Как и что читают мужчины
Автор: Сметанникова Наталья Николаевна
Журнал: Высшее образование сегодня @hetoday
Рубрика: Междисциплинарные исследования
Статья в выпуске: 7, 2018 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается актуальная проблема гендерного чтения - чтение мужчин на родном и неродном языках. Эта проблема анализируется по материалам анкетирования в контексте образования и профессиональной деятельности реципиентов. Представлены данные об объеме чтения на русском и иностранном языках, о дигитализации чтения, о чтении художественной литературы.
Чтение мужчин, чтение и образование, чтение на русском и иностранных языках, чтение с листа и экрана, чтение литературы и эмоциональный интеллект
Короткий адрес: https://sciup.org/148321094
IDR: 148321094 | DOI: 10.25586/RNU.HET.18.07.P.63
Текст научной статьи Как и что читают мужчины
Таблица
Результаты исследования чтения мужчин (2013–2018)
Показатель |
Выборка 1 |
Выборка 2 |
Общая численность респондентов В том числе мужчин |
100 100% |
50 100% |
Возраст (средний) |
23,7 |
32,4 |
Образование Техническое Гуманитарное Военное Юридическое Другое (финансовое, медицинское) |
Высшее 42% 20% 17% 17% 4% |
Высшее 55% 12% 10% 20% 3% |
Читатель (с … лет) с 7 лет с 10–11 лет с 15 лет позже не читатель |
38% (гуманит. и тех. образ.) 50% (тех., юр., воен.). 8% (воен.) 2% (тех.) 2% |
40% (гуманит. и тех. образ.) 50% (тех., юр., воен.) 10% (воен., тех.) нет |
Чтение на других языках |
55% (западных, восточных, славянских) |
72% (западных, славянских, восточных) |
Объемы чтения на русском языке |
Сред. 48 с./ день (от 2 до 100 с./ день) |
Сред. 46 с./ день (от 25 до 70 с./ день) |
На иностранных языках |
Сред. 8,5 с./ день (от1 до 20 с./ день) |
Сред. 12 с./ день (от 5 до 39 с./ день) |
Предпочтение носителя текста |
Книга с листа – 50% Документы с листа – 50% Книги с экрана – 50% Документы с экрана – 50% |
Книги с листа – 75% Документы с листа – 50% Книги с экрана – 25% Документы с экрана – 50% |
Использую содержание в профессиональной деятельности |
Иногда – 50% Редко – 25% Планирую – 4% Никогда – 4% Нет ответа – 17% |
Иногда – 70% Редко – 30% |
од считается не слишком продуктивным в образовании, социально он
связан с распадом Советского Союза, дефолтом, кризисом, трансформаци-
ями системы образования. В сфере обучения иностранным языкам, однако, это был период массового перехода на коммуникативный метод, появления большого количества аутентичных учебников и профессионального рывка вверх лучшей части учительства.
Как видно из таблицы, все респонденты имеют высшее образование, преимущественно техническое. Так, в выборке 1 респонденты с техническим образованием составляют 42%, с гуманитарным – 20%, военным – 17%, юридическим – 17%, другим (финансовым, медицинским) – 4%. Вторая выборка состояла на 55% из респондентов с техническим образованием, на 20% с юридическим, 12% с гуманитарным и 10% с военным. На долю других специальностей пришлось лишь 3%. Необходимость дополнительного обучения иностранным языкам, с одной стороны, отражает профессиональную потребность современного специалиста, с другой – общее состояние результатов обучения иностранным языкам. Так, их изучение в негуманитарных вузах всегда имело ограниченные цели. Нас интересовал только один аспект – чтение.
Половина респондентов не разрывать 1 начала читать в возрасте 10–11 лет (50%), т. е. по окончании начальной школы, меньшее количество – с 7 лет (38%), 8% – только с 15 лет, и 4% приходится на тех, кто никогда не любил читать и не стал читателем. Обращает на себя внимание тот факт , что респонденты, начавшие читать с 7 лет, выбрали в результате гуманитарное образование и только в отдельных случаях – техническое. Начало самостоятельного чтения с 7 лет считалось нормой предшествующего поколения, однако в настоящее время эта цифра для мальчиков все чаще смещается на время окончания начальной школы (10 лет) [3]. Более поздний срок указали респонденты, обучавшиеся в военных училищах и институтах. Небольшое количество респондентов выборки 2 с техническим образованием не только указали возраст, но и объяснили причину
Профиль высшего образования

