К вопросу об источниках изучения ритуальных жертвоприношений у ранних земледельцев Восточной Азии

Бесплатный доступ

Население, проживавшее в эпоху неолита на территории современного Китая (прежде всего на востоке Центральной равнины и к югу от нее), оставило исследователям определенное количество наскальных рисунков, очевидно, созданных под влиянием земледельческих культов, включавших в себя в т.ч. ритуальные жертвоприношения. В настоящей работе приведены и проанализированы петроглифические памятники, отдельные изображения которых можно интерпретировать как связанные с сельскохозяйственными ритуалами. В статье рассмотрены петроглифы Цзянцзюнъя в городском округе Лянъюнъган пров. Цзянсу, Жэнъмудун в у. Рутог (Житу) округа Нгари в Тибете, Хуашанъ в у. Нинмин Гуанси-Чжуанского автономного района и других культовых местах Китая. На некоторых композициях, вероятно, изображались духи, которым предназначались жертвы, а также люди в момент совершения ритуала. Отдельно рассмотрен вопрос об изображении жертвоприношений, как правило, домашних животных, но иногда и человеческих. На петроглифах прослеживается и сопутствующий инвентарь, например, сосуды, барабаны и маски, игравшие важную роль в ритуалах. Для интерпретации изображенных обрядов были привлечены в качестве вспомогательных данные этнографии, поскольку, во-первых, Китай является одним из очагов зарождения оседлого сельского хозяйства, во-вторых, здесь до сих пор обитают народы, сохраняющие весьма ранние черты в своих земледельческих практиках. Ритуальный забой скота и домашней птицы имеет место у малых народов Китая по сей день. Человеческие жертвоприношения древности находят свое отражение в символических элементах современных обрядов и праздников.

Еще

Цзянцзюнъя, петроглифы, рисоводство, жертвоприношения, земледельческие ритуалы, юго-восточный китай

Короткий адрес: https://sciup.org/145145661

IDR: 145145661   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2020.26.689-694

Список литературы К вопросу об источниках изучения ритуальных жертвоприношений у ранних земледельцев Восточной Азии

  • Гао Вэй. Хэланьшань юй цзянцзюнья яньхуа чжи бицзяо (Сравнение петроглифов Хэланьшань и Цзянцзюнья) // Дуннань вэньхуа (Культура юго-востока). -2008. - № 6. - С. 64-67 (на кит. яз.).
  • Гао Вэньнин. Шилунь Хэланьшань яньхуа няньдай шансянь (О верхней хронологической границе петроглифов гор Хэланьшань) // 91 гоцзи яньхуа вэйюаньху-эй няньхуэй цзи Нинся гоцзи яньхуа яньтаохуэй вэньцзи (Материалы ежегодной конференции по петроглифам и Международного симпозиума по петроглифам в Нинся в 1991 г.). - Иньчуань: Нинся жэньминь чубаньшэ, 1999. - С. 196-213 (на кит. яз.).
  • Инь Яцзюань, Пань Ян, Цинь Ин. Юньнань жэнь-коу цзяошао миньцзу шиши чжун чуаньтун нунъе сысяндэ яньцзю (Сельскохозяйственные мотивы в традиционном эпосе малых народов провинции Юньнань) // Юньнань нунъе дасюэ сюэбао (Журнал Аграрного университета пров. Юньнань). - 2016. - № 10 (3). - С. 49-53 (на кит. яз.).
  • Ли Фушунь. Чжунго яньхуа шэньмэй цянь тань (Об эстетике китайский наскальной живописи) // 91 гоцзи яньхуа вэйюаньхуэй няньхуэй цзи Нинся гоцзи яньхуа яньтаохуэй вэньцзи (Материалы ежегодной конференции по петроглифам и Международного симпозиума по петроглифам в Нинся в 1991 г.). - Иньчуань: Нинся жэнь-минь чубаньшэ, 1999. - С. 231-245 (на кит. яз.).
  • Лу Илу. Цун сяоми шэньхуа шуаньшо таньтао Тайвань юань чжуминь вэньхуа (Исследование связанных с просом мифов и легенд аборигенов Тайваня) // Датун дасюэ тунши цзяоюй няньбао (Ежегодный образовательный журнал Датунского университета). - 2010. - № 6. -С. 7-26 (на кит. яз.).
  • Лю Сюли. Пиндун Людуй дицюй дэ даоми вэньхуа (Рисоводческая культура в районе Людуй уезда Пиндун). - Нэйпу: Голи Пиндун кэцзи дасюэ чубаньшэ, 2011. - 105 с. (на кит. яз.).
  • Сунь Синьчжоу. Чжуйсюнь цзусянь дэ линцзин юй шэн (Поиск священной земли предков) // Rock Art Research (2012-2013). - Иньчуан: Нинся жэньминь чубаньшэ, 2013. - С. 13-23 (на кит. яз.).
  • Сюань Суннань. Дайцзу чуаньтун вэньхуа чжун дэ шуйдао иньсу (Фактор риса в традиционной культуре народности дай) // Чжунго даоми (Рисосеяние Китая). -2007. - № 6. - С. 12-14 (на кит. яз.).
  • У Тиши. Лунь нунъе цзисы вэньмин инсян ся дэ яньхуа ишу (О связи наскальной живописи с земледельческой культурой) // Нунъе каогу (Археология сельского хозяйства). - 2015. - № 3. - С. 316-320 (на кит. яз.).
  • Хуан Шуминь. Дунъя сяоми вэньхуа юаньлю (Происхождение и распространение проса в Восточной Азии) // Feast on Knowledge. - 2008. - № 4. - С. 1-19 (на кит. яз.).
  • Цзян Чжэньмин. Хэланьшань шихуа чутань (Предварительное исследование петроглифов гор Хэланьшань) // 91 гоцзи яньхуа вэйюаньхуэй няньхуэй цзи Нинся гоцзи яньхуа яньтаохуэй вэньцзи (Материалы ежегодной конференции по петроглифам и Международного симпозиума по петроглифам в Нинся в 1991 г). -Иньчуань: Нинся жэньминь чубаньшэ, 1999. - С. 84-102 (на кит. яз.).
  • Чжу Инци, Цинь Ин, Ли Хэн. Юньнань жэнькоу цзяошао миньцзу даоцзо иши таньцзю (Исследование рисоводческой обрядности у малых районов провинции Юньнань) // Юньнань нунъе дасюэ сюэбао (Журнал Аграрного университета пров. Юньнань). - 2016. -№ 10 (3). - С. 46-49 (на кит. яз.). 13.Юй Гуйжун. Сяоми вэньхуа юй юань сян фунюй дэ шэнминли (Культура проса и женская сила у аборигенов Тайваня) // Вэньхуа яньцзю (Исследования культуры). -2008. - № 7. - С. 151-177 (на кит. яз.). 14.Янагида Кунио. Бунруй сайси сюдзоку гои (Японские праздники, обычаи и обряды. Лексико-этнографический словарь). - Токио, 1963. - 539 с. (на яп. яз.).
Еще
Статья научная