Как насвистеть то, что нельзя высказать
Автор: Михайлов И.Ф.
Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik
Рубрика: Философия творчества в становлении языка культуры (тематический выпуск)
Статья в выпуске: 2 (58), 2024 года.
Бесплатный доступ
Языки искусств непросты для исследования, поскольку, даже если их синтаксис поддается анализу, их семантика составляет сложную проблему. Естественный дескриптивный язык с его семантикой как референцией к внешней предметности не работает в качестве модели для этой области, поскольку, во-первых, в этом случае теряется специфика искусства как такового, а во-вторых, такая модель не применима к музыке, сюрреалистической живописи и авангардной поэзии. Понимание художественных символов как напрямую отсылающих к человеческим эмоциям также не может лечь в основу семантической теории искусств, поскольку связь между выразительными средствами и эмоциями может оказаться естественной, а не конвенциональной, что противоречит самой идее знака-символа. Правильный путь может указать концепция экземплификации, предложенная в свое время Нельсоном Гудманом, в рамках которой некоторый объект, имеющий некоторую естественную общность с обозначаемым - например, цвет, - находится в отношении обратной референции с термином или понятием, семантически указывающим на этот предмет. Однако такое семантическое решение не выглядит достаточным в случае «беспредметных» искусств, например, музыки, поскольку не отвечает на вопрос о характере самого обозначаемого. В качестве возможного решения предлагается концепция «показывания», которую в качестве альтернативы «высказыванию» предложил Людвиг Витгенштейн в «Логико-философском трактате». Высказывание и показывание рассматриваются там как взаимоисключающие: то, что показывается в знаках языка, не может быть выражено посредством языка. Помимо логической формы, предметом показывания может быть «граница мира», понимаемая Витгенштейном как синоним «метафизического субъекта». Общим в показывании логической формы и границы мира является «способ проекции». Таким образом, музыкальная фраза как образец в рамках отношения экземплификации указывает на способ проекции мира, сдвигающий его границу и соответствующим образом изменяющий «переживание мира как целого».
Язык, искусство, семантика, экземплификация, символ, образец
Короткий адрес: https://sciup.org/147244132
IDR: 147244132 | DOI: 10.17072/2078-7898/2024-2-180-191
Список литературы Как насвистеть то, что нельзя высказать
- Bar-Elli, G. (2006). Wittgenstein on the experience of meaning and the meaning of music. Philosophical Investigations. Vol. 29, iss. 3, pp. 217–249. DOI: https://doi.org/10.1111/j.14679205.2006.00291.x
- Boertz, B. (1970). Nelson Goodman’s languages of art from a musical point of view. The Journal of Philosophy. Vol. 67, iss. 16, pp. 540–552. DOI: https://doi.org/10.2307/2024578
- Brown, S. Martinez, M.J. and Parsons, L.M. (2006). Music and language side by side in the brain: a PET study of the generation of melodies and sentences. European Journal of Neuroscience. Vol. 23, iss. 10, pp. 2791–2803. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1460-9568.2006.04785.x
- Goel, V. (1991). Notationality and the information processing mind. Minds and Machines. Vol. 1, pp. 129–165. DOI: https://doi.org/10.1007/bf00361034
- Goodman, N. (1976). Languages of art: an approach to a theory of symbols. Indianapolis, IN: Hackett Publ., 290 p. DOI: https://doi.org/10.5040/9781350928541
- Lerdahl, F. and Jackendoff, R.S. (1996). A generative theory of tonal music. Cambridge, MA: MIT Press., 384 p. DOI: https://doi.org/10.7551/mitpress/12513.001.0001
- Pearce, D. (1988). Musical expression: Some remarks on Goodman’s theory. E. Rantala, L. Rowell, E. Tarasti (eds.) Essays on the philosophy of music. Helsinki, FI: Philosophical Society of Finland Publ., pp. 228–243.
- Ramsey, F.P. (1931). General Propositions and Causality. Ramsey F.P. The Foundations of Mathematics and other Logical Essays. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co Publ., pp. 237–255.
- Robinson, J. (2000). Languages of art at the turn of the century. Journal of Aesthetics and Art Criticism. Vol. 58, no. 3, pp. 213–218. DOI: https://doi.org/10.2307/432102
- Sanfélix Vidarte, V. (2013). Showing and saying. An aesthetic difference. Aisthesis. Pratiche, linguaggi e saperi dell’estetico [Aisthesis. Practices, languages and knowledge concerning aesthetics]. Vol. 6, no. 1, pp. 139–150. DOI: https://doi.org/10.13128/Aisthesis-12843
- Slevc, L.R., Rosenberg, J.C. and Patel, A.D. (2009). Making psycholinguistics musical: Selfpaced reading time evidence for shared processing of linguistic and musical syntax. Psychonomic Bulletin & Review. Vol. 16, iss. 2, pp. 374–381. DOI: https://doi.org/10.3758/16.2.374
- Tillman, B. (2012). Music and language perception: Expectations, structural integration, and cognitive sequencing. Topics in Cognitive Science. Vol. 4, iss. 4, pp. 568–584. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1756-8765.2012.01209.x
- Wittgenstein, L. (1974). Tractatus logicophilosophicus, transl. by D.F. Pears, B.F. McGuinness. London: Routledge Publ., 106 p.
- Wittgenstein, L. (1998). The blue and brown books. 2nd ed. Oxford, UK: Blackwell Publ., 208 p.
- Wittgenstein, L. (2005). Big Typescript: TS 213, transl. by C.G. Luckhardt, M.E. Aue. Malden, MA: Blackwell Publ., 1056 p. DOI: https://doi.org/10.1002/9780470752906
- Wittgenstein, L. (2009). Philosophical investigations (transl. by G.E.M. Anscombe, P.M.S. Hacker, J. Schulte). 4th ed. Malden, MA: Wiley–Blackwell Publ., 592 p.