К вопросу о правовой характеристике цифровых технологий в гражданском праве
Автор: Родионов Л.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 4-3 (31), 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается изменение правовой базы в целях внедрения и использования информационных технологий в цифровой экономики России, включая совершенствование механизмов предоставления финансовых услуг в электронной форме и обеспечение их информационной безопасности на основе внесения изменений в Гражданский кодекс РФ и иных нормативно-правовых актах.
Цифровая экономика, гражданский кодекс, договор, сделки, криптовалюта, ценная бумага, деньги, информационные технологии
Короткий адрес: https://sciup.org/170186176
IDR: 170186176 | DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10835
Текст научной статьи К вопросу о правовой характеристике цифровых технологий в гражданском праве
В настоящее время цифровая среда в гражданском праве России находится на этапе активного развития. Актуальность темы объясняется повсеместным распространением информационных технологий в жизни общества и естественно они играют значительную роль в сфере гражданских правоотношений. Деятельность любого гражданина в виртуальном пространстве (сеть Интернет, разнообразные электронные игры и т.п.) на текущий момент регулируется традиционными нормами гражданского права, лишь адаптированными для регуляции подобного типа отношений, однако устаревшими в современных технологиях, что приводит к некорректным решениям при судебных разбирательствах в сфере гражданско-правовых отношений.
Важнейшие этапы развития общественных сетей в РФ начинались в 1990-е годы. В сентябре 1997 года появилась поисковая система «Яндекс», на сегодняшний день являющаяся одной из самых популярных поисковых систем. В октябре 1998 года в русскоязычном сегменте Интернет появилась служба «Mail.ru». Позднее происходят события так называемой «Мобильной революции». Цифровые и сетевые технологии, начиная с середины 1990-х годов имеют кардинальное влияние на торговлю и социальную жизнь, интернет-магазины.
23 сентября 1992 года вышел закон Российской Федерации № 3253-1 «О правовой охране программ для электронных вычис- лительных машин и баз данных», законодательно закрепивший определение одного из важнейших элементов цифровых технологий всех видов – программы для ЭВМ. Закон РФ № 3253-1 не закреплял правовой статус цифровых технологий, однако впервые цифровые технологии рассматриваются объектом правовой охраны.
Данный закон закреплял авторские права разработчиков программного обеспечения для ЭВМ и устанавливал ответственность за нарушения авторских прав на него. 18 декабря 2006 года Федеральный закон №3523-1 утратил силу в связи с введением в действие части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая включала в себя все пункты данного закона.
В Экспертном заключении Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства вполне обоснована необходимость развития гражданского законодательства для целей адекватного регулирования «цифровой экономики» и не вызывает сомнений».
Цифровая экономика в настоящее время находится в стадии своего становления и динамичного развития. Многие экономические и технологические модели отношений еще не являются устоявшимися в хозяйственной практике. В связи с этим представляется преждевременным установление базовых понятий в кодификаци- онном акте, поскольку они еще не являются устоявшимися не только в науке и юриспруденции, но и в экономике.
Закономерно разграничение феноменология криптовалюты и цифровых прав как сущностей разного порядка. При этом цифровые права ставятся в один ряд с традиционными объектами гражданских прав, а именно с имущественными правами, включающими безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги. В гражданском законодательстве на сегодняшний день отсутствует определение криптовалют, являющихся разновидностью цифровой валюты, создание и контроль за которой базируются на криптографических принципах. Говоря простым языком о криптовалюте – это цифровая валюта, в качестве ее единицы выступают монеты (coin). Они защищаются от возможности подделки, представляя собой зашифрованную информацию, недоступную к копированию, благодаря использованию метода криптографии. Понятие "криптовалюта" сокращенное от "криптографическая валюта" – это валюта, распространяемая посредством компьютерных сетей, в форме уникальных цифровых кодов, имеющая определенную меру стоимости, используемую при расчетах, а также для инвестиций. Наиболее распространенными и известными криптовалютами являются Bitcoin, Ethereum, Litecoin и др.