■ Группа! I Группа 2
Рис. 1. Распределение респондентов по профилям образования
начала позднего чтения (15 лет и позже). Они стали активными читателями только начав читать с экрана, что еще раз указывает на привлекательность дигитального чтения для подростков и юношей [2]. Однако 2% респондентов выборки 1 не постеснялись признаться (впервые за много лет исследований), что они не являются читателями и проводят свободное время за компьютерными играми и танцами. Респонденты-нечитате-ли объяснили, как им трудно учиться и какие стратегии избегания чтения они используют: заменяют чтение книг просмотром кинофильмов, знакомятся с содержанием произведений художественной прозы в Интернете, а также удовлетворяются рассказами коллег. Их объем чтения составляет 1 страницу обязательного учебного чтения, желательно с экрана, которую они прочитывают к занятиям.
Объем чтения
■ Группа! —Группа 2

На русском языке
На английском языке
Рис. 2. Объем чтения на русском и английском языках
Показатели умений чтения на других языках достаточно высоки. Так, от 55 до 72% респондентов обучались читать в школе, вузах и дома на западных, восточных, славянских языках, помимо русского. Поясним, что обучающиеся имели опыт изучения западных языков в школах и вузах, но иногда дополнительно указывали на азербайджанский, армянский (отнесены к восточным языкам), украинский, белорусский (отнесены к славянским языкам) – дома. (Порядок распространенности этих языков в выборке представлен по убывающей.) Полученные данные показывают, что более половины респондентов обучались чтению как в образовательных учреждениях, так и дома.
Объемы чтения на русском и иностранных языках медленно снижаются. Так, средний объем чтения взрослого работающего мужчины на русском языке составляет 48 страниц в день, но разброс очень большой: от 2 до 100 страниц в день, в зависимости от специальности и положения; почти весь объем связан с профессиональным чтением респондентов. Средний объем чтения на иностранном (в основном английском) языке составляет 8–9 страниц в день, что соответствует объемам домашнего задания обучающихся на курсах иностранных языков. Имеющиеся высокие показатели чтения на русском и иностранных языках свидетельствуют о том, что объемы профессионального чтения велики, они возрастают по мере продвижения по карьерной лестнице, открывая дополнительные возможности. Однако приобретаемые в процессе знания и навыки почти не используются в личной жизни, как и не служат способом сохранения умений в области иноязычного чтения и иностранного языка в целом.
Читательские предпочтения респондентов отданы чтению с экрана, что свидетельствует о том, что молодые люди все больше переключаются на него. Распространение чтения книг с экрана отчетливо видно при сравнении показателей респондентов выборки 1 и выборки 2. Под «книгами» в данном исследовании имелись в виду как произведения художественной литературы, так и профессиональное чтение, выходящее за рамки деловой документации. Впервые анкетирование показало баланс предпочтений чтения с листа и с экрана (50/50%), до этого предпочтение отдавалось чтению с листа (что и видно из сравнения показателей респондентов выборки 2 и 1: 75/25% и 50/50%). Факт наличия произведений художественной литературы и произведений жанра нон-фикшн в круге чтения мужчин отраден, однако в данной части исследования мы не устанавливали общее количество прочитанных книг в единицу времени.
Ответы на вопрос об использовании содержания изученных материалов, включая способы работы с ним и их лингвистические особенности (цитаты, референции и пр.), в профессиональных целях выявля-
Чтение с листа и с экрана
■ Группа! ■ Группа 2

Книга с листа Документы с Книги с Документы с листа экрана экрана
Рис. 3. Предпочтения чтения книг и документов с экрана или с листа
ют читательский опыт респондентов. Так, 17% не ответили на вопрос, 4% ответили, что планируют использовать содержание прочитанного, и столько же ответили отрицательно. Остальные подтвердили, что иногда используют (50%) и редко используют (25%) содержание прочитанного
Отношение к чтению
Группа 1 ■ Группа 2
Нет ответа
Никогда
Планирую
Редко
Иногда

