К вопросу о «теологии» обитателей Хирбет-Кейафы

Автор: Тантлевский Игорь Романович

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.16, 2022 года.

Бесплатный доступ

Раскопки в городище Хирбет-Кейафа, результаты которых публикуются в последние годы, проливаю новый свет на становление иудейской государственной структуры и объединенного Израильского царства (или даже, возможно, мини-империи) в целом при Давиде. Обнаруженные здесь артефакты свидетельствует о сформировавшейся во времена царя Давида мощной и хорошо организованной государственной структуре со всеми основными присущими ей атрибутами, как об этом и сообщает нам Библия. Автор статьи уделяет особое внимание интерпретации имени ’Išba‘al (букв. «муж (человек) Ба‘ала»; альтернативная огласовка и интерпретация: ’Ašba‘al, т. е. «Ба‘ал дал»), засвидетельствованном в одной надписи, выполненной ханаанейским шрифтом справа налево, на керамическом черепке от сосуда из Хирбет-Кейафы (датируется рубежом XI–X вв. до н. э.), — в широком теологическом контексте. Автор допускает, что в теофорных иудейских и израильских именах, засвидетельствованных как в Библии, так и в эпиграфике — включая надпись из Хирбет-Кейафы, — относящихся к периоду Судей и объединенного Израильского царства (по крайней мере при Сауле и Давиде), компонент Ба‘ал, досл. «Господин», служил для обозначения Бога Израиля, а не семитского языческого божества. Также это имплицитно свидетельствует в пользу того, что уже на заре истории евреев, набожные люди стремились избегать произносить Имя Бога — Тетраграмматон — «всуе».

Еще

Хирбет-Кейафа, теофорные имена, теология, иудаизм, эпиграфика, Ба‘ал, ба‘ализм, Йехуда, царь Давид

Короткий адрес: https://sciup.org/147237659

IDR: 147237659   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2022-16-2-706-730

