К вопросу о структуре правоотношений: общетеоретический аспект
Автор: Журавлева А.И.
Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy
Рубрика: Актуальные проблемы юридической науки и практики
Статья в выпуске: 4 (75), 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуется структура правоотношений, исходя из общетеоретического подхода к данному правовому явлению. Автор обращает внимание, что более детальное исследование вопроса будет способствовать созданию единообразного подхода к данной правовой категории. Делается вывод, что структура правоотношений состоит из взаимообусловленных элементов, каждый из которых несет свою функциональную нагрузку. Поскольку данные элементы теснейшим образом взаимосвязаны, в отсутствие в структуре правоотношений хотя бы одного из них речи о правоотношениях вести не следует. Только при комплексном взаимодействии данных взаимосвязанных правовых элементов, объединенных в единую структуру, можно говорить о правоотношении.
Структура правоотношений, субъект, объект, субъективные права, юридические обязанности, юридический факт
Короткий адрес: https://sciup.org/140312463
IDR: 140312463 | УДК: 340.12 | DOI: 10.52068/2304-9839_2025_75_4_153
Текст научной статьи К вопросу о структуре правоотношений: общетеоретический аспект
Как указал В.В. Ершов на состоявшейся не так давно в Казани Всероссийской научно-практической конференции, современные условия «объективно возвращают нас …к необходимости анализа» правоотношений как «сложнейшей темы» [6, с. 5]. Далее ученый обратил внимание на то, что поскольку правоотношения – это многогранная сложная категория, не удивительно, что некоторыми специалистами в области юриспруденции не уделяется «должного внимания теоретическим… проблемам правоотношения» [6, с. 6–7].
Имея сложные общественные взаимосвязи, урегулированные правом, правоотношения обладают собственной структурой, состоящей из совокупности структурных элементов. По сей день вопрос о структуре правоотношений остается дискуссионным, отдельные авторы нивелируют некоторые элементы правоотношений, поэтому представляется целесообразным более детально исследовать структуру данной правовой категории, что будет способствовать, как думается, созданию более единообразного подхода к ней.
Так, некоторые из правоведов урезают элементы структуры правоотношений только до прав и обязанностей их участников [9, с. 68], а некоторые единичные специалисты вообще полагают, что в правоотношениях отсутствуют структурные элементы, и в структурном смысле правоотношения образуются исключительно его субъектами [13, с. 52, 84].
С таким мнением согласиться нельзя. Как отмечает П.П. Серков, содержание правоотношений «не может быть представлено одним элементом» [15, с. 30] с учетом их многогранности.
В силу указанного думается, что данные специалисты, исходя из примитивной схемы правоотношений, нивелируют ее структурный состав, не придавая значимости структурным элементам правоотношений и самому правоотношению, которые еще в 1927 г. Е.Б. Пашуканис назвал «первичной клеточкой правовой» тканью [12, с. 78–80].
Некоторые ученые выделяют в структуре правоотношений лишь субъекты, объект и их содержание [2, с. 5–6; 17, с. 514], в которое вкладывают обладание правами и исполнение обязанностей субъектами правоотношений, что является усеченным вариантом структуры правоотношений, не отвечающим их сущности в части, относящейся к событию, влекущему начало их возникновения, изменения и прекращения, т. е. к юридическому факту.
Поэтому в настоящее время превалирует группа ученых, которая выделяет в структуре пра- воотношений такие элементы, как субъекты, объект, права и обязанности их участников (содержание), а также юридические факты [5, с. 76; 18, с. 88; 19, с. 330], что наиболее полноценно определяет данную научную категорию.
Рассмотрим структурные элементы правоотношений несколько подробнее, чтобы представить более целостную картину, позволяющую определить категорию правоотношений в целом.
Прежде всего, стоит указать на то, что структурным элементом исследуемого понятия является объект правоотношений, поскольку именно по поводу него возникают правоотношения.
Еще Аристотель считал, что блага человека являются его высшей целью, которая заключается в достижении им его собственных благ и интересов [1, с. 54]. Таким образом, объектом правоотношений являются блага и интересы, которые субъект правоотношений стремится получить.
При более детальном рассмотрении объекта правоотношений стоит отметить, что данные блага имеют различные формы. Они могут быть выражены как в материальной, так и в нематериальной форме, в том числе в действиях субъектов, которые данные блага могут предоставить. Это могут быть:
– материальные блага, например вещи, деньги, ценные бумаги;
– блага, например интеллектуальная собственность, честь, достоинство, деловая репутация;
– действия или бездействия, имеющие юридическое значение.
