К вопросу о понятии «потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача»

Бесплатный доступ

В статье автор анализирует научные и законодательные положения, определяющие юридическую сущность понятия «потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача», устанавливает различие в содержании терминов, которыми обозначается это явление, выделяет направления совершенствования законодательства в сфере противодействия незаконному потреблению наркотиков.

Потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, административная ответственность, злоупотребление наркотиками, немедицинское потребление наркотиков, незаконное потребление наркотиков

Короткий адрес: https://sciup.org/140250134

IDR: 140250134

Текст научной статьи К вопросу о понятии «потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача»

Статьей 40 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» установлен запрет на потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. За нарушение этого запрета в статьях КоАП РФ установлена административная ответственность. Вместе с тем ни в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах», ни в КоАП РФ не дано легального определения понятия «потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача». Отсутствие понятия может повлечь существенные ошибки в правоприменительной деятельности при квалификации деяний лиц по ст. 6.9, 20.20, 20.22 КоАП РФ.

В научной литературе встречаются разные подходы к толкованию понятия «потребление наркотических средств или психотропных веществ». Так, с точки зрения Э.В. Рожковой, как незаконное потребление наркоти- ческих средств или психотропных веществ следует рассматривать «действия, в результате которых осуществляется использование физическим лицом наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача с целью извлечения их психоактивного воздействия на свой организм»[9, с. 63]. М.В. Анисифорова предлагает понимать под потреблением наркотических средств, психотропных веществ «их личное использование, совершенное любым возможным способом, и влекущее распространение психоактивного действия в организме» [2, с. 81]. По мнению М.В. Назарука, потребление наркотических средств, психотропных веществ – это «любые умышленные действия лица по использованию наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов для извлечения их психоактивного воздействия на свой организм» [7, с. 9].

Общим для всех трех определений является указание на цель употребления наркотического средства – психоактивное воздействие на организм человека. Вместе с тем для административной ответственности за потребление наркотического средства цель потребления значения не имеет: лицо может преследовать иные цели, например удовлетворение любопытства, снятие болевого синдрома и т.д.

Значительно отличается определение, предложенное А.В. Жильцовым: потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача – «добровольное, осуществляемое лицом-потребителем самостоятельно либо по его просьбе другими лицами введение указанных средств или веществ в свой организм» [1, с.87]. В этом случае автор не только описывает деяние – введение веществ в организм, но и указывает на такой критерий, как добровольность. Интересно, что М.В. Назарук в качестве существенного признака потребления наркотических средств называет умышленность действий лица.

Согласно ст. 2.2 КоАП РФ деяние считается совершенным умышленно, если лицо осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Таким образом, применительно к ст. 6.9 КоАП РФ лицо должно осознавать, что потребляет именно наркотические средства, не имея разрешения врача, и желать их употребить. При этом термин «добровольность» подчеркивает не только сознательный характер действий лица, но и наличие у лица возможности выбора вариантов поведения. Следует согласиться с мнением Н.Н. Цуканова, А.В. Жильцова о том, что «если наркотическое средство или психотропное вещество введено лицу насильно либо путем обмана в целях: а) вовлечь его в употребление наркотических средств; б) довести будущую жертву преступления до беспомощного состояния; в) опорочить лицо, спровоцировать применение к нему мер правового принуждения (например, злоумышленник, зная о предстоящем тестировании лица, подмешивает ему в пищу психотропное вещество), вина лица не усматривается» [5].

Отметим, что недостатком определения, данного А.В. Жильцовым, является нехватка основного критерия незаконности потребления – отсутствие назначения врача.

Назначение врача, согласно п. 3 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 14 января 2019 г. N 4н, включает в себя наименование лекарственного препарата, дозировку, способ введения и применения, режим дозирования, продолжительность лечения. Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 КоАП РФ, будет не только в случае потребления вещества или препарата, не предусмотренного назначением врача, но и потребления назначенного вещества, но в большей, чем это предусмотрено, дозировке, с нарушением режима дозирования или продолжительности лечения (например, после окончания лечения).

Но насколько целесообразно привлечение к административной ответственности лиц за нарушение назначений врача? Как показывает практика, лекарственные препараты, содержащие наркотические средства, назначаются для обезболивания лицам с тяжелыми, зачастую неизлечимыми заболеваниями. Такие препараты подлежат предметно-количествен- ному учету и могут быть отпущены только по рецепту врача, соответствующему установленным требованиям, в количестве, строго предусмотренном назначением врача. Получить препарат в большем количестве лицо не имеет возможности, так как отпуск данных лекарств строго контролируется государственными органами. Следовательно, у лица фактически отсутствует возможность принять наркотическое средство в большей дозе или чаще, чем предусмотрено назначениями врача.

