Как преодолеть разрыв между историческим знанием и общественным сознанием? (Опыт русской исторической школы)

Автор: Васильев Юрий Альбертович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Идеи и смыслы

Статья в выпуске: 2, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье освещается опыт русской исторической школы, связанный с преодолением разрыва между историческим знанием и общественным сознанием. В этом контексте рассматриваются просветительские проекты М.В. Ломоносова и Н.М. Карамзина, предложивших способ познания российской истории при помощи средств изобразительного искусства. Автор статьи показал, что реализация живописных проектов Ломоносова и Карамзина способствовала формированию национального самосознания российского общества, а также развитию исторической живописи в России второй половины XVIII - XIX в., становлению национальной школы живописи. Предложенное представителями русской исторической школы изучение российской истории при помощи средств изобразительного искусства, в первую очередь живописных картин, соответствовало духу европейского Просвещения.

Еще

Историческое знание, общественное сознание, история России, изобразительное искусство, ломоносов, карамзин, просвещение

Короткий адрес: https://sciup.org/170168308

IDR: 170168308

Текст научной статьи Как преодолеть разрыв между историческим знанием и общественным сознанием? (Опыт русской исторической школы)

А ктуальный вопрос о необходимости преодоления разрыва между историческим знанием и общественным сознанием, поставленный в публикациях А.О. Лапшина [Лапшин 2015а: 237-238, 2015б: 352], является многоаспектной проблемой, которая волнует не только современных исследователей. В этой связи можно обратиться к опыту русской исторической школы. Так, на решение данной проблемы были направлены просветительские проекты М.В. Ломоносова и Н.М. Карамзина, связанные с внедрением знаний об истории Отечества в сознание российского общества во второй половине XVIII – XIX в. через изобразительное искусство.

М.В. Ломоносов предлагал увековечить в мраморе и металле изображения великих деятелей российской истории и значимые исторические события прошлого для последующих поколений: «Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу и, перенося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила» [Ломоносов 1986: 50]. По свидетельству самого Ломоносова, императрица Екатерина II передала распоряжение Ломоносову через президента Академии художеств И.И. Бецкого выбрать в российской истории сюжеты для написания живописных картин по русской истории. Картины предназначались для украшения комнат при дворе. Ломоносов предложил темы для 25 картин: 1) взятие Искореста (Искоростеня); 2) основание христианства в России; 3) совет Владимиру от духовенства; 4) единоборство князя Мстислава с касожским вождем Редедей; 5) Горислава (Рогнеда); 6) единоборство Владимира Мономаха с генуэзским князем; 7) венчание Владимира Мономаха на царство; 8) победа Александра Невского над немцами ливонскими на Чудском озере; 9) обручение князя Феодора Ростиславича с дочерью ордынского хана; 10) начало сражения с Мамаем; 11) низвержение татарского ига; 12) приведение новгородцев под самодержавие; 13) царица Сумбек (после взятия Казани); 14) право династии Романовых на всероссийский престол; 15) гибель Расстриги (Лжедмитрия I); 16) Кузьма Минин; 17) Олег перед

Царьградом (Константинополем); 18) смерть Олега от укуса змеи; 19) сражение Святослава с печенегами в порогах; 20) избавление Киева от осады печенегов; 21) киевский князь Святослав Ярославич показывает свое великое богатство немецким послам; 22) князь Дмитрий Михайлович Пожарский в опасности; 23) князь Пожарский сражается с поляками; 24) царь Василий Иванович Шуйский; 25) патриарх Гермоген в неволе [Ломоносов 1980]. Перечень тем, предложенных Ломоносовым, свидетельствует о том, что большая их часть посвящена реальным историческим событиям, но некоторые сюжеты основаны на легендах. Первые 16 тем расположены в хронологическом порядке и охватывают более шести столетий российской истории: с периода Киевской Руси до Смутного времени. Темы с 17 по 21 возвращаются к событиям истории Киевской Руси, сюжеты с 22 по 25 посвящены событиям, связанным с борьбой за национальную независимость в период Смуты начала XVII в.

Ломоносов предлагал не просто перечень тем для исторических картин. Он разработал подробное содержание и композицию каждой из них, проявив тонкое и глубокое понимание задач живописи. Для художников представлялось детальное описание каждого сюжета, включая смысловые акценты и художественные решения как общей композиции, так и исторических и бытовых деталей. Содержательный анализ ломоносовских исторических сюжетов позволяет разделить их на три группы. К первой группе относятся темы, посвященные поворотным событиям русской истории, наложившим отпечаток на весь ход ее развития. Почти половина тем составляет вторую группу сюжетов – о национальноосвободительной борьбе русского народа. В третью группу тем включаются сюжеты, посвященные морально-этическим проблемам.

