К вопросу о содержании понятийной конструкции "глобальная энергетическая безопасность"
Автор: Ахундов Э.Р.
Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness
Статья в выпуске: 12-2 (118), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье исследована эволюция представлений о содержании понятийной конструкции «глобальная энергетическая безопасность». Обоснована необходимость трактовки сущности энергетической безопасности с учетом роли сотрудничества между государствами, участвующими в процессах добычи, поставки и потребления энергоресурсов. Обоснована необходимость использования теории общественных благ для формирования концепции глобальной энергетической безопасности. Представлено определение глобальной энергетической безопасности.
Глобальная энергетическая безопасность, угрозы, теория общественных благ, международное сотрудничество, энергоресурсы
Короткий адрес: https://sciup.org/170208076
IDR: 170208076 | DOI: 10.24412/2411-0450-2024-12-2-16-18
Текст научной статьи К вопросу о содержании понятийной конструкции "глобальная энергетическая безопасность"
Растущий спрос на энергоресурсы в настоящее время определяет устойчивую потребность к объемам их добычи в России и на международной арене, а также инициирует колебания хозяйственной конъюнктуры на мировых рынках нефти, газа и других традиционных источников энергии, влияет на условия продажи и потребления. Растущее число участников отношений в энергетической сфере привело к усложнению взаимодействий между ними, росту конкуренции в сфере добычи энергоресурсов и их поставок. Назревшие проблемы в данном секторе экономики спровоцировали появление новых угроз национальной безопасности и к формированию системы глобальной энергетической безопасности (ГЭБ). Среди представителей современной науки и практики ведутся дискуссии относительно содержания данного понятия, методах оценки и инструментах нейтрализации угроз. Учитывая высокое значение энергоресурсов как для развития экономики любого государства, так и для обеспечения безопасности на международном уровне, следует признать, что результаты дискуссии имеют большое теоретическое и практическое значение.
Впервые научные разработки в области обеспечения энергетической безопасности в глобальном масштабе появились в середине 1980-х годов. Они были продиктованы необходимостью разрешения назревших в этой области глобальной проблем. На первом этапе исследований основное внимание уделялось механизму международного сотрудничества, направленного для обеспечения энергетической безопасности ряда государств, а также роли международных организаций, среди которых – Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и Международная неправительственная экологическая организация (ГРИНПИС) [1]. Термин «глобальная энергетическая безопасность» был введен в понятийный аппарат современной науки Ч. Эбин-жером, принимавшем участие в создании при разработке и создании Международного энергетического агентства (МЭА) [2].
Анализ многочисленных публикаций, посвященных проблемам глобальной энергетической безопасности, показал, что в настоящее время отсутствует единая трактовка данной понятийной конструкции. При этом не выработаны критерии для разграничения проблем национальной и глобальной энергетической безопасности; не сформулированы общепринятые подходы к обеспечению глобальной энергетической безопасности.
Для разработки концептуальной основы исследования представляется целесообразным использовать теорию глобальных общественных благ [2]. В настоящее время большинство экспертов придерживаются мнения, согласно которому государства, богатые энергоресурсами, и государства, через территорию которых проходят транспортные коридоры, обеспечивающие поставки энергетических ресур- сов, а также государства, потребляющие импортируемые энергоресурсы, взаимосвязаны между собой в решении вопросов обеспечения глобальной энергетической безопасности.
