К вопросу о значении zH nTr, «Ковчега Бога», в ритуальной практике Египта Древнего царства
Автор: Петрова Анастасия Андреевна
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Сообщения
Статья в выпуске: 1 т.8, 2009 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуется значение священного наоса zH nTr (sH nTr) в погребальном культе Египта Древнего царства. Основываясь на изучении текстов и настенных изображений из гробниц знати, автор предлагает интерпретировать zH nTr как ковчег для перевозки культовой статуи. Тесно связанный с почитанием бога Анубиса, zH nTr имел существенное значение в совершении ритуалов жертвоприношений.
Древний египет, древнеегипетские гробницы, жертвенный ритуал, погребальный ритуал
Короткий адрес: https://sciup.org/14737041
IDR: 14737041
Текст научной статьи К вопросу о значении zH nTr, «Ковчега Бога», в ритуальной практике Египта Древнего царства
В источниках Древнего царства достаточно часто упоминается культовая постройка zH nTr , название которой обычно переводят как «divine booth» или «god’s booth» [Faulkner, 1996. P. 237], «Gotteshalle» [Erman, Grapow, 1926–1931. III. S. 465; Han-nig, 2003. S. 1175]. Значение этой постройки до сих пор не вполне понятно. Первоначальное предположение о том, что это святилище Анубиса (как считал, например, А. Бадауи [Badawy, 1948. P. 213–243]), очевидно, не соответствует действительности. Согласно наиболее распространенному в настоящее время мнению, zH nTr – это временное строение, в котором проводилось некие обряды, связанные с бальзамированием [Altenmüller Br., 1972. S. 329; Leitz, 2002. S. 860; DuQuesne, 2005. P. 152]. Б. Грдзелов отождествлял zH nTr с царским долинным храмом, где совершались при погребении ритуалы очищения [Grdseloff, 1941. S. 39– 42]. А. Цвиек полагает, что zH nTr – это название жертвенного помещения (святилища) в царском пирамидном храме [Cwiek, 2003. P. 325–326]. Х. Альтенмюллер в своей статье, посвященной zH nTr , пришел к выводу, что это строение с Xkr -фризом, обозначавшее ворота, вход в священную область и связанное с так называемым «путешествием в Саис» (Saisfahrt) [Altenmüller H., 1972. S. 307–317]. В своем анализе Альтенмюллер опирался в основном на данные Текстов пирамид и более поздних источников (гробниц
Нового царства), но лишь слегка коснулся того материала, который содержится в частных гробницах Древнего царства. Между тем, на наш взгляд, последние заслуживают более пристального внимания.
В надписях на стенах чиновничьих гробниц Древнего царства zH nTr всегда в одном и том же контексте: в составе эпитета Анубиса xnty zH nTr , главным образом в жертвенных формулах. Этот эпитет является одним из самых ранних и часто употребляемых эпитетов этого божества в рассматриваемый период, что свидетельствует о большом значении zH nTr для посмертного благополучия древнего египтянина.
На протяжении всего Древнего царства для написания словосочетания zH nTr использовались два иероглифа-идеограммы: один обозначал « zH », другой, соответственно, « nTr ». Ни один из них, как правило, не имел фонетических дополнений (исключение см.: [Lapp, 1986. S. 9]). Иероглиф « zH » обыкновенно изображался как прямоугольное строение с характерным навершием, похожим на полукруглый, расширяющийся кверху фриз (torus moulding). Начертание этого иероглифа в целом неизменно в подавляющем большинстве источников, однако в деталях наблюдается большое разнообразие. Зачастую строение, выраженное иероглифом « zH », изображено в сильно упрощенном виде (особенно это характерно для надписей гробниц начала 6 династии,
ISSN 1818-7919. Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2009. Том 8, выпуск 1: История © А. А. Петрова, 2009
хотя такой вариант не ограничивается этим временем), как, например, в гробнице Inti (Дешаша, 5.8) [Kanawati, McFarlane, 1993. Pl. 39]:
и 11
в гробнице Mrrw-kA(.i) (Саккара, 6.1L-2M) [Kanawati, Abder-Raziq, 2004. Pl. 51]:

В более редких случаях в упрощенном изображении выделяется одна из характерных черт строения « zH », как, например, в гробнице #w.n-wx (Эль-Кисия, 6.2) [El-Khouli, Kanawati, 1989. Pl. 33]

или в гробнице KA(.i)-xnt (Эль-Хаммамия, начало 5 династии) [El-Khouli, Kanawati, 1990. Pl. 49a]