Список литературы К вопросу о «теологии» обитателей Хирбет-Кейафы

  • Гордон, С. (1977) “Ханаанейская мифология”, С.Н. Крамер (ред.). Мифология древнего мира. М.: Наука, 199–232.
  • Дьяконов, И.М. (1991) Архаические мифы Востока и Запада. М.: Наука.
  • Тантлевский, И.Р. (2000) Введение в Пятикнижие. М.; Нью-Йорк: Издательство РГГУ.
  • Тантлевский, И.Р. (2020) Царь Давид в Библии и истории. Изд. 3-е, испр. и доп. СПб.: Издательство РХГА.
  • Шифман, И.Ш. (1993) Угаритский эпос. М.: Наука.
  • Aḥituv, S. (2009) “The Khirbet Qeiyafa Inscription – Response C”, D. Amit, G. D. Stiebel, O. Peleg-Barkat (eds.). New Studies in the Archaeology of Jerusalem and its Religion, Collected Papers, vol. 3. Jerusalem: The Hebrew University of Jerusalem, 130–132.
  • Albertz, R., Schmitt, R. (2012) Family and Household Religion in Ancient Israel and the Levant. Winona Lake, IN: Eisenbrauns.
  • Albright, W. (1942) Archaeology and the Religion of Israel. Baltimore: The John Hopkins Press.
  • Albright, W. (1968) Yahweh and the Gods of Canaan. London: Athlone Press.
  • Beekes, R.S.P. (2009) Etymological Dictionary of Greek. Leiden: Brill.
  • Benz, F.L. (1972) Personal Names in the Phoenician and Punic Inscriptions: A Catalogue,Grammatical Study and Glossary of Elements. Rome: Biblical Institute Press.
  • Clines, D.J.A. (ed.) (1995) The Dictionary of Classical Hebrew, vol. II, Sheffield: Sheffield Phoenix Press.
  • Cogan, M. (2001) I Kings. A New Translation with Introduction and Commentary. New York, NY: Doubleday.
  • Cogan, M., Tadmor, H. (1988) II Kings. A New Translation with Introduction and Commentary. New York, NY: Doubleday.
  • Cross, F.M. (1973) Canaanite Myth and Hebrew Epic. Cambridge, MА: Harvard University Press.
  • Day, J. (1985) God’s Conflict with the Dragon and the Sea: Echoes of a Canaanite Myth in the Old Testament. Cambridge: Cambridge University Pres.
  • Demsky, A. (2012) “An Iron Age IIA Alphabetic Writing Exercise from Khirbet Qeiyafa”, Israel Exploration Journal 62, 186–199.
  • Dyakonoff, I.M. (1991) Archaic Myths of the East and the West. Moscow: Nauka (in Russian).
  • Finet, A. (1964) “Iawi-Ilâ, roi de Talḫayûm”, Syria 41, 117–122.
  • Finet, A. (1978) “Réflexions sur l’onomastique de Mari et le dieu des Hébreux”, Mélanges Armand Abel. Leiden: Brill, vol. III, 64–78.
  • Fleming, D.E. (1999) “If El is a Bull, Who is a Calf?: Reflection on Religion in Second-Millenium Syria-Palestine, Eretz Israel 26 (1999; Cross Volume), 23*–27*.
  • Freedman, D.N., O’Connor, P. (1982) “JHWH”, Theologisches Wörterbuch zum Alten Testament, Bd. III, 543–544.
  • Freedman, D.N. (1992) “Samaria Ostraca”, Anchor Bible Dictionary, vol. 5. New York, NY: Doubleday, 921–926.
  • Fritz, V. (1979) “Kadesch Barnea — Topographie und Siedlungsgeschichte im Bereich der Quellen von Kadesch und die Kultstätten des Negeb während der Königszeit”, Biblische Notizen 9.
  • Galil, G. (2010) “The Hebrew Inscription from Khirbet Qeiyafa/Neṭa‘im. Script, Language, Literature and History”, Ugarit-Forschungen 41. Münster: Ugarit-Verlag, 193–242.
  • Garfinkel, Y., Ganor, S. (2009) Khirbet Qeiyafa. Vol. 1: Excavation Report 2007–2008. Jerusalem: Israel Exploration Society.
  • Garfinkel, Y., Ganor, S., Hasel, M.G. (2012a) “The Iron Age City of Khirbet Qeiyafa after Four Seasons of Excavations”, G. Galil, A. Gilboa, M. Maeir, D. Kahn (eds.). The Ancient Near East in the 12th–10th Centuries B. C. E. Culture and History; Proceedings of the International Conference, Held at the University of Haifa, 2–5 May, 2010. Münster: Ugarit-Verlag, 149–174.
  • Garfinkel, Y., Streit, K., Ganor, S., Hasel, M.G. (2012b) “State Formation in Judah: Biblical
  • Tradition, Modern Historical Theories and Radiometric Dates at Khirbet Qeiyafa”, Radiocarbon 54, 359–369.
  • Garfinkel Y., Mumcuoglu M. (2013) “Triglyphs and Recessed Door- frames on a Building Model from Khirbet Qeiyafa: New Light on Two Technical Terms in the Biblical Descriptions of Solomon’s Palace and Temple”, Israel Exploration Journal 63, 135–163.
  • Garfinkel Y., Ganor S., Hasel, M.G. (2014) Khirbet Qeiyafa. Vol. 2. Excavation Report 2009–2013: Stratigraphy and Architecture (Areas B, C, D, E). Jerusalem: Israel Exploration Society.
  • Garfinkel, Y., Golub, M.R., Misgav, H., Ganor, S. (2015a) “The ʾIšbaʿal Inscription from Khirbet Qeiyafa”, Bulletin of the American Schools of Oriental Research 373, 217–233.
  • Garfinkel, Y., Streit, K., Ganor, S., Reimer, P.J. (2015b) “King David’s City at Khirbet Qeiyafa: Results of the Second Radiocarbon Dating Project”, Radiocarbon 57, 881–890.
  • Garfinkel, Y., Ganor, S., Mumcuoglu, M. (2015c) “The Cultic Precinct near the Southern Gate at Khirbet Qeiyafa”, Qadmoniot 48 [149], 2–13 (Hebrew).
  • Garfinkel, Y., Mumcuoglu, M. (2015d) Solomon’s Temple and Palace in Light of New Archaeological Discoveries. Jerusalem: Israel Exploration Society.
  • Garfinkel, Y., Kreimerman, I., Zilberg, P. (2016) Debating Khirbet Qeiyafa: A Fortified City in Judah from the Time of King David. Jerusalem: Israel Exploration Society.
