К вопросу о сакральности стрел (ритуальные стрелы из священных мест)
Автор: Сальникова И.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XXI, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье поднимается вопрос о традиционной обрядовой культуре обских угров. Автор приводит примеры устойчивой практики олицетворения духов-покровителей через предметы вооружения, в частности через наконечники стрел, украшенные материей, и связки стрел, объединенные полосками ткани или опоясанные тканым шнурком. Подобные комплексы со шлемовидными головными уборами символизировали духа предка - воина - богатыря. Данные наблюдения являются итогом полевых исследований Приполярного этнографического отряда ИАЭТ СО РАН 2014-2015 гг., в составе которой был автор. Экспедиция под руководством д-ра ист. наук А.В. Бауло проводила мониторинг традиционных сакральных мест в Березовском р-не ХМАО - Югры и Шурышкарском р-не ЯНАО. В статье автор дает развернутую характеристику набора ритуальных стрел с культовых мест манси и хантов, сравнивает два комплекса, включая типологическую характеристику и хронологию памятников. Анализ материалов дает возможность сделать заключение о том, что памятники имеют различную датировку, традиция почитания оружия остается постоянной у обских угров, но на смену подлинным предметам, которые использовались в хозяйственной практике, приходит их имитация. Это явление трансформации духовной культуры наблюдается в тех культовых местах, которые посещаются автохтонным населением, следовательно, традиция почитания предков остается устойчивой рефлексией у северных манси, тогда как набор ритуальных стрел более архаичен в культовых комплексах хантов.
Обские угры, священное место, культовые комплексы, наконечники стрел, оружие как олицетворение божества
Короткий адрес: https://sciup.org/14522299
IDR: 14522299
Текст научной статьи К вопросу о сакральности стрел (ритуальные стрелы из священных мест)
В 2014–2015 гг. продолжил исследовательскую и собирательскую работу Приполярный этнографический отряд ИАЭТ СО РАН под ру- ководством д-ра ист. наук А.В. Бауло, в составе которого был автор. Одной из задач экспедиции был мониторинг священных мест северных манси и хантов на территории Березовского р-на ХМАО – Югры, Шурышкарского р-на Ямало-Ненецкого автономного округа. Было обследовано шесть святилищ северных манси и одно хантыйское. В традиционный набор культовых предметов часто входят стрелы и древки стрел, обмотанные тканью, или целые пучки стрел, перевязанные шнурком. Стрела или пучок стрел может символизировать фигуру воина-«богатыря» – мифического предка территориальной группы почитание которой сохранилось в период сложения военно-протестар-ной системы [Гемуев, Сагалаев, 1986. с. 35].
По свидетельству исследователей, «это пупыг – нял – стрела покровителей духов (стрела, принесенная духам в жертву)» [Бауло и др., 2001, с. 121]. Данная традиция зафиксирована на священном месте Семи менквов у северных манси и священном месте Белого орла у хантов. Первое культовой место расположено на правом берегу Северной Сосьвы, недалеко от д. Нижнее Нильди-но, второе – недалеко от д. Послово Шурышкарс-кого р-на Ямало-Ненецкого округа. Цель данного сообщения – в сравнении комплекса ритуальных стрел обских угров: хантов – рыболовов, и манси – представителей таежного населения, основой жизнеобеспечения которыхбыла охота.
Остановимся подробнее на характеристике комплексов ритуальных стрел. Священное место Семи менков – лесных духов – расположено на правом берегу Северной Сосьвы, недалеко от бывшего п. Нижнее Нильдино. На культовом месте три амбарчика, один разрушен временем, два разновременные. В одном, построенном, судя по

Рис. 1. Деревянные стрелы – модели. Священное место Семи менквов. Северные манси. ХМАО – Югра.
