К вопросу о правовой природе юридических поступков и их месте в системе юридических фактов

Автор: Кланца Р.А.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Актуальные вопросы политики и права

Статья в выпуске: 3 (70), 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются цивилистические подходы к пониманию правовой природы юридических поступков. Данная категория сопоставляется с одной из наиболее схожих с ней категорий - односторонней сделкой, выявляются схожие и отличительные черты. Анализируется значение юридических поступков и их место в системе юридических фактов.

Юридические факты, события, действия, юридические поступки, волеизъявление, правовые последствия, юридические акты

Короткий адрес: https://sciup.org/140247983

IDR: 140247983

Текст научной статьи К вопросу о правовой природе юридических поступков и их месте в системе юридических фактов

master's degree student faculty of law Ryazan State University named after S.A. Yesenin Russia, Ryazan

TO THE QUESTION OF THE LEGAL NATURE OF LEGAL ACTIONS AND THEIR PLACES IN THE SYSTEM OF LEGAL FACTS

Annotation: The article discusses civilistic approaches to understanding the legal nature of legal acts. This category is compared with one of the categories most similar to it - a one-way transaction; similar and distinctive features are revealed. The significance of legal acts and their place in the system of legal facts are analyzed.

В отечественной цивилистической науке категория юридических поступков появилась впервые менее века назад, когда в 1927 году М.М. Агарков в своем труде «Учение о ценных бумагах» указал, что помимо сделок и правоотношений, существует множество действий, служащих основой возникновения, изменения и прекращения правоотношений.1 К ряду таких действий ученый относил дозволенные законом действия, не являющиеся волеизъявлением, направленные на «юридические последствия, но влекущие правовые последствия независимо от направленности их на эти последствия»2

Позднее круг юридических поступков был расширен благодаря теории О.А. Красавчикова, который к уже имеющемуся в науке перечню таковых отнес исполнение обязанности, создание нового материального и духовного блага, выбор кредитором предмета по альтернативному обязательству, досрочный возврат предмета займа должником, действия лица по защите охраняемых законом прав и интересов от посягательств третьих лиц или акты по защите материальных от опасности уничтожения в результате проявления отрицательных сил природы.3 Как мы видим, в качестве юридических поступков исследователь рассматривал правомерные действия, с которыми нормы права связывают возникновение юридических последствий независимости от направленности данных действий на указанные последствия. Данная позиция близка к существующей в современной гражданско-правовой науке и отвечает теории юридических фактов.

Как известно, юридическим фактом является конкретное жизненное обстоятельство (условие, ситуация), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.4 Все юридические факты можно разделить по различным основаниям. Так, в зависимости от наличия воли субъекта в таком факте можно выделить события или действия. События, не зависящие от воли субъекта, не могут включать в себя юридические поступки. Действия же, осуществляемые целенаправленно и сознательно, охватывают в том числе и юридические поступки.

Чтобы более подробно рассмотреть правовую природу юридического поступка и выявить его место в системе иных юридических фактов, следует выделить наиболее общие признаки юридических поступков и иных юридических фактов, а также признаков, отличающие юридические поступки от других гражданско-правовых актов, к которым прежде всего относятся сделки, поскольку именно со сделками, в основном, односторонними, наиболее часто сопоставляются юридические поступки. Итак, очевидно, что юридический поступок и сделка имеют общие признаки: они являются выражением воли субъекта, проходят через сознание и проявляются в конкретном действии, и, как отмечает Е.М. Денисевич, «представляют собой опосредованную сознанием реакцию организма на определенные раздражители».5 Помимо указанных общих признаков нельзя не указать наличие интереса, лежащего в основе двух рассматриваемых категорий. В теории психологии интерес существует как осознанная потребность в чем-либо. И нельзя не согласиться с тем, что и юридический поступок, и односторонняя сделка лежат в основе обеспечения тех или иных интересов субъектов, удовлетворения различных потребностей.6 Продолжая рассмотрение признаков юридического поступка и односторонней сделки с учетом социальной сущности субъекта гражданского права, необходимо сказать, что способность к их совершению возникает у индивида только в процессе социализации и не является биологической, т.е. врожденной. Так, мы видим, что обе рассматриваемые категории являются волеизъявлениями, а также, в отличие от двусторонних и многосторонних сделок, являются выражением воли только одной стороны, одного субъекта права. При этом различие между поступками и сделками лежит в сфере волевой направленности самого действия. Юридические поступки всегда преследуют конкретную экономическую цель или иной фактический результат. Люди и юридические лица «…целеустремляют свою деятельность отнюдь не на юридические последствия. Их воля направлена на предмет труда – создаваемое благо».7

