К вопросу развития исследований ресурсо- и энергосберегающих процессов в химической и смежных отраслях промышленности

Автор: Емельянов А.Б., Кононов Н.Р., Юсупов С.М., Мягков А.А.

Журнал: Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий @vestnik-vsuet

Рубрика: Химическая технология

Статья в выпуске: 3 (73), 2017 года.

Бесплатный доступ

Сушка – процесс, часто применяемый в химической и пищевой промышленности. Ему сопутствуют большие энергозатраты, в связи с этим становиться вопрос изыскания путей по снижению энергопотребления в процессе сушки. Это достигается благодаря поиску наиболее энергозатратных периодов сушки и способов их интенсификации. Изучение кинетики процесса сушки позволяет выявить соответствующие участки и дать оценку эффективности энергопотребления на них. Так в теории кинетики сушки появились кривые сушки и кривые скорости сушки. Данные кривые носят качественный характер и не дают полного представления о протекание процесса в цело, однако показатель скорости сушки является важным звеном в процедуре его моделирования. Для дальнейшего и более глубокого анализа кинетики процесса сушки в химической и пищевой промышленности может быть применен термин «ускорение сушки». Это величина, определяющая быстроту изменения скорости сушки, то есть первая производная от скорости сушки по времени или вторая производная по влажности. Результат внедрения в теорию кинетики сушки такой величины как ускорение сушки позволит вычислять время требуемое на сушку. По мимо этого, полученные графики ускорения сушки могут быть использованы для нахождения периодов с максимальными энергозатратами, что в перспективе поможет их минимизировать. Ускорение сушки позволяет более полно охарактеризовать период падающей скорости сушки, дать количественную оценку изменения скорости сушки и может использоваться при анализе кинетики снижения энергозатрат, а так же быть полезным при развитии исследований ресурсо -и энергосберегающих процессов в химической и смежных отраслях промышленности.

Еще

Кинетика процесса сушки, скорость сушки, ускорение сушки

Короткий адрес: https://sciup.org/140229850

IDR: 140229850   |   DOI: 10.20914/2310-1202-2017-3-148-153

Текст научной статьи К вопросу развития исследований ресурсо- и энергосберегающих процессов в химической и смежных отраслях промышленности

Процесс сушки нашел широкое применение в химической и пищевой промышленности. Высушенный продукт имеет ряд полезных свойств, таких как: меньшая подверженность порче, простота в упаковывание и транспортировке, сохранение, при определенных режимах и способах сушки, своих вкусовых и биологических качеств. Эти особенности позволяют

изготовить изделие, способное храниться на протяжение относительно долгого промежутка времени, будучи максимально компактным и сохранять качества изначального продукта. Процесс сушки в химической и пищевой промышленности применяется для обработки большого количества разнообразного сырья, что делает его важным объектом для изучения. Так как процесс удаления влаги из продукта

является крайне сложным из – за множества факторов, влияющих на него, то поиск какого-то одного критерия или уравнения, описывающего весь процесс сушки, становится невозможным. Производителю наиболее важно знать за какое время влажность продукта достигнет необходимой величины. На этот вопрос позволяет ответить кинетика процесса сушки, поскольку она изучает закономерности изменения с течением времени таких величин, как среднее влагосодержание ω (τ)

  • w, %

и средняя температура тела t (τ). Принцип, по которому могут меняться значения этих величин, лежит в основе определения количества испаряемой влаги из тела и расхода теплоты на сушку [1, 83 c.]. На основание изменения среднего влагосодержания с течением времени А.В. Лыковым была предложена кривая сушки (рисунок 1) , показывающая процентное содержание влаги в продукте в каждый момент времени в процессе сушки [1, 85 с.].

t, ч

Рисунок1.Криваясушки

Figure 1. Curve drying

Графически продифференцировав кривую сушки, получаем кривую скорости сушки, которая демонстрирует значения скорости удаления влаги с течением времени при изменяющейся влажности продукта. Лыков приводит

6 типов кривых скорости сушки, отличающихся поведением кривой на падающем периоде скорости сушки [1, 86–87 с.]. Наиболее простыми кривыми скорости сушки являются 1, 2 и 3 (рисунок 2) .

Рисунок 2. Кривые скорости сушки

Figure 2. Drying speed curves

Первая кривая получается при сушке тонких образцов волокнистых материала, таких как бумага или картон, вторая при сушке макаронного теста, тканей, кожи, а третья при сушке пористых керамических материалов.

К более сложным кривым сушки стоит отнести 4, 5 и 6 (рисунок 3) , так как на падающем периоде сушки кривая либо несколько раз меняет направление своего изгиба, либо из прямой переходит в кривую.

Рисунок 3. Более сложные кривые сушки

Figure3. More complex drying curves

Кривые 4 характеризуют процесс скорости сушки глины, кривые 5 получают при сушке хлеба, а кривые 6 встречаются на практике крайне редко [1, 86–87 с.].

Представленные кривые скорости сушки носят качественный характер и не дают полного представления о протекание процесса в цело, однако показатель скорости сушки является важным звеном в процедуре его моделирования.