монетам-вложениям, в 90-е гг. ХХ в., обнаружено 16 стрел (рис. 1). При этом одна стрела снабжена железным плоским наконечником подтреугольной формы, древко обмотано тканью. Остальные стрелы изготовлены из дерева, верхняя часть – имитация наконечника, стрелы длиной от 63 до 70 см. В пользу имитации говорит тот факт, что представлены различные формы наконечников: граненые, долотовидные, подтреугольные. Можно предположить, что только одна стрела с шишковидным окончанием может быть условно отнесена к охотничьим, поскольку стрелы данного типа могли использовать для охоты на пушного зверя, в частности на белку [Федорова, 2000, с. 68].
Во втором амбарчике, который сооружен в 50-е гг. ХХ в., обнаружено 38 стрел, их длина колеблется от 68 до 74 см, все они имеют железные наконечники. Наконечники стрел нескольких типов: плоские вильчатые; плоские подтреугольной формы; плоские с трапециевидным окончанием; плоские ланцетовидные с четырьмя шипами на боковых гранях; граненые, долотовидные [Соловьев, 1987, с. 181] Выявлен один наконечник острожного типа с двумя жальцами, и один наконечник изготовлен из гвоздей с приплюснутыми головками (рис. 2). Необходимо подчеркнуть, что большая часть наконечников выполнена из металла изделий, уже бывших в употреблении – из лезвия ножа, расплющенных гвоздей, части капкана (сохранились кольца от изделия), все они выполнены небрежно, методом резки и насечки. Древки стрел отличаются массивностью, имеют утолщение в верхней части, широкое ушко для тетивы (1,0–1,3 см), что предполагает тетиву большого диаметра. Исходя из этого, можно сделать предварительный вывод, что если данные стрелы и использовались на охоте на крупных животных, то только для самострелов, а не для луков, тогда понятно и логично наличие шипов на наконечнике, такой наконечник застревал в теле животного [Федорова, 2000, с. 69]. Древки стрел обмотаны однотонной и цветной хлопчатобумажной тканью, что свидетельствует об их ритуальном назначении. Бесспорно, что огнестрельное оружие вытеснило лук и стрелы, тем не менее, до 40–50-х годов ХХ в. самострелы активно использовались для охоты. Вильчатые стрелы применялись для самострелов на лося [Там же, с. 56]. Наши наблюдения показали, что большая часть ритуальных стрел изготовлена специально для культового обряда, и эта тенденция имеет продолжение, поскольку в новом амбарчике практически отсутствуют стрелы с железными наконечниками, подобные настоящим. Данный факт можно назвать устойчивой рефлексией традиции поклонения духам.
Второе сакральное место – Священное место Белого орла – расположено возле бывшей д. Ова-горт, в междуречье Малой Оби. При обследовании амбарчика обнаружено большое количество стрел. Многие из них соединены в единое изделие обмоткой шерстяной тканью, закрепленной поверх шнурком красного цвета, изготовленного ручным способом. Несколько стрел были обернуты тканым поясом шириной 6 см (рис. 3). Типы железных наконечников более разнообразны – все они относятся к группе плоских, по форме – вильчатые разных размеров, подтреугольные с ярко выраженными плечиками, подтреугольные вытянутые без плечиков.
На некоторых стрелах прикреплены кольца, изготовленные из цветного металла. Это дает основание считать их прикладами духам, а сами стрелы – олицетворение духов. В этом случае скрепленные в пучки стрелы являются прообразами духов, шлемовидный головной убор, надетый на наконечники стрел, и обмотка тканью и пояском символизирует одежду духа.
