К вопросу об определении понятия "конституционная культура"
Автор: Худякова Валерия Павловна
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право @vestnik-susu-law
Рубрика: Проблемы и вопросы теории государства и права, конституционного и административного права
Статья в выпуске: 1 т.19, 2019 года.
Бесплатный доступ
Формирование конституционной культуры становится важным фактором развития современного общества. Однако на сегодняшний день отсутствует устоявшаяся позиция относительно как понятия конституционной культуры, так и его содержания. В статье анализируются предпринятые попытки определения конституционной культуры, установления ее связи с политической и правовой культурой. Автор приходит к выводу, что конституционная культура хотя и может рассматриваться во взаимосвязи с другими видами культуры, однако имеет собственные отличительные характеристики. В статье представлены основные проблемы исследования конституционной культуры и на теоретическом (отсутствие единого понятия и признаков конституционной культуры), и на практическом (проблемы формирования конституционной культуры в современной России) уровнях.
Конституционная культура, уважение прав человека, конституционные ценности, конституционное правосознание, конституционный нигилизм
Короткий адрес: https://sciup.org/147231432
IDR: 147231432 | DOI: 10.14529/law190117
Текст научной статьи К вопросу об определении понятия "конституционная культура"
В юридической литературе достаточно много внимания уделяется политической и правовой культуре. В частности под политической культурой в общем виде понимается исторически сложившаяся система представлений о различных аспектах политической жизни, включающая в себя нормы, ценности, политические институты.
Правовая культура представляет собой обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем, качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития общества [1, с. 321].
Актуальность рассматриваемого вопроса продиктована тем обстоятельством, что при всем многообразии исследований в данной области в науке должным образом не уделяется внимания такому понятию как конституционная культура. При этом в современном обществе назрела необходимость выработки представлений именно о конституционной культуре как показателе устоявшегося в обществе уровня осознанности и реализуемости конституционных ценностей, основанного на внутренних мотивах человека к осуществле- нию и соблюдению своих прав и прав других людей.
Для начала обратимся к самому понятию «культура». В словаре С. И. Ожегова культура определяется как совокупность производственных, общественных и духовных достижений человека; высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение [11, с. 356]. Размышляя логически, можно сделать предположение о том, что конституционная культура представляет собой высокий уровень знаний о конституционных основах государства, высокое развитие правосознания, умение реализовывать конституционные положения. Однако сущность конституционной культуры не ограничивается представленным определением.
Следует отметить, что в научной литературе уже предпринимались попытки выработать понятие конституционной культуры. При этом зачастую она рассматривается как часть политической или правовой культуры. Так, В. А. Кряжков рассматривает конституционную культуру как часть политической культуры: «Конституционная культура - разновидность общей и в частности правовой культуры. Она представляет собой обусловленное социально-экономическим, духовным и политическим строем качественное состояние кон- ституционно-правовой жизни общества, отражающее меру освоения и использования конституционных ценностей» [7, с. 106].
По мнению Г. Г. Арутюняна, конституционная культура представляет собой исторически сложившуюся, стабильную, целостную, обогащенную опытом поколений и всего человечества определенную ценностную систему убеждений, представлений, восприятия правоотношений, правосознания – систему, лежащую в основе социального общества, способствующую установлению и реализации основополагающих правил поведения на основе общественного согласия [2, с. 335].
Приведенное определение конституционной культуры представляется интересным, однако оно не полностью характеризует ее сущность.
Для выработки определения конституционной культуры необходимо установить ее природу и содержание.
В первую очередь следует отметить, что конституционная культура имеет тесную взаимосвязь с политической и правовой культурой, имеет единый базис в виде демократических конституционных ценностей.
Под конституционными ценностями понимаются разнообразные объекты реальной действительности, признанные в качестве основных ценностей и нашедшие свое закрепление и гарантирование в использовании, реализации, охране и защите в Конституции как основном законе гражданского общества и государства [5, с. 14]. Из анализа положений Конституции Российской Федерации следует, что главной конституционной ценностью признаются права и свободы человека. Также к числу конституционных ценностей можно отнести государственный суверенитет, верховенство закона, разделение властей, народовластие и др. При этом закрепление ценностей в Конституции является формальным признаком, а признаются они конституционными в силу следующих причин:
-
1) они являются общими для различных социальных, возрастных, профессиональных, религиозных, национальных и иных групп людей;
-
2) признаются неким идеалом, образцовой моделью поведения;
-
3) являются устойчивыми и признаваемыми всеми людьми;
-
4) функционируют при условии их соблюдения всеми субъектами общественных отношений.
