К вопросу о происхождении правовой конвергенции: теоретико-правовые аспекты
Автор: Валикарамов Д.Д.
Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu
Рубрика: Теория и практика юридической науки
Статья в выпуске: 4-1 (75), 2023 года.
Бесплатный доступ
В рамках данной исследовательской работы были рассмотрены особенности происхождения конвергенции, проанализированы некоторые теоретико-правовые аспекты правовой конвергенции в разрезе транснационального взаимодействия и политико-правовой парадигмы. Актуальность тематики проводимых научных изысканий в данной области предопределяется необходимостью в совершенствовании института правовой конвергенции в целях эффективного и рационального разрешения правовых задач a posteriori на практике. Надлежащая регламентация конвергенционных процессов и профессиональное применение форм и методов правовой конвергенции при взаимодействии субъектов международного права будет являться ключевым элементом созидания транснационального взаимодействия. В своей работе автор проводит анализ особенностей происхождения конвергенции, анализирует некоторые теоретико-правовые аспекты правовой конвергенции в разрезе транснационального взаимодействия и политико-правовой парадигмы, сопоставляет теоретические и практические стороны данного вопроса.
Взаимодействие правовых систем, путь сближения, интеграция правовых процессов, мирное сосуществование, правовая конвергенция, presumptio similitudini
Короткий адрес: https://sciup.org/14129523
IDR: 14129523 | DOI: 10.47629/2074-9201_2023_4.1_11_15
Текст научной статьи К вопросу о происхождении правовой конвергенции: теоретико-правовые аспекты
Путь сближения, который последовательно был определен человечеством, происходит сквозь призму различных сфер социальной действительности, что подразумевает дифференцированность форм процедурных аспектов. Интенсивная интеграция общественных отношений и международных связей, в том числе и нарастающая взаимозависимость государств, подчеркивает единство и целостность мира, что закономерно находит свое от- ражение как в международном праве, так и в национальных правовых системах.
Конвергенционные процессы следует охарактеризовать как многомерные и структурно-сложные мероприятия, которые в силу своей природы тяжело поддаются анализу, а также окончательной типологизации.
Следует выдвинуть закономерное предположение, что в окружающей нас действительности формируется уникальное поле вопросов, подлежащих разрешению в оперативном порядке, в определенной степени близких науке международного права. В разрезе науки международного права отчетливо прослеживается необходимость оперативного реагирования на перемены по всему миру, а также необходимость выделять преимущества, приобретаемые за счет кооперации, для разрешения глобальных проблем в области экономики и мирового правопорядка, а также ряда иных вопросов международного значения.
Исходя из вышеизложенной сущности конвер-генционных процессов, наличие схожих и в то же время отличающихся точек зрения относительно указанного явления представляется закономерным аспектом исследования в направлении международного взаимодействия.
Происхождение термина «конвергенция» связано с областью знаний биологии, где за данным термином подразумевался процесс приобретения различными, по своему биологическому происхождению, относительно схожих анатомических и морфологических форм на пути одних и тех же эволюционных процессов за единый промежуток времени и, соответственно, находящихся в идентичной природной среде. Концептуальная структура термина «конвергенция» представляется в достаточной степени дискуссионной и в то же время довольно перспективной и оправданной для имплементации в политикоправовых исследованиях, поскольку на это указывает совокупная схожесть используемых детерминант.
Проводя анализ политико-правовой парадигмы в период развития человечества в XX веке., противостояние, как и вооруженное столкновение двух абсолютно противоположных социально-политических систем предзнаменовало значительную угрозу термоядерного уничтожения всего живого на планете. Основываясь на данном суждении, некоторые западные научные исследователи приходили к одному и тому же выводу о том, что бесконтрольному соревнованию и гонке вооружений между государствами в краткосрочной перспективе необходимо противопоставить обстоятельство, которое будет способно примирить две враждующие политико-правовые системы. Важно заметить, что некоторые аспекты изна- чальной концепции конвергенции предлагались ещё в 1937 году Бердяевым Н.А. в его научном труде «Истоки и смысл русского коммунизма».
Вместе с тем, наблюдается некоторая схожесть между определениями происхождения и сущности термина «конвергенция», выделяемых Бердяевым Н.А. и Сахаровым А.Д. Полагаем, что исследование рассматриваемой дефиниции необходимо проводить в соотношении точек зрения вышеуказанных авторов (см. Таблицу 1).
Справедливо предположить, что именно сотрудничество государств должно быть направлено на преодоление различий также и в правовом регулировании, поскольку отличия и коллизии в рамках правовой регламентации явно противоречат сформировавшимся тенденциям интернационализации.
