К вопросу об особенностях сюжетных композиций в иконографии бронзовых поясов Урарту VIII- VII в. до н.э
Автор: Назарова М.С., Ялчын К.Н.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Искусствоведение
Статья в выпуске: 11-1 (74), 2022 года.
Бесплатный доступ
Урартские бронзовые пояса - это целостная система символов, она может рассматриваться как иконографическая система строго регламентированных, иерархически устроенных и классифицированных по точным степеням существенных иконографических элементов. Эти существенно важные символические элементы были чрезвычайно разнообразны по своим типологическим переменным, строго иерархичны по контекстуально-тематической релевантности и классифицированы по общему функциональному значению. В статье говорится об иконографии бронзовых поясов и показаны отличительные черты урартского искусства от ассирийского.
Урарту, бронзовые пояса, сакральные символы, иконография урарту
Короткий адрес: https://sciup.org/170196716
IDR: 170196716 | DOI: 10.24412/2500-1000-2022-11-1-64-68
Текст научной статьи К вопросу об особенностях сюжетных композиций в иконографии бронзовых поясов Урарту VIII- VII в. до н.э
Процесс формирования урартской империи в большей степени осуществлялся на основе языковой принадлежности хур-ритских этносов и культурной принадлежности людей, основанной на религии, философии и слиянии традиционных ценностей. Богатство урартского искусства, отражает достижения сложнейшей традиционно-религиозной культуры, созданной и сконструированной посредством одной из сложнейших систем мифологических знаков и образов древней Анатолии.
Художественные проявления этой весьма развитой системы иконографических знаков, символов, изображений в сочетании с символическими сюжетами, нарративами и декорациями обнаруживаются в основном на урартских бронзовых поясах. Иконография урартских ритуально-культовых поясов значима и с точки зрения сохранения исторической памяти урартского народа, так как без этих образов мы никогда не могли бы иметь представления о сакральной значимости и культурной символике древних урартов.
Урартские пояса представляли собой особые священные предметы вселенского значения, которыми пользовались люди всех слоев общества и разного уклада жизни. Другой важной причиной повсе местного распространения бронзовых поясов в урартском обществе была их роль, так как бронзовые пояса считались священными талисманами, служащими для переноса божественных сил и образов богов, священных животных и фантастических существ в одном сакральном объекте, что вдохновляло урартов в их военной или повседневной деятельности и, по их верованиям, помогало им добиваться победы и успеха во всех начинаниях.
Урартские бронзовые пояса - это целостная система символов, она может рассматриваться как иконографическая система строго регламентированных, иерархически устроенных и классифицированных по точным степеням существенных иконографических элементов. Эти существенно важные символические элементы были чрезвычайно разнообразны по своим типологическим переменным, строго иерархичны по контекстуальнотематической релевантности и классифицированы по общему функциональному значению.
Различные наглядные примеры существенных творческо- конструктивных иконографических элементов урартских поясов, несущих в себе понятия символиче- ской значимости, включают, но не ограничиваются:
-
а) геометрическими точками, линиями, углами, формами, фигурами, орнаментальными деталями и орнаментальными мотивами;
-
б) органические, растительные и цветочные мотивы;
-
в) священные деревья;
-
г) специальные символы – простые декоративные, составные символические (различной значимости) и космогонические (планеты, звезды, небесные объекты);
-
д) крылатые солнечные диски;
-
е) простые животные (несоставные), главные (священные) и второстепенные;
-
ж) лошади с всадниками и воинские конные повозки;
-
з) мифологические (составные) животные, составленные из различных частей животных;
-
и) мифологические (двойные составные) воображаемые звери и божества, состоящие из различных частей животных и человека (как правило, тело животного с головой человека или, наоборот, тело человека с головой человека);
-
к) человеческие (простые) персонажи – военные (всадники и воины разного ранга), гражданские (части различных сцен), жрецы (части ритуально-богослужебных сцен);
-
л) человеческие (простые) персонажи – боги и божества более низкого ранга;
м) человеческие (составные) персонажи с анималистическими привязанностями – в основном главные боги (главные боги пантеона) урартского религиозного пантеона – Халди, Тейшеба и Шивини;
н) иконографические (простые композиционные) элементы, созданные путем слияния двух и более частей, изображаемые как целая деталь или существенная часть тематической декорации;
-
о) иконографические элементы (слитные композиции), созданные из двух и более частей, изображаемые как многочастное слияние или составная часть тематической декорации;
п) группы иконографических элементов, изображенных отдельно по форме и связанных друг с другом контекстуальной близостью и смысловой близостью, образующих группы-элементы, объединенные собственным контекстом;
-
р) иконографические контекстуальные части, вычленяющие отдельные иконографические части и включающие элементы-группы в тематический подконтекст, где все иконографические единицы объединены не собственным, а вышестоящим наложенным контекстом и т.п. поясов, Т. Лоренц в статье «Урартские пояса из Музея Мартина фон Вагнера Вюрцбургского университета» отмечал, что «общее развитие урартского художественного сознания шло по гармоничному пути от простого к сложному, от орнаментальных мотивов до сюжетных сцен» [6, p. 38].