Стоит отметить, что нарушение будет и в случае, когда лицо принимает лекарственное средство реже или в меньшей дозе, чем это предусмотрено назначением врача, например, опасаясь возникновения наркотической зависимости или в силу иных обстоятельств. Подлежит ли такое лицо административной ответственности? В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ направлена на выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, принципами государственной политики являются приоритетность мер по профилактике наркомании, а также доступность наркотических средств и психотропных веществ гражданам, которым они необходимы в медицинских целях. Поскольку наркотическое средство лицо потребляет на законных основаниях – по рецепту, противоправности в его действиях не будет, следовательно, лицо административной ответственности не подлежит.

Таким образом, потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача можно определить как добровольное, совершаемое без назначения врача введение наркотических средств или психотропных веществ в организм любым способом, осуществляемое лицом самостоятельно или по его просьбе другими лицами. Полагаю, что данное определение для целей правового регулирования должно быть закреплено в примечании к ст. 6.9 КоАП РФ, поскольку такая формулировка раскрывает существо административного правонарушения и позволит правильно квалифицировать действия лица.

Говоря о понятии «потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача», следует отметить, что в законодательстве и в научной литературе нет единства в терминологии, которой обозначается данное деяние. Наряду с указаным в КоАП РФ и Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» понятием встречаются термины «злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами»1 [8, с. 183-188; 10, с. 39-48], «немедицинское потребление наркотических средств»2 [3, с. 129-132; 4, с. 44-51], «незаконное (нелегальное) потребление наркотиков» [9, с. 62-63; 11, с. 8892]. Однако возможно ли использовать их для обозначения одного и того же явления?

Прежде всего, следует остановиться на различии в терминологии, используемой в российском и международном законодательстве. Единая Конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.) содержит два термина: «потребление наркотиков» и «злоупотребление наркотическими средствами». Под потреблением, согласно ч. 2 ст. 1 Единой Конвенции, понимается доставление любому лицу или предприятию для розничного распределения, медицинского применения или научно-исследовательской работы. Согласно Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах» такие действия, как перевозка, пересылка, распределение, использование являются частью легального оборота наркотиков. Поэтому термин «потребление» в том понимании, в каком он предлагается в Конвенции, для целей административной ответственности неприменим.

Термин «злоупотребление» используется в ст. 38 Единой Конвенции, из контекста которой следует, что речь идет об употреблении наркотических средств физическими лица- ми. Этот же термин в аналогичном понимании встречается и в некоторых российских подзаконных правовых актах1. Однако такое «вольное» использование терминов нарушает требования юридической техники, что в последующем может повлечь за собой проблемы в толковании правовых актов и в правоприменительной деятельности.

Термин «злоупотребление» может использоваться в разных смыслах. Так, в медицине под злоупотреблением лекарственными препаратами понимается передозировка лекарств, прием лекарств в большей дозе, чем назначено врачом [6]. Толковый словарь Ожегова содержит такое определение злоупотребления: «проступок, состоящий в незаконном, преступном использовании своих прав, возможностей». Таким образом, важной чертой злоупотребления является исходное наличие права у лица на совершение каких-либо действий. Применительно к наркотическим средствам и психотропным веществам лицо получает право потреблять только при наличии назначения врача. Соответственно, под злоупотреблением наркотическими средствами и психотропными веществами будет пониматься ситуация, когда лицо, принимающее наркотики по назначению врача, превышает их дозировку. Косвенным подтверждением этого вывода выступают положения ряда федеральных законов и других нормативных правовых актов, в которых используется терминология «потребление наркотических средств без назначения врача» и «злоупотребление алкоголем и токсическими веществами»2.

Понятие «немедицинское потребление наркотических средств». В малом академическом словаре термин «медицинский» определяется как «связанный с медициной, с лечебной деятельностью, применяемый в медицине». Следовательно, «немедицинский» – это не связанный с лечебной деятельностью, не применяемый в медицине. Но, как уже рассматривалось выше, незаконное потребление наркотиков может иметь место и в медицине, когда нарушается предусмотренный назначением врача порядок его употребления. Таким образом, понятие «немедицинское потребление» будет охватывать только случаи потребления наркотических средств и психотропных веществ в быту и в качестве синонима «потребление без назначения врача» употребляться не может.

Рассмотрим понятие «незаконное (нелегальное) потребление наркотиков». «Законный» и «легальный» являются синонимами и имеют значение, согласно Толковому словарю Ушакова: «согласный с законом, основанный на законе». Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» в абз. 16 ст. 1 ставит знак равенства между незаконным потреблением наркотических средств и психотропных веществ и потреблением их без назначения врача. Такое положение вызывает ряд вопросов.

Исходя из содержания ст. 25, 26 этого же Федерального закона, наркотические средства и психотропные вещества могут быть назначены не только врачом, но и фельдшером, акушеркой. При этом врач, фельдшер и акушерка являются разными медицинскими работниками, у них разные квалификационные требования и выполняемые функции. Получается, что потребление лицом наркотического средства, назначенного фельдшером, не будет незаконным, но при этом формально будет нарушать ст. 40 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», устанавливающую запрет на потребление без назначения врача.