Не следует, впрочем, забывать, что когда-то все эти иероглифы были раскрашены, и очень вероятно, что роспись отражала некоторые детали, которые теперь не видны из-за того, что утрачены краски.
Кроме того, до нас дошли и гораздо более детализированные варианты иероглифа « zH », подчеркивающие несколько характерных черт «ковчега бога». Очень часто встречаются изображения, на которых мы можем увидеть фриз, дверь, а также постамент для « zH ». Например, в гробнице KA(.i)-m-snw (Саккара, вторая половина 5 династии) [McFarlane, 2003. Pl. 60c]

или _bHn(i) (Гиза, конец 4 – начало 5 династии) [Hassan, 1932–1960. Vol. 4. Fig. 114;
Pl. 47a]

На некоторых изображениях нам удается разглядеть детали фриза, как, например, на архитраве KA-ni-nzwt (Гиза, 5 династия) [Hölzl, 2001. S. 72]

а на некоторых – особенности строения, материал, из которого делали ковчег: например, в гробнице Mr.sy-anx III (Гиза, 4.6) zH nTr изображается следующим образом [Simpson, 1974. Fig. 6]:

в гробнице %Smw (Гиза, 6 династия) [Hölzl, 2001. S. 25]

в гробнице Nfr-xw.w (Саккара, 1 половина 5 династии) [Ziegler, 1990. P. 182, 186]

а в гробнице #nit (Гиза, 6 династия) [Hölzl, 2001. S. 95]

Благодаря детализированным изображениям хорошо видно, что zH nTr – это легкая постройка, созданная из недолговечных материалов (по всей видимости, сплетена из растения, подобного тростнику, или, возможно, вырезана из дерева).
Очень редко можно встретить вариант написания zH nTr , подобный примеру из гробницы Qar (Гиза, 6 династия, правление Пепи I, или позже) [Simpson, 1976. Fig. 32]

в котором иероглиф « nTr » заключен внутри иероглифа « zH ».
В подавляющем большинстве источников в изображении иероглифа « zH » выделяется расширяющийся кверху фриз. Конечно, имеются и исключения (например, в гробнице Mrii (Эль-Хагарса, 6.4-6) [Kanawati, 1993. Pl. 44]. Эта группа иероглифов выглядит так:

впрочем, они чрезвычайно редки.
В некоторых случаях для написания « zH » используется не иероглиф-строение, а другой знак, изображающий, по всей видимости, навес (подобный навес мы видим, например, в иероглифе Hb – «праздник»). В таких случаях все словосочетание « zH nTr » выглядит следующим образом (Саккара, 1 половина 5 династии) [Ziegler, 1990. P. 179; Junker. Bd. 3. Abb. 46; Martin, 1978. S. 18]:

или вот так ( KA-ni-nzwt (Гиза, 5 династия) [Hölzl, 2001. S. 74]):

Никаких прямых данных о функциях zH nTr в гробничных текстах не содержится, но можно сделать определенные выводы, опираясь на косвенные свидетельства.
Рассмотрим эпитеты Анубиса, которые были распространены в эпоху Древнего царства. Помимо xnty zH nTr , к числу наиболее часто используемых относятся:

xnty tA Dsr – «предстоящий (букв. «тот, кто перед / впереди») священной земле (т. е. некрополю)» (и его вариант – nb tA Dsr , «владыка священной земли»);
tpy Dw.f – «тот, кто на холме его»;