  • Garfinkel, Y. (2017a) “Khirbet Qeiyafa in the Shephelah: Data and Interpretations”, S. Schroer, S. Münger (eds.). Khirbet Qeiyafa in the Shephelah. Papers Presented at a Colloquium of the Swiss Society for Ancient Near Eastern Studies Held at the University of Bern, September 6, 2014, Fribourg: Academic Press / Vandenhoeck & Ruprecht, 5–59.
  • Garfinkel, Y. (2017b) “The Iron Age City of Khirbet Qeiyafa”, O. Lipschits, A. Maeir (eds.). The Shephelah during the Iron Age, Recent Archaeological Studies. Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 115–131.
  • Garfinkel, Y., Ganor, S., Hasel, M.G. (2018) Khirbet Qeiyafa. Vol. 4 Excavation Report. Art, Cult and Epigraphy. Jerusalem: Israel Exploration Society.
  • Gordon, H. (1961) Mythologies of the Ancient World. New York, NY: Doubleday, 181–218.
  • Helck, W. (1962) Die Beziehungen Ägyptens zu Vorderasien im 3. und 2. Jahrtausent v. Chr. Wiesbaden: O. Harrassowitz.
  • Isserlin, B.S.J. (1957) “Israelite and Pre-Israelite Place-Names in Palestine: A Historical and Geographical Sketch”, Palestine Exploration Quarterly 89, 133–144.
  • Kang, H.-G., Garfinkel, Y. (2018) Khirbet Qeiyafa. Vol. 6. The Iron Age Pottery. Jerusalem: Israel Exploration Society.
  • Kaufmann, Y. (1960) The Religion of Israel. From Its Beginnings to the Babylonian Exile, vol. 1. Chicago University of Chicago Press.
  • Lemaire, A. (1984) “Who or What Was Yahweh’s Asherah?”, Biblical Archaeology Review, Nov./Dec., 42–51.
  • Lorenz, O. (1990) Ugarit und die Bible: Kanaanäische Götter um Religion im Alten Testament. Darmstadt.
  • Mazar, А. (1982) “The “Bull Site”: An Iron Age I Open Cult Site”, Bulletin of the American Schools of Oriental Research 247, 27–42.
  • Mazar, A. (1983) “Bronze Bull Found in Israelite “High Place” from the Time of the Judges”, Biblical Archaeology Review, Sept./Oct., 34–40.
  • Mazar, B. (1986) The Early Israelite Settlement in the Hill Country, Sh. Aḥituv, B. A. Levine (eds.). The Early Biblical Period: Historical Studies. Jerusalem: Israel Exploration Society, 35–48.
  • McCarter, P.K. (1987) “Aspects of the Religion of the Israelite Monarchy: Biblical and Epigraphic Data”, F. M. Cross, P. D. Miller et al. (eds.). Ancient Israelite Religion. Philadelphia, PA: Fortress Press, 137–155.
  • McCarter, P. K., Bunimovitz, S., Lederman, Z. (2011) An Archaic Ba῾l Inscription from Tel Beth-Shemesh, Tel Aviv 38, 179–193.
  • Meshel, Z. (2012) Kuntillet ‘Ajrûd (Ḥorvat Teman). An 8th Century BCE Religious Site on the Judah- Sinai Border. Jerusalem: Israel Exploration Society.
  • Metso, S. (2019) The Community Rule: A Critical Edition with Translation. Atlanta, GA: Society of Biblical Literature.
  • Moor, J.C. de (1990) The Rise of Yahwism. The Roots of Israelite Monotheism. Leuven: Peeters.
  • Ouellette, J. (1969) “More on ’Ęl Šadday and Bęl Šadę”, Journal of Biblical Studies 87, 470–471.
  • Pritchard, J.B. (ed.) (1954) Ancient Near East in Pictures relating to the Old Testament. Princeton, NJ: Princeton University Press.
  • Puech, É. (2010) “L’ostracon de Khirbet Qeyafa et les débuts de la royauté en Israël”, Revue Biblique 117, 162–184.
  • Raney, A.F. (1988) “Toward a Precise Date for the Samaria Ostraca”, Bulletin of the American Schools of Oriental Research 272, 69–74.
  • Shifman, I.Sh. (1993) The Ugaritic Epic. Moscow: Nauka (in Russian).
  • Sreck, M.P. (1999) “Der Gottesname ‘Jahwe’ und das amurritische Onomastikon”, Die Welt des Orients 30, 35–46.
  • Stolz, F. (1980) “Monotheismus in Israel”, O. Keel (Hrsg.). Monotheismus im Alten Israel und seiner Umwelt. Fribourg: Schweiz.
  • Soden, W. von (1966) “Jahwe ‘Er ist, Er erweist sich”, Die Welt des Orients, 177–187.
  • Tantlevskij, I.R. (2000) Introduction to the Pentateuch. Moscow; New York, NY: Russian State University of Humanities’ Publishing (in Russian).
  • Tantlevskij, I.R. (2020) King David in the Bible and History, 3rd ed., revised and enlarged. St. Petersburg: RCHA Publishers (in Russian).
  • Tigay, J.H. (1986) You Shall Have No Other Gods: Israelite Religion in the Light of Hebrew Inscriptions. Atlanta, GA: Scholars Press.
  • Toorn, K. van der (1996) Family Religion in Babylonia, Syria and Israel. Continuity and Change in the Forms of Religious Life. Leiden: Brill.
  • Toorn, K. van der, Becking, B., Horst P. W. van der (eds.) (1999) Dictionary of Deities and Demons in the Bible. 2nd ed. Grand Rapids, MI; Cambridge, MA.
  • Wakeman, M.K. (1969) “The Biblical Earth Monster in the Cosmogonic Combat Myth”, Journal of Biblical Literature 88, P. 313–320.
  • Weippert, M. (1980) “Jahwe”, Reallexikon der Assyriologie 5.
  • Zevit, Z. (1984) “The Khirbet el-Qôm Inscription Mentioning a Goddess”, Bulletin of the American Schools of Oriental Research 255, 39–47.
  • Zevit, Z. (2001) The Religions of Ancient Israel: A Synthesis of Parallactic Approaches. London; New York: Continuum.
Еще
Статья научная