Если Екатерина II воспринимала картины в качестве предметов для эстетического украшения дворцовых залов, то для Ломоносова преображение реальных событий в художественные произведения имело глубокий смысл: они олицетворяли живую связь настоящего и прошлого. Он определенно видел в этом важнейшую просветительскую задачу. Именно с этой функцией связано его стремление украсить картинами по русской истории не только дворцы правителей, но и общественные здания, оказывая «сие о великости благодеяния» всему российскому народу: живописные произведения «пренесут в настоящее время минув-шия российския деяния показать древнюю славу праотцев наших, счастливыя и противныя обращения и случаи и тем подать наставление в делах, простирающихся к общей пользе» [Ломоносов 1986: 311].

В условиях подъема национального самосознания возрос интерес к русской истории. Волновавшие общественное сознание вопросы социального и политического устройства государства, идеи гражданственности, патриотизма, общего нравственного идеала человека эпохи могли найти свое воплощение в сюжетных композициях исторических картин. Таким образом, историческое изобразительное искусство второй половины XVIII в. не только содействовало распространению исторических знаний среди сравнительно широких кругов просвещенного российского общества, но и способствовало более глубокому пониманию исторических фактов, ко многим из которых и привлек внимание Ломоносов своими предложениями.

Разработанные Ломоносовым «Идеи для живописных картин из российской истории» оказали значительное влияние на становление российской живописи. Об этом свидетельствует тот факт, что с самого начала в Академии художеств класс исторической живописи имел главенствующее положение. Следует подчеркнуть, что данный процесс проходил в условиях создания национальной школы, начало которой было положено постановлением Сената от 23 октября 1757 г. об основании Академии «трех знатнейших художеств – живописи, скуль- птуры и архитектуры» в Санкт-Петербурге. Первыми ее учениками стали Антон Лосенко, Иван Ерменев, Федот Шубин, Федор Рокотов, Василий Баженов, Иван Старов.

Ломоносов вырос и сформировался как художник в традициях искусства барокко и в своем художественном творчестве следовал принципам этого стиля. Однако его «Идеи» пронизаны идеалами классицизма, и темы, предложенные им, нашли свое воплощение у художников именно этого направления. Классицизму как направлению и как художественному стилю присуще обращение к разуму человека, что было близко Ломоносову – ученому и просветителю. Характерные для классицистической традиции патетика, державность, риторика, монументальность форм легли на благодатную почву знаний и навыков, усвоенных Ломоносовым в период его обучения в учебных заведениях России и Германии [Васильев, Васильева 2014]. Эстетика классицизма придавала огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Независимо от стилевой формы художники эпохи Просвещения имели представление о нравственной ценности своей общественной роли. Задача художественного произведения заключалась в его нравственном и общественном содержании, художника – в социальной ответственности. Призванием исторической живописи считалось изображение благородных и героических деяний. Искусство должно было служить школой морали.

Воплощение ломоносовских тем в российском искусстве активно проявилось уже в 1760–1770-х гг. Так, программа для первого выпуска Академии художеств в 1767 г. была дана художникам из тем Ломоносова в следующей формулировке: «О заключении миру российского князя Олега с греческими царями Львом и Александром пред стенами Константинопольскими», что соответствует ломоносовской теме 17. По итогам голосования лучшей признали картину И.А. Ерменева. Ему присудили золотую медаль, а картина была оставлена в академическом собрании лучших произведений мастеров, преподававших или учившихся в Академии. В следующем, 1768 г. совет Академии вновь объявил ломоносовскую тему и дал выпускникам программу «О отмщении древлянам великою княгинею Ольгою за убиение мужа ея Игоря» (тема 1). Золотую медаль получил С.Ф. Сердюков. В 1770 г. ломоносовская тема «Горислава» была дана советом не только для выпускников, но и на соискание звания академика живописи. Для выпускников она была взята прямо из «Идей», поскольку отличалась большей разработанностью и подробностью, а на соискание звания академика – из «Древней Российской истории», т.к. давала больший простор для выражения индивидуальности художника. Многие выпускники получили медали за эту работу, обладателем звания академика стал А.П. Лосенко, к тому времени уже признанный художник, за картину «Владимир и Рогнеда». На эту же тему учениками скульптурного класса Ф.Ф. Щедриным и М.И. Козловским были исполнены два барельефа: первый получил золотую медаль за барельеф на тему «Посягательство Рогнеды на жизнь Владимира», второй – золотую медаль за барельеф под названием «Князь Владимир, проснувшись, отклоняет удар, наносимый ему Рогнедой». Тема «Горислава» впоследствии предлагалась советом Академии художеств еще дважды – в 1795 и 1811 гг. [Бренева, Ринкон-Поса 1991: 64-65].

