К вопросу об использовании специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств в сельской местности

Автор: Агафонов А.С., Грушко В.М.

Журнал: Криминалистика: вчера, сегодня, завтра @kriminalistika-vsz

Статья в выпуске: 3 (3), 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье на основе анализа материалов правоприменительной практики освещен вопрос о проблемах использования специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств в сельской местности.

Судебная экспертиза, незаконный оборот наркотических средств, специальные знания

Короткий адрес: https://sciup.org/143161453

IDR: 143161453

Текст научной статьи К вопросу об использовании специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств в сельской местности

Проблема наркомании в Российской Федерации, в том числе и в сельской местности, остается актуальной и по сей день. В январе–августе 2017 г. выявлено 140,8 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 3,5 % больше, чем за аналогичный период прошлого года Пятая часть (21,6 %) всех преступлений регистрируется в сельской местности [1]. Также остается высокой тенденция к росту совершения тяжких и особо тяжких преступлений лицами, употребляющими наркотические средства,

Наркомания как социальное негативное явление оказывает губительное воздействие на развитие современного общества, проникает и поражает практически все сферы его жизни, влияет на здоровье и нравственное состояние людей, носит ярко выраженный криминальный характер, обусловливая совершение ряда преступлений общеуголовной направленности. Борьбе с этой угрозой отведено особое место в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. Развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения Российской Федерации является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности, а также отнесено к национальным интересам и стратегическим национальным приоритетам. Основными угрозами государственной и общественной безопасности является деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ [2].

Особенно обостряют проблему и реформы, проводимые на федеральном уровне. Одной из таких реформ является ликвидация Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), она перестала быть самостоятельным ведомством. Ее функции и полномочия переданы МВД РФ на основе указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» [3]. Несмотря на предусмотренные льготные и достаточно комфортные условия перевода сотрудников наркоконтроля из упраздненной службы в органы внутренних дел, на практике это вызвало ряд проблем кадрового характера. В указе предусмотрено, что штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков передана Министерству внутренних дел Российской Федерации. Однако не все сотрудники были переведены в другой федеральный орган исполнительной власти в связи с различными обстоятельствами [4].

Исходя из современных тенденций роста преступлений, связанных с наркотическими средствами, появления новых наркотических субстанций, запрещенных в гражданском обороте, большой проблемой борьбы с указанными преступлениями остается низкий уровень методического, криминалистического (экспертного) и кадрового обеспечения сотрудников правоохранительных органов. Особенно остро проблемы проявляются в сельской местности.

К примеру, в большинстве районов Республики Бурятия отсутствуют эксперты, которые обладают необходимыми специальными знаниями и компетентны в производстве судебных экспертиз по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств. В основном на всю обслуживаемую территорию, закрепленную за отделом полиции в сельской местности, приходится один-два эксперта-криминалиста.

«Дорожной картой» структурных изменений в МВД России 2012 г. предусматривались изменения в экспертном ведомстве: предлагалось разграничить функции специалиста-криминалиста и эксперта, ввести новую должность - специалист экспертно-криминалистической службы МВД по оперативной и следственной работе, кроме того, увеличить штат [5, с. 96-97]. Однако до сих пор новая должность не появилась, штат экспертного ведомства не увеличился. Наоборот, произошло сокращение численности штатных должностей сотрудников экспертно-криминалистических подразделений. В некоторых подразделениях территориальных органов МВД России, дислоцирующихся в отдаленных районах Сибири, в организационноштатном расписании установлена одна должность эксперта. На данного сотрудника возлагаются обязанности по осуществлению экспертнокриминалистической деятельности во всех ее формах посредством реализации функций экспертно-криминалистических подразделений, т. е. криминалистическое обеспечение расследования преступлений [6, с. 30].

Значительная доля судебных экспертиз, связанных с незаконным оборотом наркотиков, проводится в экспертно-криминалистическом центре (ЭКЦ) МВД по Республике Бурятия, расположенном в г. Улан-Удэ. В связи со сложностью быстрой доставки наркотических средств (либо веществ сходных по внешним признакам с наркотическими) из дальних районов в центр Республики Бурятия, переизбытком вещественных доказательств, поступивших на исследование, а также неполнотой кадровой обеспеченности подразделений ЭКЦ сроки производства судебной экспертизы значительно затягиваются. Если же затянуты сроки производства судебных экспертиз, то естественно сроки предварительного расследования прибавляются, что ведет к крайне негативным последствиям, а именно к возможным нарушениям уголовно-процессуального законодательства.

Так, в 2015 г. в селе «Н» Республики Бурятия сотрудниками органов внутренних дел был задержан гражданин «Ц», у которого в ходе личного обыска обнаружен и изъят пакет с неопределенной субстанцией сходной по внешним признакам с травой (коноплей). Гражданин был доставлен в отдел полиции, по факту заданных вопросов пояснил, что собрал траву на поле для личного употребления путем курения. Изъятый пакет был отправлен на исследование в ЭКЦ г. Улан-Удэ, а подозреваемый после установления всех его связей отпущен. Исследование изъятого пакета и смывов с ладоней подозреваемого выявило, что в пакете и на предоставленных смывах находилось наркотическое вещество (конопля). Прошло более двух недель после задержания гражданина «Ц». Материалы предварительной проверки переданы следователю для возбуждения уголовного дела, а сотрудники оперативного подразделения занялись поиском подозреваемого. В ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий лицо обнаружить не смогли, уголовное дело следователь был вынужден приостановить. И лишь спустя большой период времени гражданин «Ц» был найден [7].

