Камерная модель хищник-жертва на кольцевом ареале
Автор: Гончарова А.Б., Колпак Е.П., Гасратова Н.А.
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Естественные науки
Статья в выпуске: 2 т.11, 2025 года.
Бесплатный доступ
В работе исследуется система хищник- жертва на линейном ареале. В модели учитывается нелинейный рост численности жертвы. Ареал представлен системой зон, между которыми происходит обмен особями. Для локальной модели определены неподвижные точки и условия их устойчивости. Для камерной модели построены численные решения с неоднородным распределением особей по камерам. Неоднородность стационарного распределения наступает при высокой подвижности хищника.
Особи, популяция, устойчивость, положение равновесия, подвижность
Короткий адрес: https://sciup.org/14131828
IDR: 14131828 | DOI: 10.33619/2414-2948/111/05
Текст научной статьи Камерная модель хищник-жертва на кольцевом ареале
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
УДК 577.3.01(0.75)
Локальные модели взаимодействующих популяций не учитывают пространственное распределение особей популяций. В экосистемах могут образоваться группировки особей, проживающие на небольших близлежащих участках экосистемы. Сами экосистемы могут быть протяженными в пространстве [1, 2]. Примерами таких территорий могут быть транспортные пути, побережья рек и озер, системы островов. Побережье озера может представлять собой кольцевой ареал, на котором живут различные виды, как на суше, так и в водной системе [3]. Линейный ареал – транспортные пути, вдоль которых распространяются различные виды. На линейном и кольцевом ареале заселение территории не является равномерным. Поэтому локальная модель для таких ареалов дает усредненные характеристики численности популяций, не объясняя неравномерность распределения особей по территории. Модель хищник-жертва на билокальном ареале была предложена в работе А. Д. Базыкина [4]. В статье рассматривается модель хищник-жертва для многокамерной системы.
Локальная модель
Модель хищник-жертва, учитывающая квадратичный рост малочисленной популяции жертвы, разработана в [4]:
— = u2(1 — u) — uv, at
dv
-
-7- = —/(a — u)v,
dt где u — численность жертвы, v — численность хищника, α и γ — положительные параметры. Положение равновесия в системе уравнений (1) реализуются в следующих случаях:
-
1. u = 0, v = 0.
-
2. u = 1, v = 0.
-
3. и = a, v = a(1 — a)
Первое положение равновесия является неустойчивым [5] при любах значениях параметра a. Второе — устойчивым при a > 1, и неустойчивым при a < 1. Третье положение равновесия может реализовываться при выполнении неравенства a < 1, будет устойчивым только при a > 1/2.
При a < 1/2 все стационарные состояния (2) будут неустойчивыми. Функции u(t) и v(t) при значениях параметра a < 1/2 находятся в ограниченном фазовом пространстве, поэтому третье положение равновесия будет устойчивым по Лагранжу. Поскольку нулевая точка является неустойчивой, то при появлении у жертвы хищника могу возникать колебания численности жертвы и хищника [5]. На рисунке 1 для случая a = 0.45 показана зависимость функций u(t) и v(t) от времени. Начальная численность жертвы - u(t = 0) = 1.001a, и численность хищника - v(t = 0) = a(1 — a) приняты за малое отклонение от третьего положения равновесия. При малом возмущении третьего положения равновесия в (2) происходит потеря устойчивости и со временем начинаются периодические колебания в системе хищн

