К вопросу о потенциале теоретико-игрового подхода в изучении правового поведения

Автор: Черевко Р.В.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 1 (41), 2020 года.

Бесплатный доступ

Теоретико-игровой подход является современным методом для формализации взаимоотношений между сторонами. Статья посвящена некоторым аспектам применения теории игр в анализе правового поведения субъектов права. Показана связь и применимость математических моделей теории к правовым ситуациям.

Теория игр, математический метод, правовое моделирование, экономический анализ права, legal modelingбeconomic analysis of law

Короткий адрес: https://sciup.org/140287232

IDR: 140287232

Текст научной статьи К вопросу о потенциале теоретико-игрового подхода в изучении правового поведения

Russian Federation, Krasnoyarsk

TO THE QUESTION OF THE POTENTIAL OF GAME THEORY TO RESEARCHING OF LEGAL BEHAVIOR

Человеческое поведение зачастую основано не на научных принципах, часто решения принимаются исходя из здравого смысла, иногда на основе аналогий, интуиции, чаще руководствуясь чувством или привычками. При таких подходах шансы принять решение, которое будет являться правильным выбором, не очень высоки.

Одной из наук, которая предоставляет возможность описания принятия решений с математической точки зрения и обоснование подходов к их анализу, является теория игр, представляющая собой теоретические основы математических моделей принятия оптимальных решений в конфликтных ситуациях.

Математические аспекты теории игр были изложены в классической книге 1944 года Джона фон Неймана и Оскара Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение», они получили широкое распространение в разных науках. Как правило, методы теории игр находят применение в международных отношениях, экономике, чуть реже в других общественных науках - социологии, политологии, психологии, этике и других, в том числе и юриспруденции.

Например, в теории игр существует «дилемма заключенного», которая в анализе международных отношений играет ключевую роль. Это такая модель, где сторонам предлагается два варианта – предать другую сторону и получить максимальную выгоду, но при условии, что другая сторона не предаст. В случае, если и другая сторона решит предать, для обеих сторон наступает наиболее неблагоприятные последствия. Если же они сотрудничают и договариваются не предавать друг друга, то результат средний. При этом, ни одна сторона не знает, как поступит другая. В дилемме заключённого предательство строго доминирует над сотрудничеством, поэтому единственное возможное равновесие — предательство обоих участников. Проще говоря, каким бы ни было поведение другого игрока, каждый по отдельности выиграет больше, если предаст. Поскольку в любой ситуации предать выгоднее, чем сотрудничать, все рациональные игроки выберут предательство.

В качестве реализации такой модели приводятся примеры договоров: договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой; договор о нераспространении ядерного оружия. Государства сотрудничают, если выполняют условия того или иного договора и не финансируют дальнейшую гонку вооружений. При этом каждая из сторон выиграет за счет экономии средств, выполнение договоров сторонами гарантирует их взаимную безопасность1.

С теоретической точки зрения, в правовой науке теория игр применяться может. При оценке мотивации участников правоотношений теоретико-игровой подход во многом опирается на экономический анализ этих правоотношений, теория игр в праве тесным образом связана с экономическим анализом права.

В юридической методологии уже применяются математические методы. Как правило, речь идет о статистике, теории вероятностей, логике и других разделах математики. Различные математические методы применяются для решения задач статического анализа правовых явлений, подготовки отчетов для оценки эффективности правоприменительной практики и др2.

В праве же можно выделить такие сферы, где теория игр может применятся. Например, поведение сторон арбитражного процесса, представляет собой некую игру. Субъекты, при выборе определенного варианта поведения, всегда оценивают прибыль и выгоды другого варианта поведения. В частности, такие решения выражаются в анализе судебной практики и поиске подходящего суда с точки зрения выгодного игроку исхода дела с определенной долей вероятности3.

Положения теории игр применимы к договорному праву. Стороны договора подвержены сверх оптимизму относительно результатов переговоров и весомости своих аргументов. Как свидетельствуют исследования в сфере теории игр и анализа поведенческих моделей, каждая сторона договора в большинстве случаев ошибочно склонна скорее считать себя правой в своей позиции и выражать внутреннюю уверенность в своей победе в случае рассмотрения спора судом4.

Теория игр выявляет оптимальную поведенческую стратегию субъектов с помощью «игр», т.е. через построение моделей поведения. Вышеуказанная «дилемма заключенного» является такой моделью. Данная дилемма может рассматриваться и в юриспруденции. Например, при построении системы превенции правонарушений: «При отсутствии права или иных социальных регуляторов стратегия некооперативного и бесчестного поведения оказывается доминирующей стратегией поведения рационального участника оборота в рамках одноразового взаимодействия с другими людьми»5, - указывает А.Г. Карапетов.

Другая модель - игра» кто первый испугается». Формулируется она так: если по узкой дороге навстречу друг другу двигаются два автомобиля, то единственный вариант избежать столкновения - свернуть6. Согласно условиям такой игры, сделать это нужно как можно ближе к моменту возможного столкновения, чтобы подвигнуть противника свернуть, а самому проехать. В результате, тот, кто свернул, - проиграл, тот, кто проехал стал победителем. Эта модель описывает типичный конфликтную ситуацию, где никто не хочет уступать и все хотят выиграть за счет проигрыша другого. В такого рода конфликтах каждая сторона постоянно повышает ставки, надеясь, что другая сторона не выдержит и «свернет». Однако, если обе стороны не пожелают уступать или сделают это слишком поздно, пострадают оба.

Как указывает Д. И. Степанов, такая игра наблюдается в дедлоке, где сторона, запускающая дедлок, надеется, что оппонент в итоге сдастся, и лишь тогда она выйдет победителем7. Однако, проигрывают оба, когда корпорация останавливает свою деятельность. Обе стороны получают самый худший вариант из всех возможных - ликвидацию корпорации. Тем самым стороны вынуждены двигаться пути, где нужно поступиться своими требованиями, не допуская излишнего накала конфликта и в итоге не допуская дедлока под страхом потерять все.

Поэтому, несмотря на то, что теория игр зародилась как математическая концепция, как показывают вышеизложенные примеры, она применима и в юриспруденции, объясняя мотивацию выбора стратегии поведения участников правоотношений.

Список литературы К вопросу о потенциале теоретико-игрового подхода в изучении правового поведения

  • Дегтерев Д.А. Применение математических методов в юридической методологии / Д.А. Дегтерев // Государство и право. - 2014. - № 8. - С. 82-87.
  • Дегтерев Д.А. Теория игр и международные отношения / Д.А. Дегтярев // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 2. - С. 79-89.
  • Диксит А. Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни / А. Диксит, Б. Нейлбафф; пер. с англ. Н. Яцюк. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 605 с.
  • Залоило М.В., Ибрагимова Ю.Э. Современные проблемы толкования права / М.В. Залоило, Ю.Э. Ибрагимова // Журнал российского права. - 2016. - № 8. - С. 78-95.
  • Карапетов А.Г. Модели защиты гражданских прав: экономический взгляд / А.Г. Карапетов // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. - 2014. - № 11. - С. 24-80.
  • Очхаев Т.Г. Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств / Т.Г. Очхаев. - М.: Статут, 2017. - 208 с.
  • Степанов Д.И. Дедлоки в непубличных корпорациях: возможные варианты развития законодательства и судебной практики / Д.И. Степанов // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. - 2015. - № 9. - С. 60-113.
Еще
Статья научная