imy wt – «тот, кто в wt 1 ».
Эпитеты египетских божеств часто связывают последних с тем или иным местом их культа, но с упомянутыми эпитетами Анубиса дело обстоит иначе: в данном случае эпитеты имеют значение не столько для самого бога, сколько для человека и его заупокойного культа. Интересно, что в состав каждого из эпитетов входит слово, уточняющее местонахождение : xnty – «тот, который перед…»; tpy – «тот, который на…»; imy – «тот, который в…». Учитывая эти два обстоятельства, логично предположить, что каждый из эпитетов связан с местом проведения тех или иных заупокойных ритуалов (каждое из которых находится под покровительством Анубиса) – и xnty zH nTr здесь не исключение. Уже тот факт, что этот эпитет употребляется преимущественно в контексте жертвенных формул, говорит о том, что zH nTr имеет значение, каким-то образом связанное с жертвенным обеспечением умершего (с Htp-di-nswt – «жертвами, которые дает царь»).
Следует обратить внимание на слово xnty , входящее в состав рассматриваемого эпитета. Это же слово присутствует в xnty tA Dsr или другом, не столь часто употребляемом, но известном эпитете xnty imntiw («предстоящий западным»). В обоих этих эпитетах его наличие легко объяснимо: можно предстоять западным, быть первым из них, т. е. быть их владыкой; альтернативой эпитету xnty tA Dsr служит nb tA Dsr , очевидно, слово xnty взаимозаменяемо с nb и также имеет значение «владыка некрополя». С xnty zH nTr дело обстоит несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. Предположение, что xnty zH nTr – это «владыка ковчега бога» возможно, но все же спорно, поскольку этот эпитет не имеет альтернатив, со всей определенностью говоривших бы о необходимости выбора именно такого значения. Можно предположить, что в данном случае xnty указывает не столько на главенство Анубиса, сколько на его местоположение (так же как слова tpy и imy в других эпитетах), т. е. в данном случае важно именно то, что Анубис находится « перед ковчегом бога». Такое понимание может указывать на то, что ритуалы, связанные с zH nTr , проводились не в самом этом строении, а перед ним. Впрочем, пока это лишь предположение, к которому мы вернемся позже.
Изображения «ковчега бога», сопровождаемые соответствующими подписями, иногда встречаются на стенах гробниц: в них мы видим zH nTr в мастерской, в процессе изготовления. В качестве примера можно привести сцену из гробницы Ii-mry (Гиза, первая половина 5 династии), на которой мы видим занятых работой плотников (рис. 1, см.: [Weeks, 1994. Fig. 30]). Справа стоит известное нам строение, которое выглядит точно так же, как и иероглифическое изображение; оно подписано zH nTr n wan – «ковчег бога из можжевелового дерева».
Подобное изображение можно увидеть также в гробнице Ny-anx-$nmw и $nmw-Htp [Moussa, Altenmüller, 1977. Tf. 62]. Здесь сцена подписана snaa zH nTr – «отделка ковчега бога» (словосочетание zH nTr выписано здесь с использованием более распространенных иероглифов, рассмотренных выше).
Итак, из всего вышесказанного становится очевидно, что zH nTr – строение из дерева (или других растительных материалов), имеющее характерную форму, которая достаточно четко отражена в изображениях. Рассмотрев оформление гробницы, мы увидим еще два элемента, которые имеют такую же форму, как и «ковчег бога».
-
1. Ложная дверь в том виде, какой она принимает со второй половины 5 династии, т. е. с так называемыми «torus moulding» и «cavetto cornice», как, например, эта «двойная» дверь из гробницы @si (Саккара, начало 6 династии) (рис. 2, см.: [Kanawati, Ab-der-Raziq, 1999. Pl. 63]).
-
2. Наос, в котором перевозят статуи в изобразительных композициях, посвященных погребению. Например, так выглядит эта сцена в гробнице Mr.sy-anx III (Гиза, 4.6) (рис. 3, см.: [Simpson, 1974. Fig. 5]).

Рис. 2

Другой пример – из гробницы Axt-Htp (рис. 4, см.: [Ziegler, 1993. P. 108]). Более детальные изображения можно увидеть в гробнице Ny-anx-$nmw и $nmw-Htp: там показано, как наосы сначала везут на лодках (в это время они закрыты), а затем открывают и совершают ритуалы жертвенного возгла- шения перед помещенными внутри статуями [Moussa, Altenmüller, 1977. Tf. 5–19] (схожие сцены – в гробнице @tp-Hr-Axty (примерно эпоха Ниусерра) [Holwerda et al., 1905. Tf. 9].
Такие же ритуалы изображены в гробнице _bHn(i) (рис. 5, см.: [Hassan. Vol. 4. Fig. 122]).