Представляется целесообразным рассмотреть конституционную культуру через взаимосвязь с термином «уважение».
Статья 29 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
Из данного положения можно сделать вывод о том, что формирование конституционной культуры становится возможным при соблюдении принципа уважения прав человека.
Термин «уважение» подразумевает под собой почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств. Следовательно, под уважением прав человека следует понимать почтительное, основанное на достоинстве личности отношение людей, а также государства к правам и свободам человека, выражающее равенство их социального статуса.
Уважение прав человека представляет собой объективную закономерность функционирования государства, в первую очередь демократического [10, с. 43]. Без осознания этой закономерности и ее реального воплощения с трудом можно говорить о наличии конституционной культуры.
Обеспечение принципа уважения прав человека основывается на ограничивающих средствах – обязанностях. Обязанности выступают основой, на которой строится механизм охраны и обеспечения принципа уважения прав человека. Следовательно, без существования механизма исполнения обязанностей, всякие рассуждения о конституционной культуре будут «пустыми» и необоснованными.
Уважение прав человека предполагает достаточный для их реализации уровень зна- ния о них, в связи с чем конституционную культуру можно определять как знание, уважение и соблюдение прав человека.
Стоит также остановиться на предпосылках формирования конституционной культуры. На первом месте можно выделить выдвижение прав и свобод человека в качестве главной ценности государства. Также формирование конституционной культуры зависит от реализации конституционных ценностей, а не просто их формальное закрепление.
Среди предпосылок формирования конституционной культуры Г. Г. Арутюнян называет максимальный упор на общечеловеческие ценности, а также наличие в Основном законе определенного конституционного романтизма [3].
В Конституции Российской Федерации человек занимает центральное место, при этом выступает он именно как социокультурное существо. Действительно в процессе реализации положений Конституции активную роль играют социально-психологические факторы, в частности поведение, мотивы, интересы, цели. Посредством этих факторов конституционные положения обретают реальность, предопределяют социальную эффективность Конституции.
Социально-психологические, или субъективные, факторы служат соединительным звеном между предписаниями и реальным поступком. Здесь и проявляется реализация конституционных ценностей. Формирование и поддержание этих ценностей выступают в качестве целеполагающего ориентира правомерной деятельности. Осознание социальной ценности Конституции, принятие личностью конституционных предписаний в качестве норм собственного поведения – один из основных мотивов соблюдения ее норм, существенный стимул и резерв совершенствования механизма ее реализации, укрепления законности и правопорядка [9, с. 135].
Однако рассмотренные предпосылки в большей степени относятся к формированию не конституционной культуры как явления, а, скорее, ее содержательных элементов.
Если говорить о том, что конституционная культура основывается на уважении человека и его прав, а также на исполнении каждым своих обязанностей, то можно предположить, что конституционная культура является неким регулятором общественных отношений. Под регуляторами общественных от- ношений понимается совокупность норм, посредством которых происходит упорядочивание поведения людей, обеспечение взаимодействия и согласования различных интересов в обществе.
В системе социальных регуляторов общественных отношений выделяются ценностные регуляторы, целью которых является формирование поведения людей при помощи сложившейся системы общественных ценностей, образцов поведения, психологических установок [6, с. 29]. С помощью ценностных и иных регуляторов происходит формирование общей культуры общества, под которой в литературе понимается совокупность достижений общества, становящихся достоянием каждого, показывают уровень социального, духовного, нравственного развития личности.
На основании же уже достигнутой общей культуры происходят формирование, на основе принципа уважения прав человека, конституционных ценностей и, следовательно, зарождение конституционной культуры.
Так что же представляет собой конституционная культура? Отвечая на этот вопрос, можно отметить, что конституционная культура выступает как проявление правового, политического, общественного сознания, как социальный фактор, влияющий на реализацию конституционных норм. Помимо знания конституционных норм, конституционная культура включает в себя также отношения к этим нормам, то есть принятие или непринятие указанных норм в качестве приоритета.
Так как конституционная культура формируется во взаимосвязи с политической и правовой культурой, в ее содержание входят, помимо прочего, представления о власти, гражданском обществе, правовом государстве, суверенитете государства и суверенитете народа, федерализме, а также правовом, демократическом и социальном государстве.