Важно, что объектом правоотношений может быть только законный интерес (благо), представляющий собой охраняемое законом материальное и нематериальное благо, которое субъект может использовать (удовлетворить), реализуя свои права.
Как отмечает Ю.К. Толстой, при определении объекта исследуемой категории следует исходить из особого отношения, «при посредстве которого (через которое) норма права воздействует на фактическое общественное отношение» [18, с. 64].
Так, к примеру, объектом договорных отношений могут быть передача товара, оказание услуги, выполнение работ; объектом деликтных правоотношений – причиненный вред, объектом семейных правоотношений – личные неимущественные права супругов, права и обязанности родителей.
Поскольку на первый взгляд объект правоотношений и их предмет кажутся довольно близкими, то их необходимо различать, так как предмет, не являясь структурным элементом исследуемой правовой категории, в своей основе содержит более узкое понятие, обозначающее конкретный предмет в конкретном правоотношении. Например, в договоре купли-продажи предметом правоотношений (а точнее, предметом договора) является продажа конкретного имущества, указанного в договоре, тогда как объект правоотношений – это само право собственности на подлежащее продаже имущество.
Соответственно объект определяет общий характер правоотношений, а предмет – их конкретное наполнение.
Кроме того, объект правоотношений может быть сложным и состоять из нескольких компонентов. Так, в правоотношениях, связанных с арендой недвижимости, объектом выступает не только сама недвижимость (здание, квартира), но и связанные с ней права и обязанности сторон (право пользования, обязанность по уплате аренды, обязанность поддерживать имущество в надлежащем состоянии). В этом случае объект правоотношений представляет собой совокупность материальных и нематериальных благ, которые обеспечиваются целостностью и функциональностью правового регулирования.
Следует указать, что объект правоотношения может изменяться в процессе осуществления правоотношений. Например, в процессе исполнения договора купли-продажи право собственности на товар должно переходить от продавца к покупателю, что означает не прекращение правоотношений, а лишь изменение их объекта. Именно динамика объекта правоотношений часто определяет фазы их развития от возникновения до прекращения.
Наконец, важным для определения объекта правоотношений является тот факт, что без отсутствия четкого определенного объекта правоотношений это может привести к невозможности возникновения самих правоотношений, поскольку юридические нормы призваны урегулировать общественные отношения, связанные с определенными благами или поведением, без которых такое правоотношение не может существовать. Поэтому ясное и четкое определение объекта правоотношений можно назвать одним из ключевых элементов не только для юридической науки, но и практики.
Следующим структурным элементом правоотношений являются субъекты правоотношений, т. е. ключевые участники любых правовых взаимодействий, обладающие, как отмечается в юридической доктрине, правоспособностью и дееспособностью [11, с. 515] в соответствии с уста- новленными законом нормами права, т. е. правосубъектностью с определенным правовым статусом субъекта права. К ним относятся государство и его органы, физические лица, учреждения, организации, предприятия и т. п. Особым субъектом правоотношений является государство. Только оно может быть субъектом международно-публичных отношений, являясь носителем государственного суверенитета и обладая правотворческой властью, что позволяет государству определять правосубъектность других участников правоотношений.
При этом на государственном уровне установлен принцип равенства, состоящий в том, что установленные правила должны применяться к лицам с равным статусом. Равенство перед законом в России обеспечивается ст. 19 Конституции РФ, также этот принцип закреплен в отраслевых кодексах.
Без сомнения, формальное равенство является значимым принципом права. Это означает не только равное предоставление прав, но и то, что права субъектов права должны ограничиваться в одинаковой степени. Юридическое равенство обычно понимается как формальное равенство. Так, Д. Гомьен, Д. Харрис, Лео Зваак, исследуя данное правовое явление, отмечают, что равенство эквивалентно справедливости [4, с. 450]. Таким образом, в правовом значении к субъектам правоотношений, имеющим равное положение, применимы одинаковые правила. Соответственно, при осуществлении ими прав и обязанностей (следующий структурный элемент правоотношений) в рамках правоотношений такие субъекты равны перед законом.
