклы, поскольку содержат информацию о будущем: на их основе экономические агенты формируют свои представления о перспективах. Считается, что это объясняет циклический характер деловой активности. Предприниматели обрабатывают информацию, и если они посчитают, что все указывает на то, что развитие ситуации способствует увеличению спроса и инвестиций, они сами начинают активно развиваться. Если агенты допустили ошибку или были слишком оптимистичны, то это развитие завершится неудачей.

Следует отметить, что этот взгляд тесно связан с кейнсианской концепцией о важности жизнерадостности в функции инвестиций, что определяет поведение человека и может быть измерено с помощью опросов потребителей (индексы доверия потребителей основаны именно на таких опросах).

Под новостями в экономической теории понимаются изменения в наборах любого вида данных, которые экономические агенты используют для формирования своих ожиданий. Однако анализ новостей (публикаций в прессе), стал полноценно применяться экономистами для диагностики и прогнозирования развития экономической ситуации лишь несколько лет назад.

Индекс Бейкера - Блума - Дэвиса основан на поисковом запросе, который используется для выбора соответствующих элементов (таких слов, как «экономика», «неопределенность» и «политика»), из совокупности статей. Однако предыдущий состав поискового запроса все чаще подвергается критике за то, что он слишком широк и ограничен конкретными областями политики, что приводит к упущению возможности обнаружения новых или непредвиденных источников экономической неопределенности [2].

Количество новостных источников различается по странам. Например, для Великобритании, Германии, Испании, Италии,

Японии и Франции - 2 источника, а для Китая и России - один. Набор ключевых слов также различается по странам. Это связано с тем, что, во-первых, необходимо подобрать аналоги названий. Во-вторых, в набор ключевых слов могут включаться термины, которые играют важную роль для экономик отдельных стран (к примеру, словосочетание «торговая политика» [3].

В контексте России индекс Бейкера -Блума - Дэвиса имеет несколько недостатков:

  • -    при его расчете (как сказано выше) используется всего один источник новостей (газета «Коммерсантъ»);

  • -    к категории «неопределенность» при расчете индекса относят только встречающееся в новостях слово «неопределен-ность/неопределенный», однако в российских средствах массовой информации чаще употребляются другие термины - «кризис», «нестабильность», «санкции».

Следовательно, представляется необходимым видоизменить индекс Бейкера -Блума - Дэвиса с учетом российской специфики.

Во-первых, путем расширения количества новостных источников, например, новостных статей в сети Интернет и сообщений ВКонтакте.

Во-вторых, в категорию «экономика» включить дополнительные слова, например, «микроэкономика», «макроэкономика», «народное хозяйство».

В-третьих, категорию «неопределенность» дополнить такими словами, как «риск», «кризис», «санкции».

В-четвертых, в категорию «политика» внести слова «направленность», «тенденция».

Остальные термины, связанные с экономической политикой, можно применять по аналогии с расчетом классического индекса. Следовательно, видоизмененный индекс будет взаимосвязан с оригинальным индексом Бейкера - Блума - Дэвиса, но при этом точнее определять этапы российской экономической неопределенности.

Кроме того, помимо способа расширения категорий и источников существует менее затратный и более гибкий подход.

Для этого можно использовать неконтролируемый алгоритм, который автоматически восстанавливает темы каждой статьи.

Таким образом, индекс можно легко построить, выбрав только те статьи, тема которых соответствует любой из категорий. В отличие от подхода Бейкера – Блума – Дэвиса, этот метод не требует статей, классифицированных человеком, чтобы определить наиболее релевантное ключевое слово (однако этот подход не приводит к эндогенному увеличению числа тем, подразумеваемых в сборнике статей, и поэтому должен определяться экзогенно).

Подытожить вышесказанное можно следующим. Высокий уровень неопределенности в политике является важным фактором, препятствующим восстановлению экономики – он предвещает снижение производства, занятости и инвестиций. Тем не менее неопределенность экономической политики не обязательно является причиной этих негативных событий. Поскольку в экономике многие факторы действуют одновременно можно с некоторой уверенностью сказать, что высокий уровень неопределенности политики связан с более слабыми перспективами роста.

Статья научная