К вопросу о временных циклах в представлениях нусайритов
Автор: Сарабьев Алексей Викторович
Журнал: Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования @jurnal-gumanitary
Рубрика: История
Статья в выпуске: 4 (44), 2018 года.
Бесплатный доступ
Введение. В статье предпринята попытка выявить особенности и характерные черты представлений о времени у нусайритов (или алавитов) - адептов самостоятельной мусульманской конфессии, относящейся формально к шиизму и распространенной преимущественно на территории Сирии. Методы. С этой целью был избран метод сопоставления тех фрагментов арабоязычных источников, где затрагивается данная тема. Предварительно были исследованы достижения современной науки по вопросам нусайритского вероучения, а затем осуществлены переводы нескольких фрагментов опубликованных трактатов авторитетных нусайритских богословов разных веков. Результаты исследования. Автор делает вывод, что нусайритское учение о временных циклах в его очень обобщенном виде имеет следующие особенности. Все исторические циклы вместе с доисторическими выстраиваются в единую спираль времени, на ней располагается священная история, также цикличная, и каждый период был непосредственно связан с обществом, в которое ниспосылалось откровение божественного смысла с обязательными атрибутами его проявлений. При этом так называемая основа ( асас ) оставалась неизменной с ее вечной сокрытой истиной, а менялась лишь видимая форма откровения в соответствии с лицом, посредством которого оно передается. Направление исторического развития не рассматривается как однозначное восходящее. Наряду с возможностью духовного и социального прогресса, свыше посылается, как верят нусайриты, и возможный путь «унизительного нисхождения» в низшие, нечистые сферы - для тех, кто не следует по заповеданному пути. Нисхождение при этом детализовано по периодам и их характеристикам. Обсуждение. Сведения о длительности эпох и даже сами подходы к их определению сильно разнятся по источникам. У одних авторов очевидны определенные акценты, связанные, видимо, с целью и темой соответствующего трактата. В некоторых случаях явны значительные расхождения в деталях, особенно в сроках временных циклов и эпох. Заключение. Дальнейшее сравнение данных разных источников может прояснить представления о ходе времени и истории у исповедающих нусайритскую религию, хотя такая работа должна идти параллельно с развитием источниковедения - верификацией опубликованных текстов, уточнением их атрибуции, филологическом, историческом и теологическом их комментировании.
Время, спираль времени, религиозная философия, циклы истории, средневековые источники, нусайриты
Короткий адрес: https://sciup.org/147218336
IDR: 147218336 | DOI: 10.15507/2078-9823.044.018.201804.384-397
Список литературы К вопросу о временных циклах в представлениях нусайритов
- Дюссо Р. История и религия нусайритов / отв. ред. и предисл. В. Н. Саутов и В. В. Наумкин; пер. с фр. яз. В. Я. Порхомовский при участии О. Н. Арсеньева; пер. с араб. яз. Д. В. Макаров; науч. ред. А. В. Сарабьев. - М.: ИВ РАН.
- Саутов В. Н. Алавиты в общественно-политической жизни Сирии (40-90-е годы XX в.): дис.. канд. ист. наук. - М., 2001. - 211 с.
- Смирнов А. В. Великий шейх суфизма: (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). - М.: Наука; Восточная литература, 1993. - 330 c.
- Bar-Asher Meir M., Kofsky Ariyeh. The Nụsayrī-‘Alawī Religion: An Enquiry into Its Theology and Liturgy. - Leiden; Boston; Koeln: Brill, 2002. - 199 p. (Jerusalem Studies in Religion and Culture, 1).
- Friedman Ya. al-Husayn ibn Hamdân al-Khasîbî: A Historical Biography of the Founder of the Nusayrî-'Alawite Sect // Studia Islamica. 2001. - No. 93 - P. 91-112.
- Friedman Ya. The Nuşayrī-‘Alawīs: An Introduction to the Religion, History and Identity of the Leading Minority in Syria. - Leiden; Boston; Brill, 2010. - 327 p. (Islamic history and civilization, 77)
- Salisbury E. E. The Book of Sulaiman's First Ripe Fruit, disclosing the Mysteries of the Nusairian Religion, by Sulaiman Effendi of Adhanah; with copious extracts // Journal of the American Oriental Society. - 1866. - Vol. VIII. - P. 227-308.