Различная длина и ширина (высота) урартских поясов свидетельствует о том, что их носили как мужчины, так и женщины. На мужских поясах изображались сцены сражений, охоты, реальные и фантастические животные. На женских поясах преобладали обрядово-культовые сцены и изображения повседневной жизни, растительные мотивы и геометрический декор.

Рис. 1. Бронзовый ремень с изображением быка, VII в. до н.э., Ванский этнографический музей, г. Ван
Нередко женщины занимали центральное место и рассматривались как центральные фигуры в иконографическом контексте изображаемых ритуальнокультовых декораций. Стоит также отметить, что женщины также составляли большинство человеческих персонажей на некоторых ритуально-культовых поясах.
В плане декора ремни можно разделить условно на две группы: сюжетные сцены и геометрический декор. К сюжетным сценам относятся: религиозные церемонии, война и охота. К геометрическому декору относятся зооморфные изображения, мифологические существа, изображение сакральных символов, присущих иконографии Урарту. Эти фигуры часто вырезаются на фризах, разделенных горизонтальными или вертикальными рельефными полосами. Кроме того, есть сцены, в которых поверхность декора полностью заполнена без использования каких-либо разделяющих элементов. В основном они повторяются в соответствии с правилами симметрии. Эти элементы декора важны с точки зрения понимания искусства и уровня развития искусства урартского периода.
На поясах урарты изображали множество сакральных символов и образов, входивших в состав религиозных верований и ценностей древних урартов: священное дерево, звезды, планеты, сцены охоты, фигуры всадников, воинов и жрецов. Одна из важнейших частей представленной иконографии – это изображения священных животных и фантастических существ. Их очертания и композиции с другими основными иконографическими элементами создавали мифологическое наполнение урартских поясов, тем самым придавая этим предметам сакральность, особый смысл и значение.
Фантастические существа урартских поясов были весьма многочисленны по типам, разнообразны по составным частям и разнообразны по мифологическим функциям. Различные части тела фантастических существ принадлежали людям, полубогам или богам, а также животным, птицам и рыбам. Учёные полагают, что появление подобных фантастических существ в урартской культуре связано с процессами антропоморфизации божеств – перенесения человеческих свойств на животных или растения. Происходила постепенная трансформация зооморфных богов каменного века в антропоморфные божества.
Каждое фантастическое животное имело особую мифологическую функцию, значение, категорию поклонения и иерархическое место в урартском религиозном пантеоне. Наиболее иерархически важные фантастические существа имели человеческие головы как главный признак человеческой идентичности. За ними шли мифологические персонажи, состоящие из человеческих и животных частей, за которыми шли фантастические существа с различными частями тела животных, рыб и птиц.
Священные животные и фантастические существа урартских поясов фактически являются ключевыми составляющими и основными элементами для дальнейшего изучения и более глубокого понимания урартской религии, мифологических верований и культурных аспектов их традиций поклонения священным персонажам, существам, богам, полубогам, божествам [3, p. 204].
