К вопросу о реконструкции пространства и времени этноса

Автор: Иткулов Айдар Мухаметович

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 4, 2019 года.

Бесплатный доступ

Работа посвящена проблеме социальной реконструкции исторических пространства и времени этноса, связанной с возможностями комплексного подхода к исследованию исторического и внеисторического существования человека. В статье обоснован тезис о том, что временное и вечное в историческом бытии этноса сопряжены с культурологической реконструкцией макро- и микроуровня бытия народа и этноса. В качестве начального тезиса представлений о социальных пространстве и времени этноса выступает принцип хронотопа (время - пространство). Изучается гегелевский взгляд на народ и время, которые обладают творческой продуктивностью. Этнос служит носителем не только исторического времени, но и внеисторического. Согласно Ф.В.И. Шеллингу, «абсолютно историческое время» неделимо по природе и означает некое подобие вечности. И. Кант и И.Г. Фихте развивали в целом трансцендентальный взгляд на пространство, время и свободу человека. И. Кант нуждается в идеальных объектах для заполнения пространства и времени. И.Г. Фихте же требует трансцендентальной дедукции времени и пространства, чтобы поместить идеальные объекты. Время не должно соотноситься с эмпирической реальностью. Этнос, народ, ассоциирующие себя с вечностью, не должны также сшиваться с абсолютной идеальностью свободы. Немецкая классическая философия, таким образом, актуализирует пространство и время народа.

Еще

Социальная реконструкция исторического пространства и времени этноса, этнос как единство временного и вечного в историческом бытии этноса, народ и этнос, хронотоп, гегель, шеллинг, кант, фихте

Короткий адрес: https://sciup.org/149133953

IDR: 149133953   |   DOI: 10.24158/fik.2019.4.2

Список литературы К вопросу о реконструкции пространства и времени этноса

  • Гегель Г.В.Ф. Философия права / ред. и сост. Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц. М., 1990. 526 с.
  • Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. 413 с.
  • Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М.; СПб., 2005. 576 с.
  • Чалидзе В.Н. Иерархический человек. М., 1991. 223 с.
  • Шеллинг Ф.В.И. Сочинения: пер. с нем. В 2 т. Т. 2. М., 1989.
  • Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 3. М., 1964. 799 с.
  • Фихте И.Г. Избранные сочинения. Т. 1 / пер. под ред. кн. Е. Трубецкого. М., 1916. 523 с.
  • Лукьянов А.В. Философия Иоганна Готлиба Фихте. Оренбург, 1997. 252 с.
  • Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 502 с.
  • Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. СПб., 2014. 254 с.
  • Блох Э. Тюбингенское введение в философию / пер. с нем. Т.Ю. Быстровой, С.Е. Вершинина, Д.И. Криушова. Екатеринбург, 1997. 394 с.
  • Concerning New Social Ontology of Ethnos as Historical Consciousness and Self-Identity / A. Lukjanov, M. Pushkareva, Z. Rakhmatullina, L. Itkulova, R. Khanova // International Journal of Ethics and Systems. 2018. Vol. 34, no. 2. P. 213-220.
  • DOI: 10.1108/ijoes-07-2017-0106
Статья научная