К вопросу о составе сборника "XIII слов Григория Богослова"

Бесплатный доступ

Исследуются вопросы формирования славянского сборника «XIII Слов Григория Богослова», дошедшего до нас в рукописи XI в. Язык перевода гомилий имеет ряд архаических черт и, вероятно, восходит к деятельности Святых Кирилла и Мефодия и их непосредственных учеников. Состав сборника необычен, он не имеет аналогов ни в греческой, ни в какой-либо другой традиции. Восемь гомилий этой коллекции повторяются в сборнике «XVI Слов Григория Богослова», известном по рукописям XIV в. и позднейшим. В коллекции «XIII Слов Григория Богослова» находятся как литургические, так и нелитургические гомилии. Изучение содержания включенных в сборник гомилий позволяет нам предположить, что перевод литургических гомилий был подчинен нуждам краткого богослужебного чина. Что касается нелитургических гомилий, вошедших в сборник, то они, очевидно, были специально отобраны из богословского наследия Св. Григория Богослова как наиболее соответствующие нуждам миссионерского просвещения и более доступные для понимания славянского читателя. Сборник «XIII Слов Григория Богослова», по всей видимости, был сформирован как сборник миссионерской направленности, и носит следы постепенного комплектования, расширения.

Еще

Гомилии, григорий богослов, перевод, славянская письменность, греческий язык

Короткий адрес: https://sciup.org/147219665

IDR: 147219665

Список литературы К вопросу о составе сборника "XIII слов Григория Богослова"

  • Бруни А. М. Теологос. Древнеславянские кодексы Слов Григория Назианзина и их византийские прототипы // Россия и Христианский Восток. Библиотека. СПб., 2004. Вып. 6. 255 с.
  • Кульбакин С. М. Лексика старословенских превода хомилиjа // Глас Српске К ральевске Академиjе, вып. II, 92. Београд, 1940. 241 с.
  • Молдаван А. М. О составе сборника 13 Слов Григория Богослова // Лингвистическое источниковедение и история русского языка (2012-2013). М.: Древлехранилище, 2013. С. 5-16.
  • Петрова Л. Я. К вопросу о древнеславянском переводе «Слов» Григория Богослова // Славяноведение. 1991. № 4. С. 70-75.
  • Славова Т. «Преславска редакция на кирило-методиевия старобьлгарски евангелски превод» // Кирило-Методиевски студии. София, 1989. Кн. 6. С. 15-129.
  • Темчин С. Ю. «Типы православного славянского богослужения в XI-XIII веках в связи со структурными разновидностями служебного Евангелия и иных литургических книг» // Slavia: časopis pro slovanskou filologii. Прага, 1999. Т. 68. С. 191-211
  • Флоря Б. Н., Турилов А. А., Иванов С. А. Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2000. 314 c.
Статья научная