К вопросу о правовой природе бездокументарных ценных бумаг
Автор: Фирсова Н.В., Мугинов А.С.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 4-4 (55), 2021 года.
Бесплатный доступ
Автором данной статьи рассмотрена гражданско-правовая природа бездокументарных ценных бумаг, появление которых связано с лишением материального носителя обыкновенных документарных бумаг. Обозначены понятие, признаки и подходы к определению сущности бездокументарных ценных бумаг. Выявлены современные проблемы правового регулирования данного института. Исследованы позиции цивилистов относительной правовой природы бездокументарных ценных бумаг. Изучено мнение правоведов о способах разрешения проблем, связанных с реализацией и защитой нарушенных прав в этой области.
Ценные бумаги, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права, объекты гражданских прав, защита прав
Короткий адрес: https://sciup.org/170188790
IDR: 170188790 | DOI: 10.24412/2500-1000-2021-4-4-175-177
Текст научной статьи К вопросу о правовой природе бездокументарных ценных бумаг
В условиях современной рыночной экономики и совершенствования гражданского законодательства особую значимость приобрел институт ценных бумаг, сущность которого заключается в его направленности на повышение гибкости перераспределения финансовых ресурсов, что позволяет разнообразить движение инвестиций.
В ст. 142 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) под ценными бумагами понимаются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги) [1].
Разновидностью данного института являются бездокументарные ценные бумаги и являются способом закрепления прав при помощи современной вычислительной техники. Несмотря на это, существует проблема, связанная с отсутствием легального разделения категорий документарных и бездокументарных ценных бумаг, порождающая сложность в ее правильном трактовании, поэтому в доктрине используется метод наложения понятия ценных бумаг на бездокументарные ценные бума- ги для выявления правового положения последних.
В связи с этим, главное отличие бездокументарных ценных бумаг в том, что они не имеют материального носителя [2]. Так как ценная бумага не только экономическая категория, но также и правовая, не стоит каждый денежный инструмент приравнивать к ценной бумаге. На сегодняшний день в России на законодательном уровне закреплен выпуск именных ценных бумаг, который осуществляется в документарной форме, а выпуск предъявительских - в бездокументарной [3].
В процессе реформирования гражданского законодательство изменяется и порядок реализации оборота ценных бумаг, в связи с чем, бездокументарные ценные бумаги всё чаще используются в деятельности граждан. Так, Козлов С.С. выделяет следующие отличительные черты бездокументарных ценных бумаг:
-
- направлены на удостоверение обязательственных и иных прав, в связи с чем, не могут удостоверить вещные и исключительные права - однако, обладают стандартным содержанием (стандартность прав, участников, сроков и т.д.);
-
- являются частью гражданского оборота;
-
- не имеют материального носителя;
-
- носят корпоративный характер;
-
- в случае утраты бездокументарной ценной бумаги доказывание прав на них возможно исключительно в судебном порядке [4, с. 18].
Относительно правовой природы данного института в доктрине возникают споры: с одной стороны, бездокументарные ценные бумаги – те же вещи, хоть и зафиксированные на цифровом носителе, соответственно, регулирование происходит посредством норм вещного права. Сущность данной позиции выражается в том, что именно во владении, представляющее собой фактическое господство над вещью, выражается принадлежность вещи собственнику и выступает основным доказательством прав на принадлежащую собственнику вещь.
Бойцов С.М. в своем исследовании приходит к выводу о том, что в отношении бездокументарных бумаг используются, по большей степени, правовые институты, которые применяются по отношению к вещам – например, в соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О рынке ценных бумаг», бездокументарная бумага может быть объектом договора купли-продажи. Однако, в соответствии с п. 1 ст. 807 ГК РФ, заем может совершаться только с вещами, определяемыми родовыми признаками [5, c. 86].
С другой стороны, ряд исследователей склоняется к двойственной природе бездокументарных ценных бумаг – это одновременно и права, удостоверяющие права владельца и вещи [6, c. 46-48]. Учитывая то, что доктрина склоняется к мнению о вещной природе таких ценных бумаг, то наиболее эффективным с точки зрения практики способом зашиты нарушенного права является виндикационный иск. Изначально, когда нормы, связанные с защитой нарушенных прав владельцев бездокументарных ценных бумаг, в гражданском законодательстве отсутствовали, суды применяли ст. 301, 302 Гражданского кодекса РФ, направленные на регулирование отношений по поводу истребования имущества из чужого незаконного владения [7, c. 143].
Однако, Филиппенко В.А. прокомментировал возможность предъявления виндикационного иска и пришел к следующему выводу:
-
1. Удовлетворения виндикационного иска зависит от того, каким образом истец будет доказывать факт того, что бездокументарные ценные бумаги выбыли из его владения против его воли: в таком случае необходимо указать на конкретные обстоятельства, которые привели к утрате ценной бумаги. Как правило, к таким обстоятельствам относятся утеря, сбои в работе техники и т.п.
-
2. Суд должен иметь возможность установить, что изъятое имущество законного владельца действительно находится у ответчика – собственно, это и является самым сложным аспектом в процессе защиты нарушенного права. Учитывая то, что бездокументарные ценные бумаги не имеют материального носителя, то и выяснять процесс их перемещений становится достаточно затруднительно. Важно и то, что, к примеру, покупателю акции не выдается сертификат, или иной документ, удостоверяющий право на нее [8, с. 379]. Если говорить о гражданском законодательстве, то в новой редакции ГК РФ сделан выбор в пользу распространения на бездокументарные бумаги режима вещей – именных документарных бумаг. Наиболее обсуждаемой новеллой в гражданском законодательстве стало введение института цифровых прав, представляющих собой обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых, определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам.
Подводя итоги вышесказанного, правовая природа бездокументарных ценных бумаг обусловливается их признаками и представляет собой совокупность прав, отражающих содержание данной ценной бумаги. Но всё же следует и признать, что правовой режим остается до конца невыясненным.
Список литературы К вопросу о правовой природе бездокументарных ценных бумаг
- Гражданский кодекс РФ (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 октября 1994 г. // Рос. газ. 1994. - 8 декабря.
- Фирсова Н.В., Хуртов М.С. О соотношении секундарного права и преимущественного права на покупку доли в обществе с ограниченной ответственностью // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 53-2. - С. 51-54.
- "О рынке ценных бумаг" Федер. закон Рос. Федерации от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 марта 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации апреля 1996 г. // Рос. газ. - 1996. - 25 апреля.
- Козлов С.С. Понятие бездокументарных ценных бумаг // Актуальные исследования. - 2020. - №9 (12). - С. 17-19.
- Бойцов С.М. Правовая природа бездокументарных ценных бумаг // Ленинградский юридический журнал. - 2015. - №2 (40). - С. 84-90.
- Фирсова Н.В., Хуртов М.С. Правовая концепция доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - №49-7. - С. 46-48.
- Борадзов Т.Р., Джабраилов Т.Х., Кулумбегова Л.В. Юридическая природа бездокументарных ценных бумаг // Colloquium-journal. - 2020. - №5 (57). - С. 142-145.
- Филиппенко В.А. Защита прав на бездокументарные ценные бумаги: проблемы теории и практики // Вопросы российской юстиции. - 2019. - №1. - С. 377-384.