К вопросу о понятии и содержании конституционного права на жилище
Автор: Дулатова Наталья Владимировна, Сагандыков Михаил Сергеевич
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право @vestnik-susu-law
Рубрика: Проблемы и вопросы гражданского права
Статья в выпуске: 1 т.17, 2017 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена развитию научных представлений о понятии и содержании конституционного права на жилище. В работе приводятся различные точки зрения на это понятие, в том числе в исторической ретроспективе. Право на жилище рассматривается как конституционное право, комплексный правовой институт и субъективное право гражданина. Содержание конституционного права на жилище должно основываться на нормах международного права, которые определяют его как возможность приобретения достаточного жилья и правомочие на стабильное обладание жильем. В связи с этим государство должно стремиться к разработке стратегического административного, законодательного, политического, экономического механизма реализации конституционного права граждан на жилище. В заключении отмечается, что помимо неприкосновенности, недопустимости произвольного лишения жилища, определяющих категорию «конституционное право на жилище», цивильное законодательство предусматривает и иные принципы, характеризующие критерий «право на жилое помещение».
Конституционное право на жилище, конституция рф, гражданское законодательство, жилищное право
Короткий адрес: https://sciup.org/147150130
IDR: 147150130 | DOI: 10.14529/law170111
Текст научной статьи К вопросу о понятии и содержании конституционного права на жилище
Конституция Российской Федерации в ст. 40 наделяет каждого гражданина нашей страны правом на жилище. Нет сомнения, что конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека. Традиционно признано, что заключается такое право в государственном обеспечении стабильного пользования жилым помещением на постоянной основе лицами, которые занимают его на законных основаниях, а также в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и нуждающимся в жилье гражданам, в оказании содействия в улучшении условий для проживания, в предоставлении действенных гарантий неприкосновенности жилища, а также недопустимости произвольного лишения граждан жилища.
В то же время в Жилищном кодексе РФ определены не только основные принципы, связанные с правом граждан на жилище, но и формы, порядок реализации данного права.
Конституционное право на жилище означает право каждого иметь жилье, гарантии возможности быть обеспеченным жильем и безопасности жилища, выражающегося в запрете на незаконное лишение или проникновения в жилое помещение вопреки воли проживающих в нем лиц.
Заметим, что основное право граждан на жилище, его неприкосновенность и неотчуждаемость закреплены практически во всех зарубежных конституционных актах. Например, Конституция США (поправка 4) провозглашает: «Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться…» [6, с. 359]. В Конституции Германии (ст. 13) предусматривается: «Жилище неприкосновенно. Обыски могут производиться только по распоряжению судьи, а в случаях, когда имеется опасность промедления, также по распоряжению других, предусмотренных законом, органов и только в установленном законом порядке. Проникновение в помещения и ограничение свободы действий могут, по общему правилу, иметь место не иначе, как в целях защиты от общественной опасности или смертельной опасности для отдельных лиц, а на основании закона также в целях предот- вращения непосредственной угрозы общественной безопасности и порядку, в частности для удовлетворения срочной потребности в помещениях, для борьбы с эпидемиями и охраны молодежи от грозящей опасности» [6, с. 72].
В период советской власти до 1977 года право граждан на жилище неизменно отождествлялось с таким понятием, как «право на жилую площадь». В некоторых научных исследованиях того времени в большинстве случаев уделялось внимание обоснованию права советских граждан на жилую площадь как института гражданско-правового характера, а не государственного (конституционного) права. Право граждан на жилище впервые закрепляется в Конституции СССР 1977 года (ст. 44). Норма отражала положение о том, что советское государство нацелено на развитие и охрану жилищного фонда, на содействие не только государственному, но и кооперативному, а также индивидуальному строительству жилья. В свою очередь государственные органы должны были стремиться к справедливому распределению жилья, обеспечению невысокой платы за коммунальные услуги. Видно, что ранее государство отвечало не только за строительство нового жилья, но и за его предоставление, распределение, что, безусловно, весомо для каждого гражданина нашей страны.
В последующем правовое закрепление указанного права находит место в Конституции РСФСР 1978 года (ст. 42) и Конституции РФ 1993 года, а также в кодифицированных жилищных законах – Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, Жилищном кодексе РСФСР.
В 1991 году Верховный Совет РСФСР закрепил статус Декларации прав и свобод человека и гражданина, что потребовало обновления конституционного законодательства, а также законодательства в других отраслях российского права, в том числе гражданского и жилищного. Тем самым были определены основы становления института права на жилище и перспективы его развития в дальнейшем, включая сегодняшнее время.