А.С. Гинзбург предложил закон, описывающий изменения скорости сушки при приближенном методе расчета процесса сушки термолабильных материалов в кипящем слое, протекающего с убывающей скоростью [3, 87 с.]. Однако этот закон является только частным случаем, не применимым к другим методам сушки. Для дальнейшего и более глубокого анализа кинетики процесса сушки в химической и пищевой промышленности может быть применен термин «ускорение сушки». Это величина, определяющая быстроту изменения скорости сушки, то есть первая производная от скорости сушки по времени или вторая производная от влажности [2].

, d 2 ® A = ^, dt

где ω – влажность продукта, %; t – время про- цесса сушки, ч.

Получить графическую реализацию данной формулы можно продифференцировав график кривой скорости сушки. Величина ускорения сушки числено равна тангенсу угла наклона касательной к кривой скорости сушки. По средствам графического дифференцирования строим 6 графиков ускорений сушки (рисунок 4–9).

Рисунок 4. Кривая ускорения сушки 1 типа

Figure4. The acceleration curve of drying type 1

d2w/dt2, %/ч2

Рисунок 5. Кривая ускорения сушки 2 типа

Figure5. The acceleration curve of drying type 2

Рисунок 6. Кривая ускорения сушки 3 типа

Figure 6. The acceleration curve of drying type 3

Рисунок 7. Кривая ускорения сушки 4 типа

Figure 7. The acceleration curve of drying type 4

Рисунок 8. Кривая ускорения сушки 5 типа Figure8. The acceleration curve of drying type 5

w, %

Рисунок 9. Кривая ускорения сушки 6 типа

Figure9. The acceleration curve of drying type 6

На полученных графиках точно видно периоды возрастающего и убывающего ускорения сушки. Данные графики читаются также как и графики скорости сушки – справа налево. В период подогрева продукта можно видеть резкий рост ускорения сушки, а за тем его постепенный спад, который переходит в период постоянной скорости сушки, то есть при отсутствии ускорения. Различия в кривых наблюдаться в третьем периоде падающей скорости сушки. В зависимости от свойств высушиваемого материала, ускорение на последнем участке может быть постоянным или переменным, как это видно на кривых ускорения сушки типа 1–3, может из постоянного переходить в переменное, как на кривой ускорения сушки 4 типа, а так же переходить из состояния переменно ускоренного в переменно замедленное, кривая 5 типа, или наоборот, кривая 6 типа.

Результат внедрения в теорию кинетики сушки такой величины как ускорение сушки позволит на основании данных об ускорении сушки вычислять время, требуемое на сушку с помощью кинетических формул, а также предоставляет обширное поле для дальнейших исследований.

Зная начальную влажность продукта и конечную на определенном участке кривой, а также скорость сушки в начале этого интервала и ускорение в пределах этого промежутка можно вычислить время сушки, выразив его из формулы 2.

d2 re 2

(re -re) = d^-1 + dt—--- (2)

кн dt    2

где ω н – начальная влажность продукта, %; ω к – конечная влажность продукта, %.

Помимо этого, полученные графики ускорения сушки могут быть использованы для нахождения периодов с максимальными энергозатратами, что в перспективе поможет их минимизировать.

Заключение

Ускорение сушки позволяет более полно охарактеризовать период падающей скорости сушки, на основание чего появляться дополнительные возможности к оценке подходов его интенсификации с целью доведения влажности в продукте до более низкой отметки при тех же энергозатратах.

Ускорение сушки позволяет дать количественную оценку изменения скорости сушки

Список литературы К вопросу развития исследований ресурсо- и энергосберегающих процессов в химической и смежных отраслях промышленности

  • Емельянов А.Б., Мальцев М.В., Пенкина А.А. Обеспечение экологической безопасности при сушке химических и пищевых продуктов//Системный анализ и моделирование процессов управления качеством в инновационном развитии агропромышленного комплекса. 2017. C. 58-60.
  • Xie K., Li W., Zhao W. Coal chemical industry and its sustainable development in China//Energy. 2010. V. 35. №. 11. P. 4349-4355.
  • Duflou J. R. et al. Towards energy and resource efficient manufacturing: A processes and systems approach//CIRP Annals-Manufacturing Technology. 2012. V. 61. №. 2. P. 587-609.
  • Li H. et al. Energy conservation and circular economy in China's process industries//Energy. 2010. V. 35. №. 11. P. 4273-4281.
  • Kleme? J. J. et al. Minimising emissions and energy wastage by improved industrial processes and integration of renewable energy//Journal of Cleaner Production. 2010. V. 18. №. 9. P. 843-847.
  • Лыткина Л.И., Шевцов А.А., Курманахынова М.К., Матеев Е.З. Снижение теплоэнергетических затрат энергоемких процессов в технологии комбикормов//Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2016. № 1 (67). С. 16-20.
  • Логачева Д.А., Падалкин В.Ю. Проблемы финансирования энергосберегающих мероприятий на промышленных предприятиях//Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2012. № 2. С. 180-183.
  • Емельянов А.Б., Мальцев М.В., Попов В.Б. Определение эффективности тарельчатых массообменных аппаратов применяемых в нефтехимическом производстве//Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2017. Т. 79. № 2 (72). С. 176-179.
  • Энергетическая стратегия Pоссии на период до 2030 года//Экологический консалтинг. 2010. № 1. С. 12-69.
  • Тарасова Н.П., Макарова А.С., Вавилов С.Ю., Варламова С.Н. и др. Зелёная химия и российская промышленность//Вестник Российской академии наук. 2013. Т. 83. № 12. С. 1068-1075.
Еще
Статья научная