К вопросу об атрибуции "Статуи полководца из Тиволи"

Бесплатный доступ

Объектом исследования стала «Статуя полководца из Тиволи», датируемая большинством исследователей второй четвертью I в. до н.э. Наш интерес к ней обусловлен тем, что до сих пор не было установлено - кого из лидеров Республики она возвеличила. Полагаем, что это Гай Марий. При этом учитываем, в частности, сходство лица «полководца из Тиволи» и лиц бюстов из Глиптотеки Мюнхена и Музеев Ватикана, в которых исследователи видят изображения именно этого военного и политического деятеля. Высекли же статую после смерти диктатора Л. Корнелия Суллы, а точнее - в период Первого триумвирата и, скорее всего, по инициативе Г. Юлия Цезаря. Это обстоятельство и определило её дальнейшую судьбу: статуя была сохранена. Она украшала храм Геркулеса Виктора, возведённого в Тиволи в I в. до н.э., при раскопках которого и была найдена.

Еще

История, археология, искусствоведение, римская скульптура, статуя полководца из тиволи

Короткий адрес: https://sciup.org/14126096

IDR: 14126096   |   DOI: 10.53737/2713-2021.2022.23.59.011

Список литературы К вопросу об атрибуции "Статуи полководца из Тиволи"

  • Бритова Н.Н., Лосева Н.М., Сидорова Н.А. 1975. Римский скульптурный портрет. Москва: Искусство.
  • Негин А.Е. 2021. Императорский оруженосец: к интерпретации фигуры с рельефа «Большого Траяновского фриза». МАИАСП 13, 689—697.
  • Негин А.Е., Д'Амато Р. 2020. Шлем типа spangenhelme из коллекции «Фонда Марджани». МАИАСП 12, 513—523.
  • Скворцов К.Н., Чореф М.М. 2020. Клад римских монет Мельниково-1. МАИАСП 12, 734—773.
  • Чореф М.М. 2018. Судьба статуи, или к атрибуции «Геркулеса из Массико». Scripta antiqua 8, 378—391.
  • Чореф М.М. 2019. Бронзовые монеты Савромата I с развернутым влево бюстом правителя на аверсе как источник исторической информации. МАИАСП 11, 583—591.
  • Чореф М.М. 2021. Бронзы Савромата II с сидящей на троне Афродитой на реверсе как источник исторической информации. МАИАСП 13, 882—902.
  • Шауб И.Б. 2021. Горгона в религии меотов. МАИАСП 13, 701—714.
  • Яценко С.А., Чореф М.М. 2021. К атрибуции «Портрета Адриана в лавровом венке» из собрания Государственного Эрмитажа. Scripta antiqua 9, 264—276.
  • Acierno M., D'Aquino R. 2013. Il santuario di Ercole Vincitore a Tivoli. Un restauro complesso, in divenire. Arkos. 5 Ser. 1/2, 44—57.
  • Bugaj E. 2021. Some Remarks on the Problems of Art Research in Archaeology using the Example of Greek and Roman Sculpture. B: Zurkiewicz D. (ed.). Treasures of Time: Research of the Faculty of Archaeology of Adam Mickiewicz University in Poznan. Poznan: Adam Mickiewicz University, 327—337.
  • Fejfer J. 2008. Roman Portraits in Context. Berlin: De Gruyter.
  • Holliday P.J. 2015. Roman Art and the State. B: Borg B.E. (ed.). A Companion to Roman Art. Chichester, West Sussex, UK; Malden, MA: Wiley Blackwell.
  • Kleiner D.E.E. 1992. Roman Sculpture. New Haven: Yale University Press.
  • Kleiner F.S. 2010. A history of Roman art. Wadsworth: Cengage Learning.
  • Tuck S.L. 2015. A history of Roman art. Chichester, West Sussex, UK; Malden, MA: Wiley Blackwell.
Еще
Статья научная