Более глубокие изменения, связанные с осмыслением сущности и природы права граждан на жилище, в юридической литературе произошли после принятия Конституции РФ в 1993 году. В ней указанное право приобрело статус важнейшего конституционного прин- ципа и субъективного социально-экономического права.
Если говорить о современном состоянии исследуемого института, обобщая существующие научные взгляды [4; 7], то необходимо отметить, что искомое право характеризует сложная юридическая природа, а также возможность реализации в отношениях, регулируемых различными отраслями российского права – жилищным, административным, гражданским. В этой связи интересно мнение Т. П. Водкиной, которая посвятила изучению этого института диссертацию [1, с. 4]. Учитывая вышесказанное, автор справедливо отмечает, что право на жилище в объективном смысле следует считать комплексным межотраслевым правовым институтом, основанным на нормах Конституции РФ [1, с. 4].
В то же время П. И. Седугин подмечает, что конституционное право на жилище необходимо рассматривать в рамках государственно-правового института, положения которого создают базу для совершенствования и развития как жилищного законодательства, так и всей системы жилищных правоотношений. Указанный правовой институт формирует основу пользования жилыми помещениями, заключения сделок и других юридически значимых действий в данной сфере [8, с. 15].
Не оспаривая указанных высказываний, мы видим возможным анализ права на жилище как института государственного права. В первую очередь, содержание конституционного права на жилище, аналогично международно-правовому закреплению, должно быть сведено к правовой возможности приобретения достаточного жилья и правомочию на стабильное обладание жильем.
Считаем, что главным критерием государственной социальной политики должны быть доступность и обеспеченность жильем и основное содействие в этом должно быть обеспечено государственными и муниципальными органами. В этой связи интересно мнение Н. Б. Желдак: «Право на жилище реализуется всеми гражданами самостоятельно не запрещенными законом способами. Это означает, что государство больше не должно обеспечивать всех своих граждан жильем» [4, с. 40].
Cчитаем необходимым отметить, что на примере существующей в Организации Объединенных Наций системы специальных процедур на достаточное и стабильное жилье на- ше государство должно стремиться к разработке стратегического административного, законодательного, политического, экономического механизма реализации конституционного права граждан на жилище. В частности необходимо разработать национальный проект в сфере жилья, в котором должны быть определены цели развития жилищного сектора, уделив внимание категориям лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий; определить имеющиеся в распоряжении ресурсы для достижения этой цели; обозначить наиболее эффективный способ ее исполнения; изложить обязанности и ответственность сторон; предусмотреть надзор и контроль за достигнутыми результатами и обеспечить принятие надлежащих мер по исправлению нарушений. Иными словами, указанная цель должна формулировать условия для реализации права на достаточное и стабильное обладание жилищем. Как отмечает С. С. Султанова, «решение вопросов обеспечения достаточного уровня жизни должно быть найдено в тесном контакте общественности и государства, где конечной целью станет создание условий достойного развития человека в обществе» [9]. Конечно, при этом речь должна идти об обеспечении баланса между потребностями граждан при реализации их социальных прав, включая конституционное право на жилище, и финансовыми возможностями государства.
Полагаем, что право граждан на жилище – это емкая категория, которая включает в себя и составной элемент правового статуса граждан, и конституционное право, и соответствующий государственно-правовой институт. В связи с этим содержание права граждан на жилище должно быть раскрыто в разных аспектах с учетом представленных смысловых значений.
В свете вышесказанного мы считаем, что конституционное право на жилище - это реализуемое в различных по своей правовой природе правоотношениях субъективное право, являющееся элементом конституционного статуса гражданина, определяющееся юридической возможностью приобретения достаточного жилища и стабильного обладания им, которому корреспондируют конкретные обязанности государства обеспечить условия для его эффективной реализации.
Из представленной авторской позиции, возникает закономерный вопрос о допустимости соотношения понятий «конституционное право на жилище» и «право на жилое помещение».
Как ранее отмечалось, многоаспектность конституционного права на жилище проявляется в том, что оно выступает юридической платформой и основанием возникновения многочисленных форм и способов осуществления права на жилое помещение в конкретных жилищно-правовых отношениях. Как заметила Л. Ю. Грудцына, «конституционное понятие «право на жилище» не сводится к гражданско-правовому понятию «право на жилую площадь», под которым обычно подразумевается комплекс правомочий нанимателя по пользованию жилым помещением, предоставленным ему по договору или другому законному основанию» [2, с. 43]. К сожалению, разумное высказывание автора в определении «право на жилую площадь или право на жилое помещение» свелось только к правомочию пользования нанимателем, тогда как это право может подразумевать субъективное право собственника жилого помещения, субъективное право членов семьи собственника, право нанимателей и членов его семьи по договорам социального найма, нанимателей специализированного жилищного фонда и т.д.