При этом, необходимо помнить о существовании различных категорий субъектов: ими могут быть физические или юридические лица, а также публично-очевидно, что юридические поступки отличаются от односторонних сделок по содержанию волевой направленности, которая является основным признаком, лежащим в основе отграничения поступков от других актов гражданского права. Юридические поступки имеют единый признак - отсутствие юридической значимости направленности воли. Хотя, в ряде случаев очевидно, что действия, относимые к сделкоподобным, представляют собой именно односторонние внешне выраженные волевые действия, например, направление извещения или уведомления, однако в законе направленность воли не называется в качестве их юридически значимого признака и потому не может быть положена в основу классификации правомерных действий.

Юридические поступки могут быть разделены в зависимости от сферы на те, которые относятся к реализации гражданской правоспособности, к осуществлению и защите конкретных субъективных гражданских прав, а также к исполнению субъективных гражданских обязанностей. Совершение же сделок, в том числе и односторонних, логически возможно только в ходе реализации соответствующего права, входящего в объем гражданской правоспособности.8

Среди особенностей юридических поступков есть и более явные, например, отсутствие зависимости между направленностью воли субъекта и правовыми последствиями действий. Действия, составляющие ядро юридических поступков, могут быть как правомерными, так и неправомерными. К таковым относятся уже упомянутые действия, направленные на причинение вреда, а также, например, на неосновательное обогащение. Но при этом некоторые исследователи к юридическим поступкам относят исключительно правомерные действия. Так, Егоров Н.Д. дает такое определение юридическим поступкам: «…-это такие правомерные действия, которые порождают гражданско-правовые последствия независимо, а иногда и вопреки воле человека, совершившего юридический поступок».9 Указанное мнение представляется не совсем верным, поскольку она приводится в отрыве от социально-экономической природы юридических поступков, отчего утрачивается их связь с результатом действий.10

Как мы видим, юридических поступок имеет признаки, свойственные юридическим фактам, особенно тесно они связаны с односторонними сделками и имеют с ними много общего. При этом, юридические поступки имеют ряд отличий, позволяющих выделять их в отдельную категорию в системе юридических фактов.

Список литературы К вопросу о правовой природе юридических поступков и их месте в системе юридических фактов

  • Агарков М. М. Понятие сделки по советскому гражданскому праву // Советское государство и право. - 1946. - № 3-4. - С. 41-55.
  • Александров Н. Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. - М., 1961. - С. 242-243.
  • Гражданское право: учеб.: в 3 т. / В. В. Байбак, Н. Д. Егоров, И. В. Елисеев; под ред. Ю. К. Толстого. - 7-е изд., перераб. и доп. - М., 2011. - Т. 1. - 784 с.
  • Гражданское право: учеб.: в 3 т. / В. В. Байбак, Н. Д. Егоров, И. В. Елисеев; под ред. Ю. К. Толстого. - 7-е изд., перераб. и доп. - М., 2011. - Т. 1. - 784 с.
  • Денисевич Е. М. Односторонние сделки в гражданском праве Российской Федерации: понятие, виды и значение:дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. - Екатеринбург, 2004. - 173 с.
  • Зеккель Э. Секундарные права в гражданском праве // Вестник гражданского права. 2007. N 2.
  • Красавчиков О. А. Юридические факты в советском гражданском праве. - М., 1958. - 183 с.
  • Куракин А.А. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОСТУПОК И ЕГО ПРИЗНАКИ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2009. № 3. с. 97-100.
  • Титов Евгений Валерьевич Юридические действия, квалифицируемые в качестве юридических поступков // Пролог: журнал о праве. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskie-deystviya-kvalifitsiruemye-v-kachestve-yuridicheskih-postupkov (дата обращения: 28.02.2020).
Еще
Статья научная