Каменные погребальные сооружения в Бохае: к вопросу о происхождении
Автор: Ахметов В.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XVII, 2011 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521732
IDR: 14521732
Текст статьи Каменные погребальные сооружения в Бохае: к вопросу о происхождении
В историографии, касающейся изучения бохайских погребальных комплексов, существует тенденция увязывать появление каменных погребальных сооружений в Бохае с сильным когурёским влиянием на высшие слои общества этого государства. Данная тенденция прослеживается в основном работах корейских ученых [So^^g, 2007, р. 31]. На наш взгляд, это является несколько упрощенный подход к проблеме происхождения каменных сооружений в бохайском погребальном обряде.
Отечественными исследователями признается когурёское влияние на культуру государства Бохай, проявляющееся, в частности, в конструктивных особенностях погребальных сооружений. Это влияние объясняется привлечением потомков когурёсцев для строительства погребальных сооружений [Шавкунов, 2001, с. 41]. Корейские исследователи объясняют когурёские черты в бохайских погребальных сооружениях тем, что в могилах с такими сооружениями хоронили потомков когурёсцев [Чхвэ, 2003, с. 101].
Государство Бохай создали племена сумо-мохэ . Согласно китайским письменным источникам, их земли располагались в долине реки 2-ая Сунгари (современная провинция Цзилинь, КНР) [Шавкунов, 1968, c. 30]. Для выяснения того, когда в Бохае появились каменные могильные сооружения, необходимо обратиться к материалам самых ранних могильников сумо-мохэ . В долине 2-й Сунгари изучались три таких могильника - Чалиба, Да-хаймэн, Лаохэшэнь [Чон Ёджин и др., 2006, с. 160].
На данных могильниках большое количество грунтовых погребений и лишь некоторое – с каменными могильными сооружениями. Изученная часть могильника Чалиба датируется VII–VIII вв. [Нестеров, Алкин, 1997, с. 173]. Радиоуглеродные даты по могильнику Дахаймэн укладываются в промежуток VI–VII вв. (кроме одной, указывающей на X–XI вв.) [Алкин, 1995, с. 237].
Эти даты хорошо соотносятся с историческими событиями, протекавшими в то время в Маньчжурии. В 698 г. здесь было создано государство Бохай, и основная часть сумо-мохэ мигрировала в долину р. Муданьцзян, которая стала ядром формировавшегося государства. Как раз к началу VIII в. могильники Чалиба и Дахаймэн прекратили функционировать.
Очевидно, каменные погребальные сооружения использовались сумо-мохэ и до создания государства Бохай. Например, в погребении № 2 мо- гильника Чалиба, имеющем каменное погребальное сооружение, найдены бляхи амурского типа, которые обычно датируют VI–VII вв. Таким образом, сооружение могил с каменными сооружениями было частью погребального обряда сумо-мохэ.
Процесс распространения каменных погребальных сооружений в бо-хайское время можно проследить, обратившись к результатам раскопок могильника Людиншань, который находится в верховьях р. Муданьцзян [Людиншань..., 1997]. В этом могильнике обнаружено погребение бохайс-кой принцессы Чжэнь Хуэй. Здесь располагалась стела с сообщением, что Чжэнь Хуэй умерла в 777 г. и была похоронена в 780 г. Таким образом, сам некрополь можно датировать второй половиной VIII в.
Могильник Людиншань делится на 2 участка. В первом (западном) обнаружено около 30 могил, среди которых захоронение принцессы; на втором (восточном) - 50 могил. Раскопки могильника начались в 1949 г. и продолжались с перерывами в 1950-е гг. Исследовано 12 захоронений, включая могилу Чжэнь Хуэй. Большая часть могил располагалась в центральной и южной части первого участка. В данных погребениях обнаружены не только одиночные захоронения: в могиле № 1 найдены 2 черепа, в могиле № 3 – 4 черепа, в могиле № 11 – 2 черепа. В 1963–1964 гг. раскопаны еще 20 могил: 5 – на первом участке, 15 – на втором. Среди погребений 3 одиночных захоронения, 1 двойное, 9 тройных и коллективных (6–9 чел.). В остальных могилах либо обнаружен плохо сохранившийся костный материал, либо таковой вообще отсутствовал. Останки, подвергшиеся воздействию огня, зафиксированы в 11 могилах (все они располагались на втором участке). В итоге, из 32 могил, раскопанных в Людиншань, 28 - захоронения с каменным погребальным сооружением и 4 – грунтовые [Пукхан…, 1991, с. 572–575].
В могилах с каменными погребальными сооружениям встречаются керамические сосуды троицкого типа мохэской археологической культуры. В составе погребального инвентаря могилы № 206 есть материалы, аналогичные обнаруженным на Троицком могильнике: бусины [Деревянко, 1977, с. 223; Людиншань…, 1997, с. 131] и бубенчики [Деревянко, 1977, с. 193; Людиншань..., 1997, с. 168]. Бляхи и поясная пряжка из могилы № 102 аналогичны бляхам из грунтовой могилы № 9 могильника Чалиба [Нестеров, Алкин, 1997, с. 169; Людиншань…, 1997, с. 169].
Керамический комплекс включает как мохэские сосуды троицкого типа, так и когурёские сосуды. Очень показательно погребение № 205, в котором рядом лежали типичный мохэский баночный сосуд троицкого типа и кувшин, типологически схожий с когурёскими изделиями [Людиншань…, 1997, с. 145].
На данный момент южнокорейские археологи придерживаются мнения, что влияние культуры сумо-мохэ хорошо прослеживается в низших социальных слоях государства Бохай, а когурёское – в высших. Эти предположения строятся именно на материале могильника Людиншань [So^^g, 2007, р. 31].
В могилах с каменными погребальными сооружениями зафиксирован такой же погребальный инвентарь, что и в ранних грунтовых могилах сумо-мохэ . При этом они найдены на одном участке захоронений с могилой бо-хайской принцессы.
В добохайский период сумо-мохэ возводили каменные погребальные сооружения, но в незначительных количествах. После образования государства Бохай такие погребения стали гораздо многочисленней. Основав собственное государство, подчинив себе обширные пространства значительной части Маньчжурии, сумо-мохэ стали гораздо обеспеченней материальными ресурсами. Создавая государство, сумо-мохэ опирались на административные модели управления соседних государств – Когурё и Тан. На службу привлекались потомки когурёсцев, а когурёские ремесленники находили применение своим знаниям и умениям в Бохае. Данные процессы и получили свое отражение в распространении каменных погребальных сооружений у сумо-мохэ , ставших к тому моменту бохайцами.