По нашему мнению, если бы в данном отделе полиции был эксперт, который компетентен в производстве экспертиз по делам о незаконном обороте наркотиков, он смог бы провести исследование в максимально сжатые сроки. Следователь провел бы с гражданином «Ц» необходимые следственные действия в рамках возбужденного уголовного дела, а оперативным сотрудникам не пришлось искать подозреваемого.

Не секрет, что многие сотрудники полиции в сельской местности в недостаточной мере осведомлены о процессуальном порядке работы по факту незаконного оборота наркотиков. Вопросы, касающиеся использования специальных знаний и расследования незаконного оборота наркотических средств, можно найти в ряде монографических и диссертационных исследований: Р. С. Белкина, Т. В. Аверьяновой, Н. П. Майлис, Г. И. Грамович, Е. Р. Россинской, Л. Г. Шапиро, С. А. Бурлина, В. И. Брылева, С. А. Лубина и др.

В момент обнаружения подозрительного вещества сотрудники полиции не могут быть уверены, что оно относится к наркотическим средствам или иным веществам, запрещенным к гражданскому обороту. Чтобы установить это, необходимы не только специальные знания, но и специальное техническое (лабораторное) оборудование, которое невозможно доставить на место производства изъятия. Также, если у эксперта отсутствует контрольный образец наркотического средства или его нет в научной литературе, то он не сможет определить, является ли исследуемое вещество наркотическим. Поэтому эксперты испытывают затруднения при определении и отнесении к наркотическим средствам новых видов наркотиков, в первую очередь «солей» и «спайсов» [8].

К объектам экспертизы относятся: следы хранения, изготовления или переработки наркотических средств; следы сбыта, приобретения и потребления наркотических средств, а также следы перевозки вышеуказанных средств и веществ.

Объекты для проведения исследования необходимо отправлять на предметах-носителях и в максимально сжатые сроки, потому что некоторые органические составляющие наркотических веществ неустойчивы и могут претерпевать видоизменения при длительном хранении. При этом результативность судебной экспертизы во многом зависит от сведений, полученных о способе и условиях хранения сравниваемых объектов.

Нередки случаи, когда неопытные (молодые) следователи в сельской местности испытывают проблемы в постановке вопросов экспертам ЭКЦ, излагаемых в постановлении о назначении судебной экспертизы. Поэтому следователю целесообразно согласовывать формулировку вопросов в ходе назначения экспертизы наркотических средств с сотрудником экспертнокриминалистического подразделения.

Приведенные примеры – это лишь небольшая часть тех проблем, с которыми сталкиваются сотрудники правоохранительных органов в сельской местности в своей повседневной деятельности.

Использование специальных знаний в расследовании преступлений является одним из приоритетных направлений [9, с. 215]. Поэтому результативность использования специальных знаний в борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотических средств, должна неуклонно расти за счет совершенствования методических рекомендаций по поиску, обнаружению, фиксации, изъятию, упаковке и транспортировке наркотических средств, а также их предварительному исследованию на месте происшествия в сельской местности. Однако это представляется возможным только при должной правовой регламентации, в связи с чем нельзя не упомянуть замечание ученых-криминалистов о том, что «в части регламентации экспертной деятельности УПК РФ нуждается в доработке и комплексном редактировании, а также согласовании с иными нормативно-правовыми актами, поскольку его фрагментарные изменения породили множество противоречий, количество которых продолжает множиться» [10, с. 102].

Список литературы К вопросу об использовании специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств в сельской местности

  • Состояние преступности: январь -август 2017 года. URL: https://мвд.рф/folder/101762/item/11233840/pdf.
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683//КонсультантПлюс -справочная правовая система.
  • О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156//Там же.
  • Грибунов О. П. Приоритетные направления профессиональной подготовки экспертных кадров МВД России/О. П. Грибунов., В. А. Антонов//Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы двадцатой всерос. науч.-метод. конф. Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2015. С. 27-29.
  • Родивилина В.А. Некоторые вопросы привлечения экспертов и специалистов к участию в следственных и иных процессуальных действиях//Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2013. № 1 (4). С. 92-98.
  • Гаврилов Е. А. Проблемы криминалистической подготовки сотрудников ОВД при расследовании преступлений в отдаленных районах Сибири (на примере Республики Бурятия)/Е. А. Гаврилов//Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы двадцать первой всерос. науч.-метод. конф. Иркутск, 2016. С. 29-33.
  • Приговор Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 16 окт. 2015 г. № 1-224/2015.
  • Грибунов О.П. Психоактивные вещества синтетического происхождения как предмет преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: некоторые аспекты противодействия их распространению/О. П. Грибунов, П. А. Герасимов, В. Н. Косенко//Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2015. № 4 (75). С. 19-28.
  • Грибунов О.П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте: монография/О.П. Грибунов. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД РФ, 2016. 360 с.
  • Никонович С.Л., Шаевич А.А., Трубкина О.В. Современная практика назначения и производства судебных экспертиз на стадии возбуждения уголовного дела//Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2017. № 3 (82). С. 96-103.
Еще
Статья научная