На одном из таких примеров необходимо остановиться подробнее. Пучок содержит 21 стрелу. При разборе этого сооружения выяснилось, что в него входят 8 древков, которые не имеют наконечников, размеры – от 61 до 78 см, из них четыре с оперением, которое крепится к древку сухожильной нитью. Семь древков имеют расщепленный насад глубиной от 3,5 до 5 см, одно – неглубокий поперечный надрез. В нижней части древков оформлено прямоугольное ушко для тетивы, шириной 0,5 см, часть изделий обернута красным шнуром, в некоторых случаях берестой и полосками однотонной ткани – шерстяного сукна грязно-зеленого цвета, иногда шнур завязан на узел. В одном случае две стрелы с небольшими вильчатыми наконечниками скреплены вместе полоской шерстяного сукна. Наконечники следующих форм: плоский овальный, плоский подтреугольный, вильчатые различных размеров – от 11 см длиной пера до 3,5 см. К одной стреле прикреплено два бронзовых перстня с выемками для вставок, которые отсутствуют. Центральной частью композиции является цельная железная стрела, выполненая из трех соединенных проковкой прутьев, длиной 45,2 см, перо плоское, овальной формы, стержень-древко перекручен возле наконечника и в нижней части, стержень раздваивается на конце и заканчивается двумя петлями, к которым прикреплены по два железных кольца. Центральная часть стрелы обернута

Рис. 2. Стрелы c железными наконечниками. Священное место Семи менквов. Северные манси. ХМАО – Югра.

Рис. 3. Стрелы с железными наконечниками. Священное место Белого орла. Ханты. ЯНАО.
красным шнуром, к которому привязано овальное плоское бронзовое кольцо. Семь стрел имеют оперенье, которое крепится к древку сухожильными нитями. Поверх наконечников, скрепленных в двух местах шнурком красного цвета, надета шапка конусовидной формы (рис. 4). Шапка сшита из двух подпрямоугольных кусков сукна красного цвета, по бокам вставлены два треугольных клина оливкового цвета, низ декорирован опушкой. Цвета неяркие. В данном случае наблюдается устойчивая традиция обских угров: обозначение фигуры духов-покровителей с помощью стрел, где остов фигуры духа составляет

Рис. 4. Фигура духа-покровителя в шапке, с основой из 21 стрелы. Священное место Белого орла. Ханты. ЯНАО.
связка стрел [Бауло, 2004, с. 111; Гемуев, Сагалаев, 1986, с. 98]. Подобная связка стрел зафиксирована в селькупской коллекции Колпашевского краеведческого музея и опубликована в каталоге музея, предмет из сборов П.И. Кутафьева, найден на р. Тым в 1940 г. [Пихновская, 2007, с. 170].
Священное место Белый орел более раннее, чем священное место Семи менков, о чем свидетельствуют и состояние амбарчика и культовых предметов, и материал, который использовался для обертывания или скрепления стрел, в первом случае это хлопчатобумажная ткань типа ситца или штапеля фабричного производства, во втором – это тканый пояс, тканый шнурок и толстое сукно типа шинельного. Стрелы, положенные в амбарчик, не сделаны «по памяти», а могли действительно использоваться на охоте. Кроме того, обращает на себя внимание и необычная цельнометаллическая стрела, аналогий которой нам не удалось найти, но «почитание предметов вооружения широко представлено на святилищах, кроме того, они могли выступать в роли фетишей» [Гемуев, Сагалаев, 1986, с. 49].Тем не менее, наличие стрел и фигур, остовами которых являются стрелы, иллюстрирует традиционное для обских угров единство представления об оружии как олицетворении божества [Бауло, 2004, с. 112].
Список литературы К вопросу о сакральности стрел (ритуальные стрелы из священных мест)
- Бауло А.В. Атрибутика и миф: металл в обрядах обских угров. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2004. -158 с.
- Бауло А.В., Гемуев И.Н., Люцидарская А. А., Сагалаев А.М., Соколова З.П., Солдатова Г.Е. Мифология манси//Энциклопедия уральских мифологий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2001. -Т. II. -196 c.
- Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1986. -192 с.
- Пихновская А.А. Селькупская этнографическая коллекция. Колпашевский краеведческий музей. -Томск: Ветер, 2007. -279 с.
- Соловьев А.И. Военное дело коренного населения Западной Сибири. -Новосибирск: Наука, 1987. -192 с.
- Федорова Е.Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси. -СПб.: ООО «Европейский Дом», 2000. -367 с.