В отличие от принципов ассирийского искусства, где все божественные персонажи изображены в определенном стиле, подчинены канону изображения и представления элементов, характерной манере, чтобы подчеркнуть действительно разительное отличие небесного от земного и утвердить исключительное верховенство ассирийских богов и царей, применимые принципы урартского искусства не выражают сколько-нибудь существенно осуществимых различий между явлениями реального и сюрреалистического. Наоборот, самобытный и превосходный стиль многих выдающихся мастеров урартской металлообрабатывающей традиции основывался прежде всего на первобытном, примитивном и упрощенном изображении предметов и скрупулёзной прорисовке их деталей. Каждая деталь урартского поясного искусства абсолютно размеренна, очерчена и выражена определенным художественным стилем, сочетающим в себе как великую урартскую художественную традицию, так и мастерство мастера, создавшего урартский поясной шедевр [7, с. 353].
Священные животные урартских бронзовых поясов сохраняли все черты реальных животных. Однако в силу стилистических особенностей урартского искусства, в высшей степени приверженного основополагающим принципам мифологического реализма, изображения реальных живот- ных были искусственно изменены, чтобы подчеркнуть концептуальное содержание его идейного выражения, использовавшего находиться в соответствии с господствующими парадигмами древней урартской традиции, предписывавшей следовать типичным образцам на основе ранее принятых законов эстетического и этического содержания [4, p. 21].
Стоит отметить, что иногда фигуры всадников, конных колесниц, воинов и других вооруженных воображаемых существ практически неизменны как в различных сценах охоты, так и в различных сценах или ритуалах. Эпизодическая идентичность или контекстуальное сходство вышеперечисленных вооруженных фигур прямо указывает на универсальный характер контекстуально-иерархических элементов охоты и войны в урартских бронзовых поясах [7, p. 360].
Следует упомянуть, что сцены охоты в иконографии урартских бронзовых поясов встречаются редко, как и изображения стоящих воинов, а сцены охоты с изображением простреленных стрелами и раненых животных встречаются особенно редко. Вероятно, что как священные и почитаемые животные, львы и быки ни при каких обстоятельствах не должны изображаться в травмированном и беспомощном состоянии. Можно заметить, что почти все персонажи урартских бронзовых поясов изображены динамично; подвижный, прыгающий, бегающий, скачущий, бегущий, идущий и главное – игривый, живой, полный энергии и силы. Такой художественный прием выражал беспрецедентное символическое единство и мифологическую гармонию охотников и промысловых животных, что делало сцены охоты более похожими на какую-то игру, ритуал, действо. На урартских бронзовых поясах фигуры львов и быков иногда встречаются нединамичными, стоячими. Они описываются как величественные, мощные и могущественные символы культа животных.
В сценах с изображением этих животных полностью отсутствуют иконографические элементы резни, жестокости, страданий, кровопролития и борьбы не на жизнь, а на смерть, которые в избытке присутствовали в ассирийской скульптуре. Таким образом, мы ясно видим, что в иконографии львов и быков в урартских зонах преобладают символизм, динамизм (движение), анимизм (анимализм) и мифологическая иерархическая гармония [7, p. 368].
Каждый образец урартских поясов и их фрагментов – представляет собой драго- ценный фрагмент всемирно-исторической головоломки, который позволит нам проникнуть внутрь творческой сущности урартской культуры и значительно обогатит урартологию новой информацией и знаниями о жизни и культурных аспектах одной из самых интересных и сложных цивилизаций древней Анатолии – Королевства Урарту.
Список литературы К вопросу об особенностях сюжетных композиций в иконографии бронзовых поясов Урарту VIII- VII в. до н.э
- Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту). - М.: Изд-во восточной литературы, 1959. - 228 с.
- Akurgal, E. Hatti ve Hitit Uygarlıkları. Yaşar Eğitim ve Kültür Vakfı, 2015, İzmir.
- Esayan, S., Hmayakyan, S. The Urartian Clothing // Historico-Philological. - 1990. - №3. - P. 203-215.
- Hamilton, R.W. The Decorated Bronze Strip from Gushchi // Anatolian Studies. - 1965. - №15. - P. 43.
- Belli O. Urartu Sanatının Sosyo-Ekonomik Açıdan Eleştirisi Üzerine Bir Deneme, Anadolu Araştırmaları VI, 1979. - p.70.
- Çavuşoğlu, Rafet // Urartian Belts - Rezan Has Museum Urartian Belt Collection; Rezan Has Museum, Istanbul 2014. - p. 38.
- Tarontsi S. Animalistic and mythological images of lions and bulls in the iconography of the Urartian bronze belts// History and Culture, scientific journal. - 2018. - p. 350-365.