Важный вклад в развитие представлений об энергетических ресурсах как о глобальном общественном благе был сделан российскими учеными. Так, например, Е.М. Примаков подчеркивал, что понятие энергетической безопасности не ограничивается односторонней гарантией поставок, на что традиционно обращали внимание зарубежные авторы. Энергетическая безопасность предполагает тройственную ответственность стран, в число которых входят страны, поставляющие энергоресурсы, осуществляющие транзит энергоресурсов через собственную территорию, а также страны, потребляющие поставляемые энергоресурсы [3]. Указанные участники мирохозяйственных отношений обязаны делить ответственность за риски, которые возникают в результате непрерывной работы мировой энергетики [4]. Однако понимание этой ответственности не дает полной гарантии того, что эксплуатация и потребление энергоресурсов будет носить регулярный характер, при этом будут предупреждены возможные катастрофы в энергетическом комплексе. В условиях высокой вероятности провокаций, серьезных международных кризисов и конфликтов односторонние обязательства государств, связанных с добычей, транзитом и потреблением энергоресурсов, не могут гарантировать предупреждения и нейтрализации угроз. В связи с этим возникает необходимость перехода от односторонних обязательств к международному сотрудничеству государств в целях обеспечения энергобезопасности. Данное взаимодействие позволит снизить вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут иметь место в результате ошибочного выбора целей и задач обеспечения мировой или национальной энергобезопасности.
Понимание остроты проблемы обеспечения энергетической безопасности привело к появлению многочисленных трудов, авторы которых внесли важный вклад в развитие целостной концепции безопасности энергетической сферы. Так, в работах С.З. Жизнина под глобальной энергетической безопасностью понимается «долгосрочное, надежное и эконо- мически приемлемое обеспечение оптимального сочетания различных видов энергии для устойчивого экономического и социального развития мира, с минимальным ущербом для окружающей среды» [4]. Подобная трактовка глобальной энергетической безопасности может быть адаптирована к уровню национальной экономики. Такой подход к обеспечению глобальной энергетической безопасности имеет свои достоинства и недостатки, поскольку существуют различия в интересах государств, поставляющих и потребляющих энергоресурсы, и эти различия служат причиной конфликтов между экспортерами и импортерами. При этом решение этих вопросов не ограничивается исключительно инструментами глобальной энергетической безопасностью и требует использования инструментов геополитики [4].
Решение многообразных проблем обеспечения энергетической безопасности представляется возможным на основе развития международного взаимодействия, что позволит создать условия для предупреждения международных конфликтов и кризисных моментов, связанных с добычей, реализацией и потреблением энергоресурсов. Кроме того, это позволит создать условия для нейтрализация возможных противоречий и угроз, возникающих в случае, если конфликтов в области международного сотрудничества избежать не удастся. В последнем случае целью этого сотрудничества должно являться минимизация негативных последствий и восстановление равновесия системы международных отношений, что позволит решать спорные вопросы, которые возникают в период кризисных моментов. Это соответствует пониманию энергетической безопасности как динамической открытой системы. Представленный подход подложен в основу трактовок глобальной энергетической безопасности, предложенной российскими авторами. Так, К.В. Турсунов рассматривает энергетическую безопасность «как состояние устойчивости экономических систем различного уровня в условиях воздействия внутренних и внешних шоков» [5].
Проведенное исследование показывает глобальный характер проблем, возникающих в рамках обеспечения энергетической безопасности. Наднациональный характер данных проблем определяется тем, что они свя- заны с созданием предпосылок для глубоких мировых кризисов. Тем самым. глобальная энергетическая безопасность может быть определена как состояние защищенности международных отношений от кризисов, которое достигается благодаря многоплановым действиям государств, направленным на выявление, предупреждение и нейтрализацию угроз для устойчивого функционирования взаимосвязанных между собой национальных энергетических систем.
Список литературы К вопросу о содержании понятийной конструкции "глобальная энергетическая безопасность"
- Афонцев С.А. Политические рынки и экономическая политика. - М.: КомКнига, 2010. - С. 384-386. EDN: PUPNDN
- Гафуров А.Р. Сущность категории "энергетическая безопасность" и ее место в общей структуре безопасности // Вестник МГТУ. - 2010. - Т. 13. - С. 178-182. EDN: LAKEAJ
- Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. - М.: Российская газета, 2009. - 239 с.
- Жизнин С.З. В поисках формулы сотрудничества // НГ-Энергия. 2009 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ng.ru/(дата обращения 29.12.2024).
- Турсунов К.В. Международная энергетическая безопасность как инструмент обеспечения устойчивого развития мировой экономики: автореферат диссертации кандидата экономических наук, 08.00.14. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2012. - 30 с. EDN: QIEYEX