Камский, окский торговые пути
Бесплатный доступ
Статья посвящена изучению торговых магистралей Восточной Европы. Экономическую составляющую предопределяет торговля, анализировать мы будем Камский и Окский торговые пути. Большую роль в формировании этих торговых магистралей сыграл Великий Волжский путь. Он заложил основы торгового оборота. По запискам арабских путешественников, мы смогли предугадать, как жили на самом деле купцы. В данном исследовании показаны основные маршруты купцов, основной обмен товарами, результат их труда, а также достаточно обширно описана их торговая деятельность.
Булгары, алабуга, окский торговый путь, камский торговый путь, чулыманские купцы
Короткий адрес: https://sciup.org/140286197
IDR: 140286197
Текст научной статьи Камский, окский торговые пути
Причины активных торговых связей Булгарии и Предуралья требуют пояснения. Вероятно, что к XI столетию практически все Прикамье ( за исключением бассейна Средней Вятки) становится частью территории Волжской Булгарии, ее своеобразной финно-угорской периферией.1Здесь возникают булгарские торговые фактории, за ними следом функционируют булгарские городки Афкуль, Ыбыр и Чулыман. Расширяетмя список продуктов обмена: из Прикамья в Булгарию и далее на Восток и Запад шли не только меха, но и слитки меди и бронзы, отборное зерно и продукт огромной ценности для раннего средневековья – соль. Кама и ее берега служили основной транспортной артерией для связи центральных районов Булгарии с ее северными областями. Булгары были основными торговыми партнерами жителей Предуралья в обмене с Русью и Севером Европы, а Камский торговый путь служил своеобразным ответвлением трансъевропейского Волжского торгового пути. Волжско-камский великий торговый путь был в IX-XIV вв. главной магистралью, по которой продукция городского ремесла Европы и Азии проникала и за Урал. Жители Прикамья, известные в источниках как «купцы чулыманские», превращаются в торговых посредников булгар в их связях с племенами Севера и Западной Сибири.
К концу XII столетия Камский торговый путь становится «камнем преткновения» в отношениях между Северо-Восточной Русью и Волжской Булгарией. Русь все ближе подступила к истокам Камы. В 1212 г. была построена русская крепость в устье р. Юг. Несколько раз, в 1218 и 1219 гг. булгарские войска ходили на нее походами, вызвав в 1220 г. ответный поход владимиро-суздальских дружин.1
Цель исследования: сравнить динамику развития Камского и Окского торговых путей
Эта торговая война не имела последствий для функционирования Камского пути, но произошедшее вскоре монгольское нашествие, разгром Булгарии и древнерусских земель и их последующая интеграция в Орду на время приостановили споры за контроль над Камским путем.
Камский речной путь был главной дорогой, по которой булгарские и восточные купцы продвигались к вису и иным народам Севера. Расстояние от столицы Биляра до Рождественского городища на р. Обва – самой крупной торговой фактории булгар в стране Вису и Чулман, по речным путям составляет около 1220 км. День пути вверх по реке равнялся 20-30 км, вниз по течению – 70-75 км. 2Таким образом, путь из столицы Булгарии в касабу Афкула вверх по течению Камы составлял примерно 60 дней в движении и 25 дневок через каждые 2-3 дня в пути – 3 месяца.
Путь вниз составлял 20 дней: 15 дней пути с 5-дневками через каждые 3 дня движения.
В пределы камской (чульманской) страны Вису купцы двигались также вдоль камского берега, и этот путь через бассейн Ижа и Чепцы приводил к берегам Обвы. По такому же пути шли, по ал-Гарнати, 1 месяц, т.е. 40
дней. О приходе караванов восточных купцов в Пермское Предуралье в теплое время года свидетельствуют находки костей верблюда на городище
Анюшкар. Б.Н. Заходер приводит также в «Каспийском своде» сведения:
«Булгары везут в страну Вису и
Йура товары на санях, которые тащат собаки по сугробам снега, а сами люди передвигаются на лыжах». Самой лучшей зимней дорогой в лесной зоне является замерзшая река.