Резюмируя вышеизложенное, Сахаров А.Д. отмечает, что «идея процессов конвергенции подступает к фундаментальному тезису нового политического мышления перестройки, в связи с чем конвергенция непосредственно связана с экономическим, культурным, политическим и идеологическим плюрализмом» [9]. Следует согласиться, что к идеям конвергенции довольно близки фундаментальные концепции открытости общества, а также основы гражданских прав человека, которые были закреплены во Всеобщей декларации прав человека ООН и в более широкой перспективе – в рамках концепции общемирового правительства. По мнению Бердяева Н.А., указанная концепция не доказывается, а лишь декларируется, что обуславливается отсутствием «сквозного» исследования отдельных исторических процессов, которые должны способствовать раскрытию объективных предпосылок тех или иных идей и наличием, в достаточной мере, произвольных аналогий в совокупности с наличием сближающих явлений, имеющих место при различных исторических ситуациях.
Вместе с тем, предлагается рассмотреть философское значение термина «конвергенция» в разрезе научных версий Миронова Б.Н., Спиркина А.Г., а также определить значение конвергенции в технологическом развитии по мнению Лекторского В.А. (см. Таблицу 2).
Таблица 1
Сущность, определяющая естественнонаучное происхождение термина «Конвергенция»
№ |
Автор |
Сущность термина «Конвергенция» |
1 |
Бердяев Н.А. |
«Заимствуя друг у друга все лучшие черты, и, тем самым, сближаясь друг с другом, капитализм и социализм уживаются на одной планете и способны гарантировать ее мирное будущее. Основной задачей такого пути является гуманизация советского общества» [3]. |
2 |
Сахаров А.Д. |
«Конвергенция – реально происходящий исторический процесс сближения капиталистической и социалистической мировых систем, осуществляющийся в результате встречных плюралистических изменений в экономической, политической, социальной и идеологической сферах. Конвергенция является необходимым условием решения глобальных проблем мира, экологии, социальной и геополитической справедливости» [10]. |
Таблица 2
Философское значение термина «конвергенция»
№ |
Автор |
Философское значение термина «конвергенция» |
1 |
Миронов Б.Н. |
«Процесс, в ходе которого индустриальные общества становятся все более похожими друг на друга благодаря стандартизации форм социальной организации, политической жизни, культурных образцов, норм и правил повседневной жизни, подчиняясь присущей технологии имманентной логике развития» [8]. |
2 |
Спиркин А.Г. |
«Благодаря новейшим средствам связи, массовой информации, общение народов небывало возросло, стало все более ощутимо для всех, что человечество являет собой единое целое. Достижения науки и техники помогают почувствовать не только многоликость, но и целостность мира, что открывает новые возможности для обмена материальными и духовными ценностями» [11]. |
Значение конвергенции в разрезе технологического развития по научной версии Лекторского В.А. |
||
3 |
Лекторский В.А. |
«Конвергентные технологии по распространенному мнению – это не просто новый этап технологического развития, но и разрушение жизненного мира человека, а точнее, тех инвариантов этого мира, которые делают человека человеком. Именно в связи с их развитием формулируются новые биотехнологические утопии (трансформация человеческой телесности и психики, создание «постчеловека», достижение бессмертия и т. д.)» [6]. |
Таким образом, процесс сближения различных систем в разрезе сфер жизни общества представляется весьма закономерным и обуславливается, в первую очередь, объективными потребностями в созидании человечества, которые основываются на взаимном сотрудничестве государств при решении проблем в сфере экономики, экологии и права.
В настоящий момент, в период глобализации, наблюдается серьёзная необходимость в осмыслении возникших противоречий, образованных вследствие зарождения новых и смешения старых социальных форм.
Наличие конвергентных процессов в различных сферах жизни общества представляется естественным и закономерным и, тем не менее, требует взвешенного и своевременного правового регулирования с последующим правовым анализом складывающейся конъюнктуры. Исходя из указанного суждения, в результате правовой конвергенции в рамках правовых систем государств будут сильнее выражены черты общности, свидетельствующее об укреплении единства правоотношений.
В настоящий момент внешние юридические рынки постепенно переходят к юридической цивилизации Востока в лице исламской правовой традиции. Полагаем, что в достаточной мере очевидным примером будет являться конвергенция исламского финансового права в тандеме с европейскими традиционными экономическими институтами [10]. Так, по мнению специалистов в сфере экономического развития, исламский банкинг обладает колоссально высоким потенциалом к росту, что подтверждается в том числе исторической конъюнктурой: в 1990 году активы исламских банков составляли ~ 150 млрд долларов США, а к 2015 году ~ 1,48 трлн долларов США, исходя из чего были выведены ежегодные темпы роста в размере 10-15 % [12].