Рисунок 1. Изменение численности жертвы ( U ( t ) ) и хищника ( V ( t ) ) от времени
Камерная модель
Модель кольцевого ареала представлена последовательностью камер (зон), расположенных на замкнутой кривой единичной длины, расположенных на равных расстояниях друг от друга. Особи из одной камер могут перемещаться в любую из двух соседних. Для случая n камер модель кольцевого ареала на основе модели (1) имеет следующий вид:
du 1
— = F1(u1,v1) + cu(un
—
2u 1 + u2),
dV,
— = F2(u i ,V i ) + C v (V n — 2v i + v2); где F ( u , v ) = u (1 - u ) - uv , F ( u , v ) = —у ( a — u ) v .
В модели (3) cu параметр, характеризующий миграцию жертв в соседние камеры, а cV - хищников. cu и cV считаются разными для хищников и жертв, но одинаковыми для всех камер и постоянными во времени. F 1 и F2 - трофические функции одинаковые во всех камерах.
В модели (3) учитывается направленное движение не только хищника [6], но и жертвы. Миграция в соседние камеры считается постоянной [7] — cV и cu постоянные величины. Поскольку трофические функции во все камерах одинаковые, то распределение особей по камерам считается «свободным» [8] – допускается однородное распределение особей.
Система уравнений (3) имеет такие же стационарные точки, как и в случае одной камеры. При наличии миграции в системе уравнений (3) реализуется однородное положение равновесия такое, что u 1 = u2 =... = un = u * и v 1 = v2 =...= vn = v * , где (u * v * ) одно из положений равновесия (2). При а < 1/2 третья стационарная точка системы уравнений (3) неустойчивая - в ее окрестности возникают колебания. Для п камер система уравнений (3) может содержать и другие точки притяжения такие, что распределение особей по камерам не будет однородным.
Примеры неоднородного стационарного распределения хищника и жертвы для п = 20 камер приведены на Рисунке 2 и Рисунке 3. Символом «*» отмечены численности хищника и жертвы в камерах. Значения параметров: а = 0.45, у = 0.5. Предполагается, что миграция жертвы происходит медленно (cu = 0.01), а хищник перемещается по ареалу значительно быстрее, чем жертва: на рисунке 1 - cV = 10cV = 10 , на рисунке 2 - cV = 0.7 [4]. Пунктирными горизонтальными линиями на рисунке 2 и рисунке 3 отмечены однородные решения u i = а, v t = а(1 — а) (i = 1,2,...,п).
Вариант начальных данных u1 = 0.55, u2 = u3 =... = un = 0, v1 = 0.25, v2 = v3 =... = vn = 0
предполагает, что хищник и жертва в момент времени t = 0 появляются в первой зоне с последующим распространением по остальным зонам. Колебания во всех зонах со временем прекращаются – система переходит в устойчивое неоднородное по камерам положение равновесия. При низкой подвижности хищника возможно образование множества зон с малой численностью жертвы (Рисунок 3). Интенсивное движение хищника по ареалу может привести к возникновению лишь 2-3 группировок жертвы (Рисунок 2).
При низкой подвижности хищника (при cu < 0.5) колебания в системе сохраняются, но они будут происходить около положения равновесия собственного для каждой камеры, но с одинаковой частотой для всех камер. При большем числе камер могут образовываться и боле сложные распределения по камерам значений функций. К какой из нескольких точек притяжения со времен будет стремиться решение зависит от начального приближения. Полученные результаты согласуются с данными полевых наблюдений за системой хищник – две жертвы [1].
Численное моделирование осуществлялось в среде математического пакета Matlab. Высокая скорость вычислений (несколько секунд для системы из 50 камер) достигалась за счет векторизации вычислений. Использовалась схема повышенного порядка точности для уравнений (3), разработанная в [9].

Рисунок 1. Распределение жертвы (и) и хищника (v) по 20 камерам в стационарной точке (c v = 10)

x (n=20, c =0.7)
Рисунок 2. Распределение жертвы (и) и хищника (v) по 20 камерам в стационарной точке (c v = 0.7)
Заключение
Камерная модель взаимодействия хищника и жертвы на линейном ареале может содержать большее число неподвижных точек, чем локальная. То есть распределение хищника, и жертвы по камерам может быть неравномерным. При высокой подвижности хищника его распределение на ареале стремится к равномерному распределению, а точка притяжения становится устойчивой. Жертва в отличие от хищника под его давлением может группироваться в отдельных зонах ареала.
Список литературы Камерная модель хищник-жертва на кольцевом ареале
- Данилов П. И., Каньшиев В. Я., Белкин В. В. Численность и распределение охотничьих животных в Карело-Мурманском крае в 2007 году. Петрозаводск, 2008. 30 с.
- Мысленков А. И., Волошина И. В., Шурыгина А. А., Керли Л. Ли. Местообитания, распространение и численность амурской рыси Lynx lynx stroganovi и дальневосточного лесного кота Prionailurus bengalensis euptilura в Лазовском заповеднике и национальном парке "Зов тигра" (Приморский край, Дальний Восток России) // Биота и среда природных территорий. 2023. Т. 11. №3. С. 27-52.
- Гончарова А. Б., Колпак Е. П., Гасратова Н. А. Модели антропогенного давления на экосистему. Казань: Бук, 2024. 102 с.
- Базыкин А. Д. Нелинейная динамика взаимодействующих популяций. М.: Институт компьютерных исследований, 2003. 368 с.
- Колпак Е. П., Гасратова Н. А., Селицкая Е. А Математическая модель хищник-жертва на ограниченной территории // Устойчивость и процессы управления: Материалы III международной конференции, 2015. С. 481-482.
- Гиричева Е. Е Влияние направленных перемещений хищника на формирование пространственных структур в модели трехвидового сообщества с учетом всеядности хищника // Компьютерные исследования и моделирование. 2023. Т. 15. № 6. С. 1617-1634.
- Курилова Е. В., Фрисман Е. Я. Моделирование динамики взаимодействующих популяций типа "хищник-жертва" при постоянной миграции особей с сопредельных территорий // Региональные проблемы. 2024. Т. 27. №1. С. 62-77.
- Зеленчук П. А., Цибулин В. Г. Математическая модель идеального свободного распределения в системе хищник-жертва // Современная математика. Фундаментальные направления. 2023. Т. 69. №2. С. 237-249.
- Нгуен Б. Х., Цибулин В. Г. Схема повышенного порядка точности для моделирования динамики хищника и жертвы на неоднородном ареале // Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика. 2024. Т. 32. №3. С. 294-304.