Право на жилое помещение характеризует в своей работе И. В. Качалова следующим образом: «Это субъективное гражданское право на конкретное жилое помещение, которое по юридической природе может быть вещным, обязательственным, корпоративным. Это понятие не должно отождествляться, с одной стороны, с элементом общей правоспособности всякого физического лица (правом на жилище), с другой стороны, с элементом специальной гражданской правоспособности физического лица, признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий, приобрести право на жилое помещение по договору социального найма (правом на жилплощадь)» [5, с. 8].
Очень точно, на наш взгляд, было подмечено М. И. Давлетовой, которая сравнивает субъективное гражданское право на жилое помещение с реализованным конституционным правом на жилище. Действительно, как отмечалось ранее, конституционное право на жилище, представляет собой только субъективное право на возможность обладания жильем, закрепленное в Конституции РФ, и выступает нормативным основанием возник- новения субъективного гражданского права на жилое помещение [3, с. 8].
М. И. Давлетова с учетом общего представления о понятии «субъективное право» под субъективным гражданским правом на жилое помещение понимает «вид и меру возможного поведения управомоченного лица, которое (поведение) складывается по поводу жилого помещения, принадлежащего этому лицу на том или ином правовом основании» [3, с. 7].
Конституционное право на жилище, с одной стороны, представляет собой статутное право, означающее некую принципиальную возможность обладать жильем, а с другой – это базирующее на нормах права юридическое основание субъективного гражданского права на жилое помещение, которое в свою очередь возникает под воздействием установленных юридических фактов [3, с. 8].
Гражданское и жилищное право регулирует организационные и имущественные отношения, возникающие в связи с предоставлением жилых помещений, владением, пользованием, распоряжением ими. Поэтому можно утверждать, что жилое помещение – это в первую очередь объект жилищных прав, выполняющий основную социальную функцию, в том числе являющимся средством реализации конституционного права граждан на жилище.
В заключение стоит отметить, что на сегодняшний момент наше государство находится на пути становления правового государства, в свою очередь определенные модели отношений требуют эффективного законодательного регулирования. По этой причине периодически меняется гражданское, жилищное законодательство, признанное урегулировать эти отношения на основе конституционных принципов. Другими словами, наряду с вышеуказанными конституционными постулатами неприкосновенности, недопустимости произвольного лишения жилища, определяющих категорию «конституционное право на жилище», цивильное законодательство предусматривает и иные принципы, характеризующие критерий «право на жилое помещение». К таким основополагающим началам относят равенство субъектов, неприкосновенность собственности, право на собственность, добросовестность сторон, свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, необходимость обеспечения реализации прав, защиту прав и т.д.
Список литературы К вопросу о понятии и содержании конституционного права на жилище
- Водкина, Т. П. Конституционное право на жилище: теоретические основы и нормативно-правовые особенности в субъектах Российской Федерации: автореферат дис. … канд. юрид. наук/Т. П. Водкина. -М., 2011. -21 с.
- Грудцына, Л. Ю. Конституционное право граждан на жилище. Неприкосновенность жилища/Л. Ю. Грудцына//Адвокат. -2005. -№ 7. -С. 40-47.
- Давлетова, М. И. Субъективное гражданское право на жилое помещение: нормативные основания и некоторые проблемы правовой охраны: автореферат дис. … канд. юрид. наук/М. И. Давлетова. -Казань, 2003. -24 с.
- Желдак, Н. Б. Правовые особенности конституционного права на жилище/Н. Б. Желдак//Материалы региональной научно-практической конференции (29 ноября 2003 г.). -Владивосток, 2004. -С. 40-43.
- Качалова, И. В. Право собственности и иные вещные права граждан на жилые помещения: автореферат дис. … канд. юрид. наук/И. В. Качалова. -М., 2006. -29 с.
- Конституции зарубежных государств: учебное пособие/сост. В. В. Маклаков. -М.: Издательство БЕК, 2002. -592 с.
- Курпякова, С. И. Дискуссионные вопросы современного понимания содержания права граждан на жилище/С. И. Курпякова//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». -2009. -№ 40 (173). -С. 85-88.
- Седугин, П. И. Жилищное право: учебник/П. И. Седугин. -М.: Норма, 2004. -369 с.
- Султанова, С. С. Реализация права человека на достойный уровень жизни в Российской Федерации/С. С. Султанова//Евразийский юридический журнал. -2012. -№ 3 (46).