К вопросу о совершенствовании методов государственно-частного партнерства в сфере газоснабжения в Свердловской области
Автор: Тараборин Р.С.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 6-2 (73), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются возможности совершенствования механизма государственно-частного партнёрства (ГЧП) на территории Российской Федерации. Автором анализируются исследования в области государственно-частного партнерства, выделяются приоритетные направления развития проектов ГЧП, рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие применение государственно-частного партнёрства. Используя зарубежный опыт применения механизмов ГЧП, выявляются достоинства и недостатки данной сферы правоотношений. На примере Свердловской области, автором более детально прорабатываются проблемы, возникающие при реализации проектов ГЧП .
Государственное-частное партнерство, министерство инвестиций и развития свердловской области, органы исполнительной власти
Короткий адрес: https://sciup.org/140252648
IDR: 140252648
Текст научной статьи К вопросу о совершенствовании методов государственно-частного партнерства в сфере газоснабжения в Свердловской области
Такая форма взаимодействия бизнеса и власти, как государственночастное партнерство с каждым годом получает все более активное распространение в нашей стране. Свердловская область так же не является исключением. Несмотря на все шаги, которые уже сделаны к настоящему моменту, по-прежнему существует ряд направлений, которые можно и нужно совершенствовать. Необходимость такого рода модернизации отмечают как частная, так и государственная сторона взаимодействия, что говорит о большом интересе к данной проблеме.
Реализация проектов на основе ГЧП стала возможной, в том числе и благодаря нормативно-правовой базе Свердловской области, которая продолжает формироваться. Министерство инвестиций и развития Свердловской области разрабатывает детализирующие нормативноправовые акты в сфере ГЧП.
В частности, в настоящее время ведется работа по формированию Межведомственной комиссии по реализации концессионных соглашений на территории Свердловской области, которая создается для эффективного межведомственного взаимодействия, оперативного решения проблем по конкретным проектам концессионных соглашений, рассмотрения заявок коммерческих организаций на реализацию инвестиционных проектов на основе ГЧП.
Исходя из изучения реализации проектов государственно-частного партнерства Свердловской области, можно выделить следующие приоритетные направления развития:
-
1. Совершенствование нормативно-правового законодательства в регионе - данная формулировка относится к конкретизации требований регионального законодательства в рамках построения и укрепления государственно-частного партнерства в отдельных отраслях, так как для создания проектов необходимы особые знания и навыки сферы газоснабжения, иначе проекты будут не только неэффективны, но и опасны с технологической точки зрения.
-
2. Повышение квалификации сотрудников исходя из вышеизложенного комментирования и конкретизации нормативной базы в рамках создания проектов государственно-частного партнерства в сфере газоснабжения.
-
3. Популяризация государственно-частного партнерства в регионе.
Необходимо не только совершенствовать существующее законодательство, корректируя его под особенности регионального развития, но и дополнить данный перечень нормативным закреплением приоритетности проектов, согласовать их со стратегией развития региона. А так же, упорядочить процедуры принятия и рассмотрения проектов частых инвесторов, поступающих в государственный сектор.
Государственно-частное партнерство - явление достаточно новое для нашей страны, а в частности и для регионов в отдельности. Однако в рамках данного взаимодействия уже прослеживаются регионы-лидеры и регионы с отстающими темпами развития. Соответственно, для равномерного развития регионов, целесообразно было бы проводить выездные форумы, семинары, где более «успешные» регионы смогли бы поделиться опытом с менее «успешными».
Кроме того, на государственной службе в целом существует проблема профильности образования. А что касается специфики знаний в сфере государственно-частного партнерство и того более. Большинство специалистов, поступивших на службу в отдел государственно-частного партнерства Свердловской области, пополняют свои знания самостоятельно, изучая зарубежный опыт, опыт регионов страны и анализ специфики. В результате чего, может появиться проблема осмысления данной информации, и последующее ее искажение. Поэтому необходимо введение курсов повышения квалификации по данной специфике. Это решит множество проблем в части понимания такого рода взаимодействия как государственно-частное партнерство в рамках Министерства, а так же облегчит и упростит деятельность данного органа.
Развитие государственно-частного партнерства в Свердловской области тормозит так же отсутствие как такого представления у частных партнеров о формах и способах взаимодействия с государством. Из этого следует наличие двух проблем
-
□ Низкая информированность частного сектора о государственно-частном партнерстве
-
□ Отсутствие у частного сектора информации о реализуемых проектах и планируемых к реализации
-
4. Совершенствование процедуры рассмотрения проектов.
-
5. Выстраивание системы внутреннего взаимодействия государственных органов в субъекте РФ и компаний частного, а также общественного сектора для выявления недостатков данного взаимодействия и его устранения.