Благодаря данному обстоятельству, отдельные политико-правовые конструкции, сконструированные человеком, способны осуществлять взаимодействие и сближение, поскольку наполняются характеристиками самого человека. Вместе с тем, взаимодействие указанных конструкций, к которым относятся правовые механизмы, по справедливому мнению Безбородова Ю.С., следует представлять, как «заимствование государствами состоявшихся правовых институтов в совокупности с их идеалами и образами, результатом которого должно являться нивелирование различий в разрезе различных национальных правовых систем» [2]. Полагаем, что схожие социально-правовые проблемы одинаково или в значительной степени сходно разрешаются во многих развитых правовых системах мира, что свидетельствует о наличии presumptio similitudinis в праве.
Гюльвердиев Р.Б. отмечает, что выделяется несколько путей взаимодействия национального и международного права, при которых последнее оказывает влияние на правовой механизм конкретного государства и его законодательную базу (например, при использовании таких инструментов, как: рецепция, имплементация, адаптация, легитимация) [4].
Следует согласиться с профессором Азнагуло-вой Г.М., которая отмечает, что в авангарде конвер-генционных правовых процессов располагается международное право в совокупности с закрепленными за ним средствами и методами [1]. В связи с этим Аз-нагуловой Г.М. и Пашенцевым Д.А дано весьма меткое определение международному праву как «развертывающемуся в пространстве и во времени диалектическому процессу единой каузальной цепи социальных явлений [13].
Исходя из этого, считаем, конвергенция, как правовая категория, тесным образом взаимосвязана с процессом углубления предмета международного права (в том числе круга правоотношений, который им регламентируется).
Таким образом, сформированные правовые регуляторы при взаимодействии сближаются, в связи с чем подлежат применению ряд понятий и обозначающих их терминов, таких как: правовая глобализация и правовая рецепция. Однако, указанные понятия в определенной степени характеризуют некоторое взаимодействие правовых систем, но не способныучесть все нюансыотлича-ющихся правовых взаимосвязей. В данной связи, в научный оборот внедряется понятие, обогащающее теорию взаимодействия правовых систем – правовая (юридическая) конвергенция, происхождение которого является закономерным и предопределенным моментом.
138 p.
138 p.
Список литературы К вопросу о происхождении правовой конвергенции: теоретико-правовые аспекты
- Азнагулова Г.М. Субстанциональная сущность международного права // Журнал российского права. 2023. Т. 27. № 1. С. 138-151.
- Безбородов Ю.С. Конвергенция: правовой и международно-правовой подходы к определению // Universum Juris. 2016. № 2.
- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, Париж, 1955 Москва: Наука, 1990. 232 с.
- Гюльвердиев Р.Б. К вопросу об экспликации термина «юридическая конвергенция» // Юридическая техника. 2015. № 9. С. 220.
- Захарова М.В. Конвергенция и конкуренция правовых систем мира // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 4 (44). С. 19-27.
- Искусственный интеллект в изучении человека, человек в мире, создаваемом искусственным интеллектом // Человек и системы искусственного интеллекта / Под ред. В.А. Лекторского. СПб.: Изд. «Юридический Центр», 2022. С. 10–29.
- Исламские финансово-кредитные институты в экономике зарубежных стран / Р.И. Беккин, Р.Р. Вахитов, Г.Т. Гафурова [и др.]; под ред. В.Г. Тимирясова. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2011. 236 с.
- Миронов Б.Н. Историческая социология России в 2 ч. Часть 2: учебник для вузов / Б.Н. Миронов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 274 с.
- Сахаров А.Д. Воспоминания: в 2 т. / ред.-сост. Е. Холмогорова, Ю. Шиханович. М.: Права человека, 1996. Т. 1. 912 с.
- Сахаров Д.А. Конвергенция, мирное сосуществование // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sakharov-archive.ru/sakharov/works/konvergencijamirnoe-sosushhestvovanie/ (дата обращения: 25.11.2023).
- Спиркин А.Г. Общая философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 136 c.
- Islamic Finance for Asia: Development, Prospects, and Inclusive Growth. Manila: Asian Development Bank, 2015. 138 p.
- Aznagulova G.M., Pashentsev D.A. Ontological grounds of international law // Wisdom. 2023. № 1 (25). 204-212 p.