Результатом формирования конституционной культуры является конституционное правосознание. Конституционное правосознание можно определить как особый вид правового сознания, отражающий представления человека, общества о конституции, ее роли в правовом регулировании, правах и свободах человека и гражданина, о демократическом государстве.
По мнению Э. Э. Баринова, конституционное правосознание означает высшую форму правового сознания, представляющую собой совокупность правовых знаний, идей, взглядов, а также проявлений психологического, эмоционально-волевого характера (чувств, эмоций, установок), выражающих отношение индивида, коллектива, общества в целом к положениям Конституции РФ, другим действующим конституционно-правовым нормам, к практике их реализации, а также к желаемым изменениям конституционно-правовых институтов. Статус конституционного правосознания как высшей формы правового сознания обусловлен значимостью общественных отношений, опосредуемых и регулируемых нормами конституционного права, составляющими предмет его отражения [4, с. 10].
К сожалению, на сегодняшний день наблюдается существование в Российской Федерации правового, и в частности конституционного нигилизма. Подобного рода положение тормозит формирование высокого правосознания граждан. Конституционная культура может формироваться при условии достижения определенного уровня доверия общества. Отсутствие доверия ведет к закрытости, равнодушию, и даже к агрессивности и противостоянию сложившейся системе. Как справедливо отмечено Д. С. Лихачевым, «лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности – спокойно противопоставлять ей духовность, культуру» [8, с. 54].
Итак, конституционная культура представляет собой многогранное, системное явление, обладающее, с одной стороны, ценностно-социальными составляющими, в числе которых – знание и уважение прав человека, исполнение каждым своих обязанностей, а также осознание социальной ответственности перед обществом, а с другой стороны, правовыми составляющими, к которым относятся нормы (в первую очередь нормы Конституции, определяющие основные направления развития правового государства), а также правоотношения между участниками конституционно-правовых отношений.
Необходимо отметить, что целью исследования такого явления выступает не только выработка понятия конституционной культуры и ее содержательных элементов, но также выявление особенностей российской конституционной культуры, перспектив ее развития, в том числе формирование государственной политики в данной области. Помимо названного, представляется необходимым определить место конституционной культуры, как в механизме правового регулирования, так и в жизни общества в целом.
Исследование конституционной культуры позволит не только проанализировать перспективы ее развития, но и выработать комплекс мер, необходимых для повышения ее уровня в обществе.
Список литературы К вопросу об определении понятия "конституционная культура"
- Алексеев, С. С. Теория государства и права: учебник / С. С. Алексеев. - М.: Норма, 2005. - 458 с.
- Арутюнян, Г. Г. Конституционная культура: уроки истории и вызовы времени / Г. Г. Арутюнян. - Ереван, 2005. - 404 с.
- Арутюнян, Г. Г. Формирование конституционной культуры в России и ее значение для развития конституционализма в странах молодой демократии: выступление в Кремле на конференции, посвященной 15-летию принятия Конституции Российской Федерации / Г. Г. Арутюнян // URL: http://www.concourt.am /armenian/structure/ president/articles/.
- Баринов, Э. Э. Конституционное правосознание в Российской Федерации: автореферат дис. … канд. юрид. наук / Э. Э. Баринов. - Р-н-Д., 2001. - 23 с.
- Витрук, Н. В. Конституция Российской Федерации как ценность и конституционные ценности: вопросы теории и практики / Н. В. Витрук // Материалы международной научно-теоретической конференции: в 2 т. - М.: РАП, 2010. - Т. 1. - С. 9-20.
- Кондрашова, К. С. Регуляторы общественных отношений / К. С. Кондрашова // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2017. - № 3 (16). - С. 29-31.
- Кряжков, В. А. Конституционная культура в зеркале правосудия Конституционного Суда Российской Федерации / В. А. Кряжков // Актуальные вопросы конституционного правосудия (по материалам Журнала конституционного правосудия). - М.: Волтерс Клувер, 2011. - С. 106-117.
- Лихачев, Д. С. Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре / Д. С. Лихачев. - М.: Российский Фонд Культуры, 2006. - 336 с.
- Лучин, В. О. Социально-психологические факторы реализации Конституции Российской Федерации / В. О. Лучин, Т. М. Пряхина // Вестник Саратовской государственной академии. - № 4 (93). - 2013. - С. 132-139.
- Мамедов, М. Н. Уважение прав человека как принцип правового государства: механизм юридического обеспечения / М. Н. Мамедов // Современное право. - 2011. - № 10. - С. 43-46.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. - 736 с.