В связи с чем, инвесторы либо сами не предлагают проекты, либо не участвуют в уже имеющихся. Для решения данной проблемы в перспективе Свердловской области стоит проведение активной популяризации частного сектора. В ходе обсуждения данной проблемы в качестве методов рассматривались общая рассылка, телефонное информирование и личное взаимодействие (проведение «круглых столов» с участием приглашенных инвесторов и представителей государственного органа) .
В настоящее время в Свердловской области большинство проектов подаются двумя способами: лично и в электронном варианте. Как правило, по каждому проекту требуются уточнения и корректировки, соответственно, частному сектору достаточно долго приходится ждать ответного письма от государственного органа. А сотрудникам Министерства – тратить большое количество времени на рассмотрение каждого письма. Необходимо упростить данную процедуру, создав информационный портал, на котором инвесторы могли бы получить всю интересующую информацию и получить консультацию о необходимых документах в режиме «Онлайн».
Проекты государственно-частного партнерства, как правило, предполагают достаточно широкий спектр внутренних взаимодействий. Если готовиться проект, к примеру, в сфере физической культуры и спорта, зачастую требуется привлечение соответствующего Министерства. Так и с остальными сферами.
В целом, несмотря на реорганизацию в системе государственночастного партнерства Свердловской области, данная система начинает работать все интенсивнее. Необходимо лишь придерживаться тех приоритетных направлений, которые были определены, и повышать инвестиционную привлекательность субъекта.
Россия, в отличие от других развитых стран, где наблюдается широкое применение и высокий уровень развития форм ГЧП, таких как, в страны Западной Европы и Северной Америки, находится на стадии становления. Механизмы государственно-частного партнерства здесь только начинают набирать обороты и развиваться. В связи с чем, на данной стадии развития, невозможно избежать ряда проблем.
Процесс перехода к рынку в нашей стране в 1990-е годы характеризовался ослаблением роли государства в экономике. В результате скрытой приватизации в начале 1990-х годов, когда в процессе приватизации каждый чиновник концентрировал своё внимание не на управлении страной, а на лакомом кусочке государственной собственности, тем самым готовя себе плацдарм будущего, не задумываясь о настоящем страны, произошла атомизация экономики - связи между хозяйствующими субъектами были разрушены.
Скрытая от глаз стороннего наблюдателя приватизация проходила без всякого объявления, под полным контролем государственных чиновников и имела целью приватизировать экономическую инфраструктуру - управление промышленностью, банковскую систему и систему распределения. В этот период (с 1989 по 1992 г.) на месте министерств были созданы концерны, на месте госбанков - коммерческие банки, на месте Госснабов - биржи, союзы предпринимателей и крупные торговые дома.
Это было тяжёлое время для предприятий: никаких инвестиций, устаревшее оборудование, недовольство трудовых коллективов, растерянность руководителей. Шёл активный процесс раздачи уполномоченным важнейших элементов экономической системы. Но чем сложнее было положение на производстве, тем активнее формировался бизнес вокруг новых коммерческих банков, которые в этот период стали центром экономической активности. Тогда у них ещё не доставало ни хозяйственного опыта, ни финансовой мощи для того, чтобы идти в реальный сектор экономики, с его многочисленными проблемами, гигантскими капиталовложениями, социальной сферой и проблемой трудовых коллективов.
Всё это время внимание государственных чиновников было сконцентрировано на эффективном обмене власти на собственность, созданию новых плацдармов и «запасных площадок». Кроме приватизации происходило и спонтанное создание коммерческих структур, непосредственного отношения к номенклатуре вроде бы и не имевших. Во главе таких структур появлялись молодые люди, в биографии которых номенклатурные позиции не значились. Но при этом, государство само инициировало их бизнес и вливало туда значительные средства. Так появились первые доверенные лица – агенты государства. Термин «уполномоченный» всё шире входил в оборот и стал применяться официально для закрепления особой привилегии – обслуживать наиболее важные государственные операции. Именно так появились первые крупные частные банки с уставным капиталом: «Менатеп», «Альфа-банк», «Инкомбанк». Постепенно практика уполномоченных распространилась и на территории, а затем тот же процесс пошёл и в регионах.
В этот период в экономике происходили не только плановые процессы, но и стихийные процессы: промышленность деградировала, в бизнес проникали ловкие представители «плутократии», которые по недосмотру иногда добивались столь впечатляющих успехов, что становились народными героями. Появлялись новые финансовые пирамиды, которые действовали вне государственного контроля. Власть на это реагировала отрицательно, так как большие деньги не должны были делаться за пределами государственного контроля. В то время как народный капитализм, развиваясь с самого низа, постепенно становился на ноги, номенклатурный капитализм уже вовсю распоряжался миллиардами. Между этими двумя секторами экономики была большая пропасть, преодолеть которую оказалось практически невозможно. Реальный же сектор экономики в России продолжал стагнировать.
Форсированная приватизация, олигархический капитализм, финансовый кризис, отсутствие цивилизованного диалога власти и бизнеса – всё это ослабило экономику России как внутри страны, так и на международной экономической арене.