Подвижническое начинание М.В. Ломоносова, связанное с разработкой сюжетов для картин по русской истории, в начале XIX в. продолжил Н.М. Карамзин. В своей статье «О случаях и характерах в российской истории, которые могут быть предметом художеств», опубликованной 31 декабря 1802 г. в журнале «Вестник Европы», Карамзин поддержал идею президента Академии художеств А.С. Строганова «задавать художникам предметы из отечественной истории» как

«лучший способ оживить для нас ее великие характеры и случаи» 1 . По мнению Карамзина, необходимо формировать уважение россиян к собственной истории, которая может стать предметом вдохновения для художников и воздействия их искусства на сердца зрителей. Живое впечатление, которое производит образ или исторический характер, изображенный на полотне, побуждает изучить источник, из которого художник взял свою идею, в первую очередь летописи 2 .

Не менее 5 тем Карамзина совпадают с ломоносовскими: 2 сюжета о князе Олеге, о поединках Мстислава и Редеди, Владимира Мономаха с генуэзцем, о Рогнеде. Примечательно, что сюжет об Олеге, выбранный из Нестора, сначала появился у Ломоносова, затем у Карамзина, а позднее был положен в основу пушкинской «Песни о вещем Олеге». В целом же карамзинский подход, олицетворяемый «чувством народным», отличался акцентированием внимания на нравственном, нравоучительное впечатлении от картины, в то время как Ломоносов развивал сюжетную линию. Карамзин руководствовался следующей установкой: народ может быть великим в том случае, если посредством благородных искусств способствует успехам человечества в достижении умственного и морального совершенства. Так, картину о смерти Олега Карамзин представлял своего рода, по его терминологии, философической , впечатление от которой должно быть моральным. Картина, представляющая живые черты времени, по Карамзину, заключала в себе мораль: «помни тленность человеческой жизни!» 4 Таким образом, постижение исторического процесса позволяло осуществить важнейшую задачу, о которой позднее размышлял замечательный теоретик русской исторической школы второй половины XIX – начала XX в. Н.И. Кареев: синтез исторического и социального познания [Васильев 2011; 2012].

Наряду с разработкой тем для живописных произведений Н.М. Карамзин предлагал также создавать монументы и памятники в различных российских землях, воплощающих любовь к отечеству и чувство народное, которые могли бы содействовать «сильному влиянию изящного на образование душ». Одним из подобных монументальных проектов ему представлялся памятник Кузьме Минину, кото- рый, «положив одну руку на сердце, указывает другою на Московскую дорогу»1. Призыв Карамзина был услышан. Вскоре начался сбор народных средств, а через два года скульптор Иван Мартос начал работу над памятником Минину и Пожарскому. В 1815 г. он был установлен в Нижнем Новгороде, а в 1818 г. – на Красной площади в Москве.

Вытеснение в российской живописи классицизма реализмом способствовало новому уровню воплощения ломоносовских и карамзинских тем, особенно во второй половине XIX в. В этот период историческая живопись стала одним из приоритетных направлений искусства в России. Сами темы вряд ли воспринимались как ломоносовские или карамзинские, однако сюжеты исторических картин многих русских художников созвучны идеям Ломоносова и Карамзина, а нередко и совпадают с ними.

Посредством изобразительного искусства художники проиллюстрировали важнейшие сюжеты истории, передавая силой художественного воображения исторические эпизоды различного времени. Художественная сила полотен выражена в живописной композиции и замысле картин, в сложнейших взаимоотношениях красок, цвета, освещения, многообразия состояний героев картин. Преображение реальных событий в художественное произведение является олицетворением живой связи прошлого и настоящего. Поиски утраченного времени – это поиски образов прошлого, которые содержатся в произведениях изобразительного искусства.

Список литературы Как преодолеть разрыв между историческим знанием и общественным сознанием? (Опыт русской исторической школы)

  • Бренева И.В., Ринкон-Поса Э. (1991) «Идеи для живописных картин из Российской истории» Ломоносова и их отражение в русской исторической живописи//Ломоносов: Сборник статей и материалов. Т. 9. СПб.: Наука. 197 с. С. 60-68
  • Васильев Ю.А. (2011) Феномен «Ecole Russe»: критика Н.И. Кареева//Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 121-127
  • Васильев Ю.А. (2012) Феномен «Ecole russe»: историология Н.И. Кареева//Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 72-81
  • Васильев Ю.А., Васильева М.Ю. (2014) Влияние идей Христиана Вольфа на мировоззрение М.В. Ломоносова//Власть. № 3. С. 121-125
  • Лапшин А.О. (2015a) За нами -правда истории//Власть. № 10. С. 237-240
  • Лапшин А.О. (2015b) История Великой Победы//Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 351-357
  • Ломоносов М.В. (1980) Идеи для живописных картин из российской истории//Ломоносов М.В. Избранная проза. М.: Сов. Россия. 512 с. С. 257-262
  • Ломоносов М.В. (1986) Избранные сочинения: в 2 т. Т. 2. История. Филология. Поэзия. М.: Наука. 496 с
Статья научная