К вопросу о статусе военнопленных
Автор: Биккузина Л.Г., Аминов И.Р.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 5-2 (68), 2022 года.
Бесплатный доступ
В данной статье будут рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся положения военнопленных. Тема никогда не потеряет актуальность, поскольку между странами часто возникают острые ситуации, которые в любой момент могут превратиться в военный конфликт и положить начало новой войне. Поэтому главной задачей международных организаций по охране прав человека является создание условий, обеспечивающих благоприятный уровень жизни, а также защита и соблюдение прав человека, даже если он находится в плену у государства-похитителя.
Война, военнопленные, комбатанты, женевская конвенция, права военнопленных, вооруженный конфликт
Короткий адрес: https://sciup.org/170193526
IDR: 170193526
Текст научной статьи К вопросу о статусе военнопленных
Пленные и задержанные всегда были центральным аспектом войны. Иногда они даже составляли главный мотив для того, чтобы идти на войну. Древний Рим, например, провел несколько военных кампаний с главной целью захвата пленных на завоеванных территориях, которые затем могли быть порабощены. Совсем недавно Ливанская война 2006 года между Израилем и «Хезболлой», возможно, началась как конфликт из-за захваченных или похищенных боевиков с обеих сторон. На протяжении всей истории войны обращение с пленными и задержанными часто служило лакмусовой бумажкой эффективности правил и ограничений ведения войны.
Исторически сложилось так, что судьба пленных, захваченных на европейских полях сражений, была очень неопределенной. Выкуп, рабство, голод, болезни и даже казнь были потенциальными последствиями для пленников до раннего современного периода. После разрушительных конфликтов семнадцатого века, европейские государства, вдохновленные идеями Просвещения, приняли стандартные обычаи обмена пленными и взяли на себя обязательство, по крайней мере на словах, гуманно обращаться с рядовыми людьми. Однако эти правила обращения с заключенными не были закреплены в законе. К XVIII веку плененные солдаты и офицеры могли ожидать, что с ними будут обращаться в соответствии с общепринятыми обычаями.
В войнах между суверенными европейскими государствами отношение зависело от ранга. Офицерам обычно предоставлялась щедрая свобода. Дав слово, что они не сбегут и не вступят в бой, пока их не обменяют, офицеры с комфортом и без присмотра размещались в частных домах. Обращение с простыми солдатами зависело от наличия места и еды. Обычно им давали две трети дневного рациона солдата в полевых условиях, и их держали в лагерях, частоколах или на тюремных кораблях, пока они ожидали обмена или окончания боевых действий. Побег считался дезертирством для рядовых солдат и позорным нарушением клятвы для офицеров.
По мере того, как менялась война, менялось и обращение с пленными и членами побежденных народов или племен. В средние века порабощение вражеских солдат в Европе сократилось, но выкуп широко практиковался и продолжался даже в XVII веке. Гражданские лица в побежденной общине лишь изредка брались в плен, поскольку как пленники они иногда были бременем для победителя. Кроме того, из-за того, что они не были комбатантами, считалось ни справедливым, ни необходимым брать их в плен.
Итак, необходимо разобраться с терминами «военнопленный» и «комбатант». Комбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках [1]. Военнопленный - любое лицо, захваченное или интернированное воюющей державой во время войны. В самом строгом смысле она применяется только к членам регулярно организованных вооруженных сил, но в более широком определении она также включает партизан, гражданских лиц, которые открыто берут в руки оружие против врага, или некомбатантов, связанных с военной силой. То есть комбатанты, попав в плен, становятся военнопленными.
Положения, касающиеся обращения с военнопленными содержатся в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов, принятых по инициативе России, а также в Женевской конвенции об обращении с военнопленными.