В целях включения информации в хозяйственный оборот необходимо ее закрепить в ст. 128 ГК в качестве объекта гражданских прав. На необходимость рассматривать информацию в качестве объекта гражданских правоотношений заостряли внимание Инюшкин А.А., Кириченко О.В., Зверева Е.А.
Актуальным становится изменение правовой базы в целях внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке, включая совершенствование механизмов предоставления финансовых услуг в электронной форме и обеспечение их информационной безопасности. Речь идет о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ.
С 1 октября 2019 года в Гражданском кодексе РФ появятся цифровые права, смарт–контракты и big data в связи с принятием Госдумы в окончательном третьем чтении проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей ГК РФ» (о цифровых правах). Таким образом закрепляется базовое определение «цифровое право», юридический аналог термина «токен». Введена новая статья 141.1 ГК «Цифровые права»; Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.
К простой письменной форме сделки приравнивается выражение лицом своей воли с помощью электронных или других аналогичных технических средств. Устанавливается, что дистанционное выражение лицом своей воли с помощью электронных или иных технических средств считается выражением воли в надлежащей письменной форме, если: используемые при волеизъявлении технические средства позволяют воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки; использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.
Внесена определенность в сферу использования «самоисполняемых сделок». Смарт-контракт не является отдельной сделкой, это всего лишь условие об автоматическом исполнении любого гражданско–правового договора. Лицо, покупающее тот или иной виртуальный объект, получит его автоматически при наступлении указанных в соглашении обстоятельств, то есть исполнение произведет сама информационная система.
В практике имеют место быть проблемные вопросы, возникающие при заключении сделок в Интернете: признание сделки незаключенной, неосведомленность лица об условиях соглашения, технический сбой, недобросовестное поведение сторон соглашения или третьих лиц, недобросовестное поведение лиц, осуществляющих передачу данных, идентификация личности подписанта, несовпадение воли и волеизъявления подписанта, неэффективность способов защиты нарушенных прав и др. Возникающие проблемы частично компенсируются судебной практикой и обычаями делового оборота.
Новая статья 783.1 ГК предусматривает конструкцию договора об оказании услуг по предоставлению информации. Договором может быть указана обязанность не совершать действия, в результате которых передаваемая информация может быть раскрыта третьим лицам.
С точки зрения юридической техники автор полагает, что все предлагаемые базовые понятия должны быть закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации, иначе мы получим много коллизий при практической реализации цифровых технологий в гражданско-правовых отношениях.
Список литературы К вопросу о правовой характеристике цифровых технологий в гражданском праве
- Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 (с изм. на 02.02.2006 г.) «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // СЗ РФ. 1992. №42. ст. 2325; 2006. №6. ст. 636.
- Зверева Е.А. Информация как объект неимущественных гражданских прав // Право и экономика. 2003. № 9; СПС "КонсультантПлюс". (дата обращения 25.04.2019г.)
- Инюшкин А.А. Информация в системе объектов гражданских прав и ее взаимосвязь с интеллектуальной собственностью на примере баз данных // Информационное право. 2016. № 4. С. 4-7; СПС "КонсультантПлюс".(дата обращения 25.04.2019 г.)
- Интернет ресурс https://www.law.ru/news/20946-gosduma-prinyala-zakon-o-tsifrovyh-pravah (дата обращения 24.04.2019 г.)
- Кириченко О.В. Информация как объект гражданских правоотношений // Современное право. 2014. № 9. С. 77-81; СПС "КонсультантПлюс".(дата обращения 25.04.2019 г.)
- Лазарев Я. Цифровая среда - новое поле для гражданского права. Интернет ресурс: http://отрасли-права.рф/article/19805. (дата обращения 25.04.2019).
- Пещеров А. И. Понятие и место криптовалюты в системе денежных средств // Юридическая мысль. 2016. Т. 95, № 3. С. 130-138.
- Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ (с изм. на 30.12.2015 г.) «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ 2006. №52. Ст. 5497; 2018. №31. Ст. 4820.
- Экспертное заключение по проекту Федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» // Система обеспечения законодательной деятельности, URL: http://sozd.parliament.gov.ru, (дата обращения - 25.04.2019 г.).