Рис. 4
Исследователи установили, что существует взаимосвязь между формой ложной двери, вошедшей в употребление со второй половины 5 династии, и наосом для перевозки статуи [Wiebach, 1981. S. 133–155; Fitzenreiter, 2001. P. 395–396]. По мнению египтологов, изучавших эту проблему, в течение 5 династии происходит переосмысление функций ложной двери: с изменением внешнего вида она потеряла значение «символического прохода в погребальную камеру», но приобрела значение «культового места, в котором символически присутствует умерший» [Fitzenreiter, 2001. P. 395–396]. Это, безусловно, справедливо, хотя, как нам кажется, первый аспект не был утрачен окончательно – он только отошел на второй план. Иначе говоря, функции ложной двери сильно сблизились с теми функциями, которые имели культовые статуи. Дальнейшее развитие оформления ложной двери приведет к тому, что она превратится в стелу, которую возможно будет установить далеко от реального места захоронения.
Столь очевидное сходство вышеупомянутых элементов оформления гробницы с иероглифом и изображениями zH nTr также не может быть случайным. Приведенный выше фрагмент из гробницы Ii-mry [Weeks, 1994. Fig. 30] демонстрирует «ковчег бога», схожий с наосом не только формой самой постройки, но и тем, что он также установлен на салазках. Вполне возможно, что постамент, на котором часто изображен иероглиф « zH » – это также стилизованное изображение салазок.
Стоит задуматься и над смыслом названия zH nTr , который мы переводим как «ковчег бога». Одно из возможных объяснений состоит в том, что слово « nTr » могло также применяться к изображениям и, конечно же, статуям. В таком случае « zH nTr » может буквально означать «наос для статуи».
Рассмотрев с этой точки зрения эпитет Анубиса xnty zH nTr, мы опять увидим очевидное соответствие текста изображениям: жертвенные ритуалы перед стоящей в ковчеге статуей, воспроизведенные на стенах гробниц, совершаются как раз перед ним: буквально «xnty zH nTr». Особое значение этого ковчега, видимо, заключалось в том, что перед ним происходили важнейшие ритуалы, связанные с жертвенным обеспечением умершего. Становится понятно, почему этот эпитет так часто употребляется в жертвенных формулах и почему ложная дверь в конце концов обретает сходную с ним форму: таким образом, фактически соединяются три самых существенных для заупокойного культа компонента: важнейший гробничный текст – жертвенная формула, ключевой архитектурный элемент – ложная дверь и имеющее большое значение для ритуалов жертвенного возглашения реальное строение – zH nTr. Сближение функций ложной двери и zH nTr происходит благодаря тому, что они являлись, видимо, местом проведения одних и тех же (или сходных) культовых действий.
Следует отметить, что после включения в культовую практику и утверждения в ней нового типа ложной двери эпитет xnty zH nTr , бывший прежде едва ли не наиболее часто употребляемым эпитетом Анубиса, начинает уступать по частоте использования другим, например tpy Dw.f . Конечно, эта тенденция проявляется в надписях не на богато оформленных и больших дверях высокопоставленных вельмож, где было достаточно места, чтобы вместить все эпитеты божества, а на небольших дверцах чиновников победнее и пониже рангом, ограниченное пространство на которых заставляло относиться к тексту избирательно: и чаще всего выбор делался не в пользу xnty zH nTr 2 . И этот факт легко объяснить, учитывая вышеизложенное: ведь теперь сама ложная дверь являлась аналогом zH nTr , поэтому эпитет можно было опустить.
Интересно, что один из чиновничьих титулов, в состав которого входит zH – xrp zH , традиционно переводится как «управляющий трапезной» (director of the dining-hall [Jones, 2000. No. 2682]). Здесь ясно видна связь помещения- zH с кормлением – не случайно и строение, перед которым совершалось фактически кормление умершего (воплощением которого являлась статуя), также называется zH .
Таким образом, материал из частных гробниц Древнего царства показывает, что zH nTr является временным строением, в котором перевозились во время погребения статуи усопших и перед которым совершались ритуалы жертвоприношений (и кото- рый, возможно, следует буквально понимать как ковчег для статуи).
Вероятно, zH nTr обладал также и другими функциями, которые не отражены в источниках (так, ничего нельзя сказать о ритуалах, связанных с телом усопшего и его бальзамированием: в частных гробницах на них указаний нет, что, впрочем, отнюдь не означает, что их не могло быть). Очевидно также, что zH nTr в контексте царских памятников имеет определенные отличия от zH nTr в памятниках вельмож (у царей это, скорее всего, не просто временно построенный ковчег, а специальное помещение в составе пирамидного комплекса) – но эта тема требует отдельного рассмотрения. В данном случае нашей задачей было попытаться выявить именно те функции zH nTr , которые имели первостепенное значение для чиновничьих гробниц Древнего царства.
ZH nTr , «GOD’S BOOTH», IN YHE RITUAL PRACTICE OF EGYPT DURING THE OLD KINGDOM
The article deals with a sacred naos zH nTr ( sH nTr ), and its role in the funeral rites of during the Old Kingdom. On the basis of investigation of inscriptions, wall paintings and reliefs from private tombs, it is possible to interpret zH nTr as a naos for transporting of cult statue. Closely connected with god Anubis, zH nTr had a great importance for performing offering rites.