К вопросу о следах деятельности христианских миссий в Зауралье и на севере Западной Сибири в VIII-XVI веках
Автор: Бауло А.В.
Журнал: Археология, этнография и антропология Евразии @journal-aeae-ru
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: 3 т.47, 2019 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена изучению вопроса о возможной деятельности ранних христианских миссий среди коренных народов Урала, Зауралья и севера Западной Сибири. Хронологические рамки таких миссий VIII-XVI вв., территориальные рамки обусловлены историей расселения манси в этот период. Выделены три этапа возможной деятельности христианских миссий. Первый (VIII-X вв.) связан с завозом на север среднеазиатскими купцами серебряных чаш с библейскими сюжетами и христианской символикой (сосуды, отлитые в несторианских общинах Семиречья, -Григоровское, Аниковское, Нильдинское блюда и блюдо с Малой Оби). Импортируемые блюда-дискосы способствовали появлению традиции подношения жертвенной пищи божествам в металлической посуде. Второй этап (XIII-XIVвв.) связан с завозом на Урал и в Зауралье серебряных блях с известным иконописным сюжетом «Чудо великомученика Дмитрия Солунского, побивающего болгарского царя Калояна». Третий (конец XV-XVI вв.) соотносится с продвижением в Сибирь русских людей и попытками христианизации местного населения, включавшими раздачу символики - оловянных бляшек для постоянного ношения. Выдвинута версия о связи сюжетов большинства бляшек с фигурой библейского царя Давида. Предполагается, что данные изделия имеют русское происхождение и относятся к концу XV- началу XVI в. В XVI в. в Сибирь попадают бляшки с фигурой св. Георгия. Общий анализ публикуемых изделий и их бытования у населения севера Западной Сибири позволяет сделать вывод о том, что предполагаемая деятельность христианских миссий не смогла преодолеть господство язычества на данной территории; в наибольшей степени в культовой практике инородцев оказались восприняты изделия с изображением всадников, поскольку в этом облике в мифологии обских угров был популярен сын верховного бога Мир-сусне-хум.
Христианство, миссия, серебро, урал, сибирь, ханты, манси
Короткий адрес: https://sciup.org/145145944
IDR: 145145944 | DOI: 10.17746/1563-0102.2019.47.3.104-110
Список литературы К вопросу о следах деятельности христианских миссий в Зауралье и на севере Западной Сибири в VIII-XVI веках
- Бауло А.В. Серебряное блюдо с Малой Оби // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2000. – № 4. – С. 143–153.
- Бауло А.В. Металлические бляхи со Старого Искарского городища: атрибуция и сюжеты // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2014. – № 4. – С. 120–124.
- Бахрушин С.В. Остяцкие и вогульские княжества в XVI–XVII вв. – Л.: Изд-во Ин-та народов Севера, 1935. – 92 с.
- Беленицкий А.М. Вопросы идеологии и культов Согда (по материалам пянджикентских храмов) // Живопись древнего Пянджикента. – М.: Изд-во АН СССР, 1954. – С. 25–82.
- Гемуев И.Н. Еще одно серебряное блюдо из Северного Приобья // Изв. СО АН СССР. – 1988. – № 3: Сер. истории, филологии и философии. – Вып. 1. – С. 39–48.
- Гемуев И.Н., Бауло А.В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1999. – 240 с.
- Гондатти Н.Л. Следы языческих верований у инородцев Северо-Западной Сибири. – М.: [Тип. Потапова], 1888. – 91 с.
- Даркевич В.П. Художественный металл Востока: Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья. – М.; Л.: Наука, 1976. – 198 с.
- Даркевич В.П., Маршак Б.И. О так называемом сирийском блюде из Пермской области // СА. – 1974. – № 2. – С. 213–222.
- Иванова О.В., Турилов А.А., Лукашевич А.А., Преображенский А.С. Димитрий Солунский // Православная энциклопедия. – М.: Церк.-науч. центр «Православная энциклопедия», 2007. – Т. XV. – С. 155–195.
- Источники по этнографии Западной Сибири / публ. Н.В. Лукиной, О.М. Рындиной. – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1987. – 280 с.
- Комова Н.Г., Приступа О.И. Серебро древней Югры: каталог. – Ханты-Мансийск; Екатеринбург: Баско, 2012. – 140 с.
- Маршак Б.И. Согдийское серебро. – М.: Наука, 1971. – 157 с.
- Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / отв. ред. И.Н. Гемуев, В.И. Молодин, З.П. Соколова. – М.: Наука, 2005. – 805 с.
- Новицкий Гр. Краткое описание о народе остяцком. – Новосибирск: Новосибгиз, 1941. – 107 с.
- Перевалова Е.В. Северные ханты: этническая история. – Екатеринбург: УрО РАН, 2004. – 414 с.
- Руденко К.А. Булгарское серебро. – Казань: Заман, 2015. – 528 с. – (Древности Биляра; т. 2).
- Сибирь XVIII века в путевых описаниях Г.Ф. Миллера // История Сибири: Первоисточники. – Новосибирск: Сиб. хронограф, 1996. – Вып. VI. – 310 с.
- Смирнов Я.И. Восточное серебро: Атлас древней серебряной и золотой посуды восточного происхождения, найденной преимущественно в пределах Российской империи. – СПб.: Имп. археол. комиссия, 1909. – 18 с., 300 табл. Сокровища Приобья. – СПб.: Формика, 1996. – 228 с.
- Средняя Азия в раннем средневековье. – М.: Наука, 1999. – 378 с.
- Сулоцкий А. Жизнь святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, просветителя сибирских инородцев. – Шамордино Калужской губ.: [Тип. Казанской Амвросиевской женской пустыни], 1915. – 71 с.
- Федорова Н.В. Средневековое серебро Волжской Болгарии // Светозарная Казань: альбом-каталог выставки. – СПб.: Артэго, 2005. – С. 20–21.
- Хвольсон Д.А., Покровский Н.В., Смирнов Я.И. Серебряное сирийское блюдо, найденное в Пермском крае. – СПб.: [Тип. Имп. Акад. наук], 1899. – 46 с. – (Материалы по археологии России; № 22).