Рис. 4. Использование прочитанной литературы в профессиональной деятельности

Превратности чтения
в профессиональной деятельности, что свидетельствует о недостаточной сформированности читательской компетентности и существующем потенциале.
Последний вопрос анкеты касался отношения к программе домашнего чтения на иностранных языках, на который было предложено ответить в свободной форме. Все респонденты оценивали полезность, значимость и эффективность такого рода программы, делали свои замечания и вносили предложения: из 150 ответов 147 человек оценили ее положительно (98%). Двое, как было сказано ранее, не являлись читателями, а еще один респондент не выразил своей оценки программы чтения, а внес предложение заменить чтение просмотром видеоматериалов. Отношение к чтению, изложенное в свободной форме, в целом положительное. Респонденты подчеркивали значимость обильного чтения и работы с текстами для обучения и развития. Многие отметили, что стали читать больше, что, к сожалению, вузах никто не обращал внимания на этот аспект обучения, они совсем не знали современных зарубежных писателей, даже не предполагали, что смогут читать литературу в оригинале, только иногда читали перевод низкопробной литературы, считая, что потеряли время на нее. Интересно, что «отличники» и «читатели» высказывали пожелание увеличить объемы чтения, тогда как «троечники» просили их уменьшить. Первые хотели перейти к чтению классической литературы, вторые – просили заменить некоторые книги на «фэнтези».
Анализ результатов
Выделим для анализа два явления: (1) переход на дигитальное чтение и (2) исключение художественной литературы из программ обучения.
Переход на дигитальное чтение закономерен. И каждое следующее поколение (Z, next), которое учится читать и писать с помощью электронных средств, будет быстрее становиться дигитальным. Наука о чтении признала, что она подошла к революции в мире чтения неподготовленной. Дигитальное чтение вошло в нашу жизнь через практику его использования, оно изучается и анализируется сейчас и здесь [2, 3].
Чтение с экрана изменило отношения между читателем и текстом: текст стал активным, программа быстрее считывает предпочтения и желания читателя, чем он сам это осознает [5]. Дигитальное чтение (по ключевым словам и точкам текста) подобно наложению когнитивной сетки читателя на текст автора, стратегии диги-тального чтения – это скорее стратегии информационной работы, нежели стратегии глубинного проникновения в текст. Достаточность для профессионального чтения уровня смыслового восприятия текста, уход из процесса чтения стратегий глубинного понимания авторского текста и его подтекста делают задачу обучения стратегии инференции (inference) первостепенной.
Осознание плюсов и минусов каждого способа чтения (с листа и с экрана), их привлекательность и значимость для читателя заставляют искать способы их соединения, в частности, в форме «смешанного обучения» (blended learning), которое получает все большее распространение в мире. Плюсы чтения художественных текстов с листа, позволяющие организовать обучение глубокому пониманию авторского текста, раскрыть его слои, заставляют задуматься о возвращении чтения художественной литературы не только в программы домашнего чтения на иностранных языках в вузах, но и насыщении ими изучения любой дисциплины. Мы назвали такой процесс лингводидактическим сопровождением обучения.

Присоединяясь к рекомендациям обучающихся организовывать чтение литературы разных жанров с профессиональной точки зрения, назовем произведения, которые возглавили их списки чтения. Среди отечественной классики это «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Война и мир» Л. Н. Толстого. А в числе произведений зарубежной литературы назовем «Финансиста» Т. Драйзера, «Три товарища» Э. М. Ремарка, «Будденброки» Т. Манна, «1984» Дж. Оруэлла, «Как завоевать друзей и влиять на людей» Д. Карнеги; произведения Р. Брэдбери, О. Хаксли, братьев Стругацких (для удовольствия); а также современные книги «Фирма» Дж. Гришэма, «Амстердам» и «Сластена» И. Макьюэна с целью их обсуждения.
Чтение художественных текстов является апробированным способом развития «эмоционального интеллекта» (emotional intelligence), дефицит которого нередко затрудняет профессиональную деятельность [4]. Его дальнейшее распространение, особенно в молодежной среде, является важной педагогической задачей.
Чтение – одна из ключевых компетенций современного человека. Ее формирование и уровень во многом определяют развитие каждой страны и цивилизации в целом, преемственный и поступательный характер исторического процесса, темпы экономического роста, культурный потенциал человечества и отдельных человеческих сообществ. Вопросы повышения продуктивности чтения, гендерные и возрастные различия в этой сфере, выявление и устранение помех его распространению требуют постоянного внимания ученых, общественности и государства. Своим исследованием мы стремились внести вклад в осмысление феномена чтения в современный период в гендерном преломлении.

Зачитавшийся
Список литературы Как и что читают мужчины
- Исследование PISA -2009. Результаты. URL: www.centeroko.ru/pisa09_res.htm. PISA Research-2009 Results.
- Сметанникова Н. Н. Чтение с листа и с экрана//Высшее образование сегодня. 2012. № 1. С. 42-48.
- Человек читающий: Homo legens -6: сб. докладов и статей/Сметанникова Н. Н., Рудик Е. Л., Романичева Е. С., Белоколенко М. В., Терехова Н. П. М.: Русская ассоциация чтения; Канон + РООИ «Реабилитация», 2013. 232 с.
- Goleman D. Working with emotional intelligence. New York: Bantham Books, 1998.
- Mceneaney John. Agent-based literacy theory//RRQ. 2006. Vol. 41. № 3.
- PISA 2006. Science competences for tomorrow world. Executive Summary. OECD, 2007.