К вопросу о значении и правовой природе предварительного договора

Бесплатный доступ

В статье автором исследуются нормы отечественного законодательства, регулирующие предварительный договор. Определено его понятие и значение в гражданско-правовых отношениях. Рассмотрены его функции и особенности его правовой природы. Сделан вывод о том, что предварительный договор по своей правовой природе является двусторонне-обязывающим и безвозмездным договором. Такой договор относится к группе организационных договоров.

Предварительный договор, функции договора, правовая природа договора, безвозмездность договора, основной договор, организационный договор

Короткий адрес: https://sciup.org/170203433

IDR: 170203433   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2024-3-1-219-221

Текст научной статьи К вопросу о значении и правовой природе предварительного договора

Предварительный договор довольно распространён среди субъектов предпринимательской сферы деятельности и в целом, не случайно способствует установлению правовых связей участников договорных обязательств ещё, собственно, до заключения основного договора. Необходимость в нем, как правило, возникает в тех ситуациях, когда требуется закрепить достигнутые договорённости. Именно в таких случаях его можно назвать инструментом, позволяющим сторонам достигнуть указанной цели.

Само определение предварительного договора закреплено в п. 1 ст. 429 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ), согласно которому на стороны возлагается обоюдная обязанность, по вступлению в основное договорное правоотношение в будущем, исходя из его предмета и иных основных условий, определенных в предварительном договоре непосредственно его участниками [1].

Значение исследуемого обязательства учеными определяется по-разному, но непременно сквозь призму возложенной обоюдной обязанности сторон по дальнейшему заключению основного договора [3, с. 27].

Интересна в этой связи и позиция судебной практики о значении предварительного договора. Так в частности, судами отмечается, что его основное значение сводится к юридической связи…. и скреплению своих взаимных обязательств организационным по своей правовой природе обязательством [2]. Соответственно, логично, что значение исследуемого обязательства всегда находит свое проявление посредством функций, выполняемых обозначенным обязательством.

Традиционно, большинством ученых выделяются три основные функции предварительного договора: организационная, регулятивная, защитная [4, с. 25].

Так организационная функция с уверенностью позволяет относить такой договор к категории организационных обязательств, а регулятивная функция, по мнению ученых, заключается в установлении правовых связей между сторонами договора. Защитная же его функция проявляется в случае, когда договор нарушен и применяются предусмотренные п.5 ст.429, п.4 ст.445 ГК РФ меры ответственности: возмещение убытков, причиненных уклонением от заключения договора, а также понуждение к заключению основного договора.

Исходя из анализа функций предварительного договора, можно сделать вывод о том, что значение конструкции данного договора заключается в установлении между сторонами обязательства о заключении в будущем другого (основного) договора, а также в возможности понужде- ния к заключению договора и взыскания убытков со стороны, которая необоснованно уклоняется от заключения основного договора.

Следуя буквальному толкованию положений п.1 ст.429 ГК РФ, обе стороны предварительного договора имеют право требования и обязанность по заключению в будущем основного договора. Тем самым российское законодательство нормировало предварительный договор как двусторонне- обязывающий (организационный) договор [5, с. 6]. Заметим, что дискуссии о возможности заключения одностороннего предварительного договора имели место до введения в договорные отношения такой договорной конструкции, как опцион на заключение договора [6, с. 26]. В этой связи, логично полагаем, что наличие споров о необходимости одностороннего предварительного договора должно быть прекращено.

Исследуемый договор обладает организационными функциями, а соответственно и относиться по своей правовой природе к категории организационных договоров. Цель его состоит в организации заключения основного договора в будущем. Исходя из его организационной природы можно говорить также и о безвозмездности такого договора, что, собственно, напрямую связано с тем, что организационные договоры направлены не на товарообмен, а на имосвязей участников будущего товарообмена (например, на установление между такими участниками обязательства заключить в будущем основной договор) [7, с. 110]. Такая же позиция находит отражение и в определении Верховного Суда РФ, который справедливо полагает, что договор, который предусматривает хотя бы частичное предоставление исполнения по основному обязательству, не может быть квалифицирован как предварительный договор [8].

Практика Верховного Суда РФ также идет по пути возможности переквалификации сторонами предварительного договора в основной договор, что, собственно, не закреплено положениями ГК РФ [9].

Стоит заметить, что предварительный договор не может заключаться для реальных договоров, что напрямую обуславливается его правовой природой, ведь для его заключения требуется согласование его предмета и по иным условиям, которые имеют существенное значение для сторон.

Таким образом, предварительный договор, как самостоятельная договорная конструкция, имеет определенные особенности в своей правовой природе. Признавая его организационный характер, следует определить данный договор как безвозмездный и двусторонне-обязывающий, в силу возложенной обоюдной обязанности его организацию, т.е. на установление вза- сторон к заключению основного договора.

Список литературы К вопросу о значении и правовой природе предварительного договора

  • Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Часть первая (с посл. изм. и доп. от 24 июля 2023 г. № 351-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.03.2024).
  • Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2015 г. по делу № 33-1684/2015 // База судебных актов, судебных решений и нормативных документов "Судебные и нормативные акты РФ". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/k4NlXOWrefg1/(дата обращения: 10.03.2024).
  • Егорова М.А. Организационное отношение и организационные сделки в гражданско-правовом регулировании // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2019. - № 5. - С. 28-32.
  • Салимзянов Б.И. Обеспечительная функция предварительного договора в сфере оборота недвижимости: дис.. канд. юрид. наук. - Казань, 2013. - 207 с. EDN: SUPJJD
  • Аблятипова Н.А., Клысь Э.Д. Особенности предварительного договора в гражданском праве РФ // Вестник современных исследований. - 2019. - № 14 (28). - С. 5-8. EDN: YVSXVZ
  • Меньшенин П.А. Предварительный договор в российском гражданском праве: дис.. канд. юрид. наук. - М., 2011. - 179 с. EDN: GMNHDN
  • Жмаева Е.С. Предварительный договор: проблемы определения и толкования // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - № 15(5). - С. 107-116. EDN: VKLNSW
  • Определение Верховного Суда РФ от 11 апреля 2017 г. по делу № А04-2069/2016 // Официальный сайт Верховного Суда РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1533482/(дата обращения: 10.03.2024).
  • Обзор практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 04 декабря 2019 г. // Официальный сайт Верховного Суда РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vsrf.ru/files/14489/(дата обращения: 10.03.2024).
Еще
Статья научная