С учетом общетеоретического аспекта следует указать, что правоотношения обладают уникальным содержанием, которое выражается через субъективные права и обязанности их участников (субъектов). Данные права и обязанности формируются и ограничиваются нормами права, которые служат основой для регулирования общественных отношений. При этом нормы права, имея общий характер (объективное право), в процессе их применения трансформируются в конкретные субъективные права и обязанности субъектов правоотношения. Таким образом, возникает правовая связь между субъектами правоотношений, которая порождает их субъективные права и юридические обязанности. Например, если одно лицо имеет право на получение определенной услуги, то другое лицо, оказывающее эту услугу, обязано выполнить свои обязательства. Этот взаимосвязанный характер правоотно- шений подчеркивает их динамичность и необходимость соблюдения субъектами правовых норм. Он проявляется в фактическом правомерном поведении субъектов, реализующих свои права и обязанности.
Предоставляя субъектам правоотношений необходимую свободу действий для осуществления их прав и обязанностей, государство также устанавливает их пределы.
Введение ограничений (например, в сфере предпринимательской деятельности, правоотношений с участием неграждан и т. п.) основано на правовых нормах, которые имеют императивную направленность. Законодатель, введя данные правовые регламентации, направил их на службу обществу и защиту публичных интересов от возможных злоупотреблений. При этом такие ограничения и обязательства субъектов правоотношений при осуществлении ими прав и обязанностей могут быть определены только федеральным законом, насколько это необходимо для целей защиты основ конституционного порядка, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, страны и обеспечения безопасности государства.
Данный список закрыт для иных оснований, ограничивающих права и свободы (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Такие ограничения имеют ключевое значение для механизма обеспечения публичных интересов, они создают условия для необходимого участия государства. Таким образом, границы государственного вмешательства в частные правоотношения и, следовательно, процесс реализации частных интересов объективно ограничены интересами общества.
Законодатель, вводя такие ограничения, стремится на правовом уровне соблюсти разумный баланс публичных и частных интересов. При этом при регулировании правоотношений учитываются интересы общества в целом, в связи с чем при разработке правовых норм вырабатываются комплексные меры, учитывающие и формирующие требования к правоотношениям, которые носят комплексный характер.
Следующий структурный элемент правоотношений, который следует рассмотреть, – юридический факт, поскольку любые права и обязанности субъектов правоотношений возникают и заканчиваются в связи с наступлением юридического факта.
Как указывает Ф.К. фон Савиньи, благодаря им «в правоотношениях определенных лиц происходит какое-либо изменение во времени» [14, с. 212].
В теории права юридические факты понимаются, как правило, как обстоятельства, влекущие установление, изменение или прекращение правоотношений [7, с. 20].
Юридический факт являет собой конкретное событие, которое объективно существует и подпадает под действие конкретной статьи действующего законодательства. Юридический факт является не потенциальным обстоятельством, а имеющим место в реальности, то есть он фактически действителен. Пока событие существует лишь в виде потенциальной возможности, в виде замысла или намерения, оно не является юридическим фактом. Только с момента его фактического совершения, т. е. объективного проявления в реальном мире, оно становится данной правовой категорией. Именно тогда запускается механизм правового регулирования. Например, при совершении сделки только с момента ее подписания сторонами по договору либо с момента государственной регистрации (в зависимости от ее предмета) возникает юридический факт, но не ранее, когда стороны выразили намерение заключить такую сделку.
В.И. Синайский точно подмечает: «Юридический факт есть понятие чисто юридическое» [16, с. 143]. Никакое событие само по себе не может породить юридическое последствие. Только если правовая норма придает этому обстоятельству такое свойство, оно становится юридическим фактом. Именно право устанавливает связь между определенным фактом и конкретными правовыми последствиями, формируя, таким образом, правоотношения.
Для того чтобы правовые последствия наступили, необходимо подтвердить существование юридического факта. Это осуществляется с помощью средств доказывания, предусмотренных процессуальным правом (например, посредством письменных документов).
Структура правоотношений состоит из взаимообусловленных элементов, каждый из которых несет свою функциональную нагрузку. В отсутствие в структуре правоотношений хотя бы одного элемента (субъектов, объекта, прав и обязанностей их участников, юридического факта) речь о правоотношениях идти не может, поскольку данные элементы теснейшим образом взаимосвязаны. Только при комплексном взаимодействии данных взаимосвязанных правовых элементов, объединенных в единую структуру, можно говорить о правоотношении. Структура правоотношений – это совокупность взаимодополняющих элементов, которые не следует изменять, дополнять и уменьшать.