"Как мы пишем", или проблема литературного самосознания
Автор: Черняк Мария Александровна, Саргсян Марине Амрайовна
Журнал: Сибирский филологический форум @sibfil
Рубрика: Литературоведение. Актуальные проблемы литературоведения
Статья в выпуске: 2 (14), 2021 года.
Бесплатный доступ
Постановка проблемы. Интерес современного литературоведения к проблеме литературной рефлексии осуществляется в основном на материале разнообразных метатекстов, особенно ярко представленных в рубежные эпохи. Цель статьи - выявление авторской идентичности и художественной саморефлексии в текстах нон-фикшн. В этой связи особенный интерес представляет коллективный сборник «Как мы пишем», составленный в 2018 г. петербургскими писателями Павлом Крусановым и Александром Етоевым. Сборник стал репликой к сборнику «Как мы пишем» 1930 г. Литературный процесс 1920-х гг., как и во многом литература нового XXI в., был периодом обновления различных видов и жанров художественного творчества, периодом рождения новых форм. Результаты исследования. Сравнение двух сборников, в которых писатели разных литературных эпох размышляют о природе творчества, о технологии литературного труда, о взаимоотношениях с читателем, дает основание говорить о контурах новой текстологии XXI в. Деформация канона, разрушение границ литературы и эстетического вкуса, новые формы коммуникации повлияли на содержание и форму текстов. Выводы. С возникновением интернет-реальности появились новые источники текстологии. Новая литературная реальность диктует свои законы и создает новые условия для развития писательско-издательских, писательско-читательских отношений. Современная литература, как и литература прошлых лет, реагирует на культурно-исторические события и на развитие литературного процесса, рефлексируя о создании текста и о роли писателя здесь и сейчас.
Современная литература, автор, читатель, литературное самосознание, метатекст, новая текстология, саморефлексия, нон-фикшн
Короткий адрес: https://sciup.org/144162030
IDR: 144162030 | DOI: 10.25146/2587-7844-2021-14-2-79
Список литературы "Как мы пишем", или проблема литературного самосознания
- Абашева М.П. Литература в поисках лица (русская проза конца ХХ века: становление авторской идентичности). Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2001. 318 с.
- Бак Д.П. История и теория литературного самосознания: творческая рефлексия в литературном произведении. Кемерово: КемГУ, 1992. 81 с.
- Генис А.А. Иван Петрович умер: Статьи и расследования. М.: Новое лит. обозрение, 1999. 334 [1] с.
- Группа компаний «ЛитРес» подвела итоги первого полугодия 2020 года. URL:http://www. unkniga.ru/company-news/11161-gruppa-kompaniy-litres-podvela-itogi-1-polugodiya-2020. html (дата обращения: 20.01.2021).
- Добренко Е. Формовка советского писателя: Социальные и эстетические истоки советской литературной культуры. СПб.: Акад. проект, 1999. 557 с.
- Есин С. Писатель в теории литературы: проблема самоидентификации: автореф. дис. ... канд. филол наук. М., 2005. 36 с.
- Как мы пишем: сб. / послесл. М. Чудаковой. М.: Книга, 1989. 195 с.
- Как мы пишем. Писатели о литературе, о времени, о себе: очерки / сост. А. Етоев, П. Кру-санов. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. 620 с.
- Как мы читаем: заметки, записки, посты о современной литературе. М.: Эксмо, 2021. 432 с.
- Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. 317 с.
- Толстая Т. Интервью // Литературная газета. 1986. 23 июля. С. 6.
- Холмогоров М. Современная проза глазами прозаиков: материалы круглого стола // Вопросы литературы. 1996. № 1. С. 176-198.
- Эпштейн М. Будущее гуманитарных наук: Техногуманизм, креаторика, эротология, электронная филология и другие науки XXI века. М.: Группа Компаний «РИПОЛ-классик» / «Панглосс», 2019. 239 с.
- Эпштейн М. Скрипторика. Введение в антропологию и персонологию письма // Новое литературное обозрение. 2015. № 1 (131). С. 257-269.