Кабан: "копытный хищник" в скифском искусстве и мифологии
Автор: Семенов вЛ. А.
Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran
Статья в выпуске: 247, 2017 года.
Бесплатный доступ
В скифской мифологии, которая отражена в зверином стиле, значительное место занимает образ кабана, сущность которого может быть рассмотрена как двоякая. С одной стороны, кабан является парнокопытным животным, с другой -это опасный и свирепый зверь, воплощение демонических сил природы. В статье рассматриваются различные агрессивные состояния кабана, отраженные в скифском искусстве и нарративных источниках.
Скифское искусство, кабан, петроглифы, оленные камни, аржано-майэмирский стиль, балгазынская композиция
Короткий адрес: https://sciup.org/143163774
IDR: 143163774
Список литературы Кабан: "копытный хищник" в скифском искусстве и мифологии
- Богданов Е. С., 2006. Образ хищника в пластическом искусстве кочевых народов Центральной Азии. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН. 240 с.
- Волков В. В., 2002. Оленные камни Монголии. М.: Научный мир. 248 с.
- Волков В. В., 2004. Оленные камни Монгольского Алтая//Памятники археологии и древнего искусства Евразии. М.: ИА РАН. С. 9-21.
- Грач А. Д., 1980. Древние кочевники в центре Азии. М.: Наука. 256 с.
- Грач Н. Л., Грач А. Д., 1987. Золотая композиция скифского времени из Тувы//Центральная Азия. Новые памятники письменности и искусства/Отв. ред.: Б. Б. Пиотровский, Г. М. Бонгард-Левин. М.: Наука. С. 134-148.
- Грязнов М. П., 1961. Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири//АСГЭ. Вып. 3. Л.: Изд-во ГЭ. С. 7-31.
- Грязнов М. П., 1980. Аржан. Царский курган раннескифского времени. Л.: Наука. 62 с.
- Дэвлет М. А., 1975. Памятники «скифского» времени в северо-восточной Туве//Первобытная археология Сибири. Л.: Наука. С. 119-127.
- Дэвлет М. А., 1982. Петроглифы на кочевой тропе. М.: Наука. 128 с.
- Ерофеева Н. Н., 1992. Лук//Мифы народов мира. Т. 2. М.: Советская энциклопедия. С. 75-77.
- Завитухина М. П., 1983. Древнее искусство на Енисее. Скифское время. Л.: Искусство. 190 с.
- Кельтская мифология: Энциклопедия. М.: Эксмо. 2002. С. 242
- Килуновская М. Е., 2002. Композиция в стиле оленных камней на скалах Бегреды//Ученые записки Тувинского института гуманитарных исследований. Вып. XIX. Кызыл: Тувинский ин-т гуманитарных исслед. С. 136-141.
- Килуновская М. Е., 2011. Новые петроглифы на южном склоне Восточного Танну-ола в Туве//Археология Южной Сибири. Вып. 25. Кемерово: Изд-во КемГУ. С. 86-90.
- Килуновская М. Е., Семенов Вл. А., 1993. Оленный камень -изобразительная и мифологическая структура//Современные проблемы изучения петроглифов. Кемерово: Изд-во КемГУ. С. 88-103.
- Килуновская М. Е., Семенов Вл. А., 1998. Оленные камни Тувы (ч. 1. Новые находки, типология и вопросы культурной принадлежности)//Археологические вести. Вып. 5. С. 143-154.
- Килуновская М. Е., Семенов Вл. А., 1999. Оленные камни Тувы (Часть 2 -сюжеты, стиль, семантика)//АВ. Вып. 6. СПб.: ИИМК РАН; Дмитрий Буланин. С. 130-145.
- Клейн Л. С., 1987. Индоарии и скифский мир. Общие истоки идеологии//Народы Азии и Африки. № 5. С. 61-82.
- Королькова Е. Ф., 2006. Звериный стиль Евразии. СПб.: Петербургское востоковедение. 272 с.
- Маковский М. М., 1996. Меч//Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М.: Гуманитарный изд. центр «Владос». С. 220-221.
- Миклашевич Е. А., 2012. Техника и гравировки в наскальном искусстве скифского времени//Изобразительные и технологические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии. М.; Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 157-202. (Труды САИПИ; вып. IX.)
- Переводчикова Е. В., 1994. Язык звериных образов. М.: Восточная литература. 206 с.
- Раевский Д. С., 1985. Модель мира скифской культуры. М.: Наука. 255 с.
- Самашев З. С., 1992. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья. Алма-Ата: Гылым. 288 с.
- Семенов Вл. А., 2015. Искусство варварских племен. СПб.: НП-ПРИНТ. 400 с.
- Суразаков А. С., 1979. Железный кинжал из долины Ачик Горно-Алтайской автономной области//СА. № 3. С. 265-269.
- Финн и фианы//Кельтская мифология: энциклопедия. М.: Эксмо, 2002. С. 222-247.
- Чугунов К. В., 2008. Плиты с петроглифами в комплексе кургана Аржан-2 (к хронологии аржано-майэмирского стиля)//Тропою тысячелетия: К юбилею М. А. Дэвлет. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 53-69.
- Шер Я. А., 1980. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука. 328 с.
- Яценко С. А., 2010. Сидящий мужской персонаж с сосудом в руке на сакской бронзовой «курильнице» из Семиречья//История и археология Семиречья. Вып. 4. Алматы. С. 3-21.
- Répertoire des pétroglyphes d’Asie central. Fascicule № 7: Mongolie du nord-ouest: Haut Tsagaan Gol/Eds.: E. Jacobson-Tepfer, V. D. Kubarev, D. Tseveendorj. Paris: De Boccard, 2006. 444 p.