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» в ст. 36.1 предусматривает возможность использования наркотических средств и психотропных веществ воинскими частями и государственными органами, осуществляющими правоохранительную деятельность, при уча- стии в вооруженных конфликтах, оперативнобоевых мероприятиях, выполнении боевых и учебно-боевых задач без лицензии, в порядке, установленном этими органами по согласованию с МВД России. Так, в проекте приказа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ «Об утверждении Инструкции о порядке использования наркотических средств подразделениями территориальных органов, воинскими частями (подразделениями) войск национальной гвардии Российской Федерации при участии в вооруженных конфликтах, оперативно-боевых мероприятиях, выполнении боевых и учебно-боевых задач», подготовленного Росгвардией 24 ноября 2016 г. (приказ не был принят), предусматривалось комплектование индивидуальных аптечек сотрудников, задействованных в специальных мероприятиях, наркотическими средствами с последующим использованием при ранениях и травмах.

В настоящее время в правоохранительных органах и вооруженных силах России наркотические или психотропные препараты в состав индивидуальных аптечек не входят, однако их введение и использование в периоды пандемий, чрезвычайного или военного положения могут быть вполне реальными.

Ранее – до 2012 г. – вооруженные силы РФ оснащались аптечкой индивидуальной АИ-II1, в состав которой входил наркотический опиоидный анальгетик «промедол». Данный препарат применялся для оказания первой помощи себе или иным лицам при сильных болях, вызванных переломами, обширными ранами и т.д. Такое потребление наркотических средств осуществлялось без назначения врача, но при этом было ли оно незаконным? Учитывая, что аптечка использовалась официально, полагаем, что такое потребление могло считаться легальным, и лицо, потребившее наркотическое средство, в этом случае привлечению к административной ответственности не подлежало.

Таким образом, незаконное (нелегальное) потребление наркотических средств является более широким понятием, чем потребление наркотических средств без назначения врача, и включает в себя все варианты потребления наркотиков без назначения соответствующих медицинских работников, а также потребление с нарушением порядка, предусмотренного иными нормативными правовыми актами.

В связи с этим представляется перспективным внесение ряда изменений в действующее законодательство. Так, абз. 16 ст. 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» следует изложить в редакции: «Незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ – добровольное введение наркотических средств или психотропных веществ в организм любым способом, осуществляемое лицом самостоятельно или по его просьбе другими лицами, в нарушение действующего законодательства». Статью 40 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» необходимо сформулировать следующим образом: «В Российской Федерации запрещается добровольное введение наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ в организм любым способом, осуществляемое лицом самостоятельно или по его просьбе другими лицами, в нарушение действующего законодательства (незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ)». Соответственно, в ст. 6.9, 20.20, 20.22 КоАП РФ должна быть установлена административная ответственность за незаконное потребление наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Список литературы К вопросу о понятии «потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача»

  • Административная ответственность за правонарушения, связанные с оборотом наркотиков: учебное пособие / под общ. ред. Н.Н. Цуканова. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2020.
  • Анисифорова, М.В. Административная ответственность за нарушение законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / М.В. Анисифорова. - М., 2018.
  • Димитрова, Е.А. Обоснованность криминализации немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и новых потенциально опасных психоактивных веществ в России / Е.А. Димитрова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - N 11-1 (65). - Ч. 1.
  • Жильцов, А.В. К вопросу о модернизации административно-правового инструментария противодействия потреблению несовершеннолетними наркотических средств и психотропных веществ / А.В. Жильцов, Е.А. Димитрова, И.В. Кудашова // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2017. - N 4 (42).
  • Жильцов, А.В. Алгоритм действий сотрудников органов наркоконтроля по реализации части 1 статьи 6.9 КоАП РФ: состояние и пути совершенствования / А.В. Жильцов, Н.Н. Цуканов // Журнал юридических исследований. - 2016. - Т. 1. - N 1.
  • Медицинская энциклопедия. - URL: https://gufo.me/dict/medical-encyclopedia/злоупотребление_лекарствами (дата обращения: 14.05.2020)
  • Назарук, М.В. Административная ответственность за незаконные потребление, хранение, потребление наркотических средств или психотропных веществ: автореф. дис.. канд. юрид. наук: 12.00.14 / М.В. Назарук. - Тюмень. 2004.
  • Орехова, Н.А. Потребление несовершеннолетними наркотических средств: факторы риска и принципы профилактики / Н.А. Орехова // Вестник Воронежского института МВД России. - 2018. - N 3.
  • Рожкова, Э.В. Административная ответственность за правонарушения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / Э.В. Рожкова. - Саратов, 2009.
  • Сбирунов, П.Н. Организация профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ / П.Н. Сбирунов // Наркоконтроль. - 2018. - N 2.
  • Щеглов, А.И. Роль профилактического учета, осуществляемого участковыми уполномоченными полиции, в противодействии незаконному потреблению наркотических средств / А.И. Щеглов // Алтайский юридический вестник. - 2018. - N 3 (23).
Еще
Статья научная