Гаагская конвенция 1907 года была предварительной попыткой установить международное определение статуса военнопленных [2]. Эта конвенция гласит, что:
-
- Заключенные находятся во власти враждебного государства-захватчика, а не у фактических похитителей; и с ними нужно обращаться гуманно, и чтобы их имущество оставалось за ними (за исключением оружия, лошадей и военных документов);
-
- Заключенные могут быть интернированы в город, крепость или другое подобное учреждение, но не могут быть заключены в тюрьму. Исключения допускаются, если это необходимо для общественной безопасности;
-
- Государство-захватчик может нанимать заключенных на работу, но не для военных действий, и должно выплачивать заключенному жалованье после его освобождения;
-
- Государство-захватчик несет ответственность за благополучие заключенных и, за исключением какого-либо другого соглашения, должно содержать заключенных по тем же стандартам, что и собственных солдат;
-
- Общества помощи военнопленным должны иметь доступ к заключенным;
-
- Заключенные должны иметь возможность связаться с представителями своих государств;
-
- Заключенные связаны законами своего государства-похитителя.
Женевские конвенции 1929 и 1949 годов [3] попытались еще больше определить статус военнопленных и обращение с ними. Женевская конвенция определяет тех, кто может считаться военнопленными, включая членов армии иностранного государства, враждебного ополчения, членов армии, поднятой нацией, не признанной удерживающим государством, гражданских лиц с ролями боевой поддержки и гражданских лиц, которые берут в руки оружие. Эта конвенция также предусматривает, что лицам, определяемым как военнопленные, должны быть предоставлены все права военнопленных с момента их захвата в плен и до их репатриации.
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям о защите жертв международных вооруженных конфликтов (Дополнительный протокол I), принятый в 1977 году [4], придерживается иного подхода к вопросу о военнопленных. В нем перечисляются категории лиц, которые должны быть защищены в соответствии со статусом военнопленных в случае захвата противной стороной. Цель состоит в том, чтобы обеспечить условия, при которых отдельным лицам не будет отказано в этом статусе, если какой-либо орган изберет чрезмерно ограничительное толкование определения Третьей Женевской конвенции. Дополнительный протокол I также устанавливает гарантии предотвращения отказа в предоставлении статуса лицу, имеющему на него право. Во время вооруженного конфликта лицо, которое непосредственно участвует в военных действиях и попадает в руки противника, будет пользоваться защитой в соответствии с Третьей конвенцией до тех пор, пока его статус не будет определен компетентным независимым и беспристрастным судом в соответствии с верховенством права.
Эти тексты регулируют условия содержания военнопленных (жилье, питание, гигиену и медицинское обслуживание, религию, физическую и интеллектуальную деятельность, дисциплину, перевод, работу, переписку, деньги). Статус военнопленного влечет за собой определенные фундаментальные гарантии в случае дисциплинарных и уголовных санкций.
Этот статус учитывает тот факт, что комбатанты имеют законное право применять насилие до тех пор, пока они не будут захвачены в плен. Он пытается удостовериться в том, что захват и задержание не используются в качестве повода для мести, жестокого обращения или пыток военнопленных для получения информации. Военнопленные могут быть допрошены, однако никакие физические или психические пытки, равно как и любая другая форма принуждения, не могут быть применены к ним для получения какой-либо информации. Статус военнопленного также не поз- воляет заключенным подвергаться судебному преследованию и приговариваться исключительно за участие в конфликте. В тех случаях, когда комбатанты нарушили гуманитарное право, включая совершение террористических актов, они не могут быть лишены статуса военнопленных, но могут быть привлечены к ответственности за преступления, совершенные в соответствии с верховенством права и судебными гарантиями, признанными гуманитарным правом. Преступления, наказуемые смертной казнью, ограничены.
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что внимание к правовому статусу военнопленного является шагом к гуманному восприятию и решению конфликтов, возникающих в мире, а также новым этапом в развитии прав и свобод человека.
Список литературы К вопросу о статусе военнопленных
- Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1998. - 249 с.
- «IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны». (Заключена в г. Гааге 18.10.1907 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/hague-convention-iv-181007.htm (дата обращения: 17.04.2022 г.).
- Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1901070 (дата обращения: 21.04.2022 г.).
- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г. (Прокол I). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2540377/(дата обращения: 20.04.2022 г.).