К вопросу о писанице-святилище как отражении производственных культов древности: уральский и алтайский варианты

Бесплатный доступ

Статья посвящена сравнительному анализу уникальных сакральных памятников Урала и Горного Алтая. Известные на настоящий момент культовые комплексы такого рода появляются в рассматриваемых регионах в эпоху неолита - раннего металла. Отличительной особенностью данных святилищ можно считать их расположение у скал с петроглифами. Подобные памятники представляют собой культовые комплексы, сочетающие наскальные рисунки с жертвенными прикладами, помещенными в непосредственной близости от плоскостей с изображениями. Образы животных, являвшихся объектами охоты, а также нанесенные на скалы сцены добычи зверя, позволяют связать древние святилища с промысловой деятельностью человека. К выявленным общим чертам, присущим данному типу сакральных памятников, можно отнести иконографию рисунков, большая часть которых представляет собой зооморфные и, реже, антропоморфные изображения; наличие следов использования огня, специфический набор прикладов в жертвенниках (фрагменты керамической посуды, наконечники стрел, орудия из различных материалов, предметы искусства, культовые артефакты и др.). Региональные особенности включали различия в видах изображаемых животных, в количественных и качественных характеристиках оставленных на жертвенниках приношений, в техниках нанесения изображений на скалы, в мощности культурных слоев культовых комплексов. Одним из видов исключительно уральских культовых памятников можно считать святилища, расположенные в пещерах. Таким образом, культовые комплексы отмеченных регионов, несмотря на выявленные региональные варианты промысловых обрядов, обнаруживали в следах отправлений этих действ определенное сходство, основанное на единой идее воспроизводства охотничьей добычи и обеспечения удачи в промыслах.

Еще

Петроглифы, культовый комплекс, писаница, святилище, жертвенник, промысловые культы, горный алтай, урал

Короткий адрес: https://sciup.org/145146451

IDR: 145146451   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2022.28.0522-0526

Список литературы К вопросу о писанице-святилище как отражении производственных культов древности: уральский и алтайский варианты

  • Алтай сакральный: культовые и археоастрономические смыслы древних святилищ / отв. ред. А.А. Тишкин, И.А. Жерносенко. – Барнаул: Изд-во Жерносенко С.С., 2010. – 143 с.
  • Бадер О.Н. Жертвенное место под Писаным камнем на р. Вишере // СА. – 1954. – Вып. XXI. – С. 241–258.
  • Викторова В.Д. Проблемы духовной культуры в исследованиях уральских археологов // Россия между прошлым и будущим: исторический опыт национального развития. Мат-лы конф. – Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2008. – С. 60–63.
  • Древние и современные культовые места Алтая / отв. ред. А.А. Тишкин. – Барнаул: Артика, 2011. – 124 с.
  • Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А. Мифы в камне: Мир наскального искусства России. – М.: Алетейа, 2005. – 472 с.
  • Изосимов Д.А. Культовые памятники населения горно-лесной полосы Среднего Предуралья: автореф. дис. … канд.ист.наук. – Екатеринбург, 2007. – 26 с.
  • Казанцев Р.С., Изосимов Д.А., Майстренко Д.А., Мельничук А.Ф. Комплексы раннего железного века в предгорной части р. Вишеры // Тр. Камской археолого-этногр. экс. – 2009. – Вып. 6. – С. 85–91.
  • Кочмар Н.Н. Писаницы Якутии. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1994. – 264 с.
  • Культовые памятники горно-лесного Урала / ред. А.И. Пономарева. – Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2004. – 430 с.
  • Мазин А.И. Древние святилища Приамурья. – Новосибирск: Наука, 1994. – 102 с.
  • Методика исследования культовых комплексов / отв. ред. А.А. Тишкин. – Барнаул: Пять плюс, 2012. – 144 с.
  • Молодин В.И., Ефремова Н.С. Грот Куйлю – культовый комплекс на реке Кучерле (Горный Алтай). – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2010. – 264 с.
  • Розвадовский А. Наскальное искусство и шаманизм: феноменология, контекст и этика // Теория и практика археологических исследований. – 2014. – № 2 (10). – С. 57–71.
  • Сериков Ю.Б. Проблемы археологии и древней истории Урала. – Нижний Тагил: Нижне-Тагильск. гос. соц.-педагог. академия, 2005. – 168 с.
  • Сериков Ю.Б. Скальные культовые памятники Шайтанского озера // Проблемы археологии: Урал и Западная Сибирь (к 70-летию Т.М. Потемкиной). – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007а. – С. 42–49.
  • Сериков Ю.Б. Становление ритуально-культовой практики у палеолитического населения Урала // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. – Барнаул: Азбука, 2007б. – Вып. 1. – С. 7–24.
  • Тиваненко А.В. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху камня и бронзы. – Новосибирск: Наука, 1989. – 202 с.
  • Тиваненко А.В. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху раннего средневековья. – Новосибирск: Наука, 1994. – 150 с.
  • Чаиркин С.Е. Пещеры Урала: общий обзор // Культовые памятники горно-лесного Урала. – Екатеринбург, 2004. – С. 24 – 37.
  • Широков В.Н. Древние образы священных скал // Культовые памятники горно-лесного Урала. – Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2004. – С. 63–83.
  • Широков В.Н. Композиции с рисунками птиц, копытных и змей в наскальных изображениях Урала // Уральский исторический вестн. – 2010. – № 1 (26). – С. 92–99.
  • Широков В.Н., Широкова Н.А. Пещера – святилище – миф: критерии интерпретации верхнепалеолитических декорированных пещер Урала // Уральский исторический вестн. – 2022. – № 2 (75). – С. 128–138.
Еще
Статья научная