С приходом к власти В.В. Путина, в стране начинается выстраиваться чёткая вертикаль власти, удаляются все бизнес – фавориты от властных структур, и наступает эпоха равноправных субъектов рыночных отношений в равном соотношении прав и обязанностей государства и частного сектора.
В России появляются первые попытки согласования интересов между властью и бизнесом в публичном легально-правовом поле. Таким примером может служить совместные обсуждение представителей органов государственной власти и Российского Союза Промышленников и Предпринимателей по вопросам налоговой реформы, изменению Трудового кодекса Российской Федерации, по проблемам вступления России в ВТО и другим немаловажным вопросам.
Во время второго президентского срока В.В. Путина в 2004 году начинаются глобальные перемены в стране: происходит полная смена Правительства Российской Федерации, начинаются серьёзные реформы во всех сфера жизнедеятельности государства, в том числе и административная реформа - это была закономерная реакция на недостатки предыдущей экономической и социальной политики, проводимой в России. Именно в этот период потребность в развитии частно-государственного партнёрства, как важного инструмента социально-экономического развития страны в целом, была озвучена на высшем политическом уровне.
На одной из встреч с российскими деловыми кругами в 2004 году Президент Российской Федерации В.В. Путин связал стратегические интересы страны с развитием новых форм партнёрства бизнеса и государства. Говоря о совместных возможностях частного сектора и государства по развитию экономики, он заявил: «Ещё одно перспективное направление - это участие бизнеса в реализации инфраструктурных проектов государства, таких, как крупные транспортные, магистральные проекты, энергообеспечение, укрепление приграничной инфраструктуры. Частный капитал вполне способен эффективно и самостоятельно развивать социальную инфраструктуру вокруг новых дорог, портов, поселений -развивать с выгодой и для себя, и для государства».
Официальный статус механизм государственно-частного партнёрства в России получил в 2004 году в принятых «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года от 28 июля 2004 года»1. Развитие форм ГЧП в социальной сфере было впервые обозначено как приоритетное направление социально-экономической политики.
В качестве обоснования использования частно-государственного партнёрства был использован аргумент, что развитие социальной сферы и превращение её в фактор экономического роста требуют применения новых подходов – как в финансировании, так и в управлении социальными институтами. В этой связи в документе было предложено разработать механизмы, позволяющие задействовать предпринимательскую инициативу, определить наиболее эффективные формы партнёрства предпринимательского сектора и государства.
Таким образом, Правительство Российской Федерации планировало добиться путём консолидации власти и частного сектора вокруг социальных проектов сокращения нерыночных и неконкурентных элементов функционирования социальной сферы за счёт слияния своих активов в общественных интересах. Частно-государственное партнёрство также должно было обеспечить формирование новых моделей управления социальной инфраструктурой и способствовать привлечению частных инвестиций в её развитие, а значит, тем самым существенно повысить эффективность социальных институтов, объём и качество социальных услуг2 .
В принятом документе содержаться основные стратегические цели государственных органов управления, для достижения которых и появилась потребность государства во взаимодействии с бизнесом:
-
• повышение уровня жизни населения, содействие развитию
«человеческого капитала»;
-
• устранение структурных ограничений экономического роста;
-
• содействие повышению конкурентоспособности российских
компаний, укрепление их позиций на внутренним и внешнем рынках;
-
• социально-экономическое развитие регионов Российской
Федерации;
-
• рациональная интеграция России в мировую экономику 3.
Об этих целях развития государства говорилось уже не раз на самом высоком уровне, но никто из представителей власти никогда не прояснял деталей и механизмов взаимодействия бизнеса и государства по этим направлениям.
Привлечение частнопредпринимательского сектора к выполнению социальных и экономических программ, в том числе в сфере общественных услуг, включая реализацию инфраструктурных проектов, может сделать государство компактным, эффективным и гибким, тем самым снижая уровень бюрократизации и коррумпированности экономики.
Список литературы К вопросу о совершенствовании методов государственно-частного партнерства в сфере газоснабжения в Свердловской области
- Бедняков А.С. Государственно-частное партнерство: мировой опыт и правовое регулирование в Российской Федерации / А.С. Бедняков. Москва: Буки Веди, 2017. 150 с.
- Громова Е.А. Государственно-частное партнерство в цифровую эру: поиск оптимальной правовой формы / Е.А. Громова // Юрист. 2018. N 10. С. 34 - 40.
- Ефимова Л.И. Некоторые модели государственно-частных партнерств: тенденции и зарубежный опыт. [Электронный ресурс] / Л. И. Ефимова // Вестник Евроазиатского транспортного союза. - 2003. - № 3.
- Риски бизнеса в частно-государственном партнёрстве // Общество и экономика. 2007. №5. Ст. 123-125.
- Об Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года от 28 июля 2004 года //http://www.government.ru/content/96c6045a-4a2d-4165-baa4-3460cf34d138.htm.