По суше самый краткий срок пути – месяц. По сложившемуся мнению, денб пути по суше равнялся 40-45 км, а движение каравана из собачьих упряжек позволяло удлинять день пути до 60-65 км. 1
Арабским географом-энциклопедистом ал-Омари упоминается касаба – маленький городок Акикул в 20 днях пути от Булгара на север, т.е. в пределах страны Чулман. Ал-Омари пишет: «Купцы наших стран… не забираются дальше города Булгара; купцы булгарские ездят до Чулмана, а купцы чулыманские ездят до земель Югорских, которые а окраине Севера». 2Хочется отметить, что Чулыман размещается примерно там же, где ранее находилась Вису. «Когда путешественник едет от Чулымана на Восток, то приезжает к городу Каракоруму, … когда путешественник едет на Запад, то приезжает в землю русских…».3 Страна Чулыманская, по сведениям ал-Омари, примыкает одной стороной к землям башкир, другой стороной – к странам сибирским.
Помимо ал-Омари, есть ще и магрибский путешественник Ибн Баттуте, которому знакома данная страна. Ибн Батутта сам нередко бывал в Булгаре с целью увидеть краткость ночи в этих широтах, что казалось для него невероятным. По его свидетельствам на Чулыман ездили булгары, а товары возили сами чулыманские купцы, торговавшие с
Йурой. На основе данных,
делаем вывод, что «чулыманские купцы» из торговых партнеров булгар превращаются в посредников при взаимодействии последних с народами Севера, куда теперь с булгарскими товарами ездят «купцы чулыманские».
Следовательно, Камский торговый путь использовался купцами все существовавшие сезоны на протяжении нескольких столетий. Движение осуществлялось зимой и летом, по воде и по суше. В зимнее время торговцы использовали застывшую реку Каму (Чулман) в качестве зимника. 1Когда движение по воде было сезонным и имело незначительные ограничения (судовой караван не везде мог передвигаться), то при движении по суше и по речному льду подобных препятствий было меньше.
Между Булгарией и Киевской Русью существовал торговый путь, который являлся регламентированным, был поделен на участки переходов, имел станции, точки дневок и ночевок, а также охранялся военными гарнизонами как на древнерусской, так и на булгарской земле. Камский торговый путь также имел свою регламентацию. Важнейшей торговый станцией являлась Алабуга, где был размешен военный гарнизон.
Алабуга, вероятно, была начальной станцией речной и сухопутной части Камского торгового пути. Но к большому сожалению, Камский путь до сих пор не был детально исследован и доказать существование остановок бы можем только на отдельных территориях. Существование камского торгового пути продолжалось до XV столетия в качестве главной торговой магистрали.
Булгары в составе Орды, а затем казанцы сохраняли устойчивые политические и экономические связи Предуральем и Зауральем вплоть до XV столетия. Самое главное – в качестве основной магистрали по-прежнему являлся Камский торговый путь. 1
Волго-Окское междуречье является важнейшим участком на Балтийско-Волжском пути. Распадается на несколько подрайонов, которые необходимо характеризовать отдельно. Здесь сосредоточены клады куфических монет, отдельные их находки на поселениях и в погребениях, многочисленные привозные вещи как с Запада, так и с Востока, захоронения иноземцев, имевших дело с торговлей.
Первым таким микрорайоном на пути из Новгородской земли было Углическое Поволжье. 2Этот район отличался плотностью населения и в его пределах остатки древних селищ обнаружены в устьях всех притоков Волги.
Весьма сложен вопрос об этнической интерпретации памятников Угличского Поволжья. Большинство авторов, исследовавших их, относят рассмотренные поселения и могильники к древнерусским и не расчленяют материалы по этническим компонентам.
В наборе инвентаря рассмотренных памятников встречаются вещи местные – славяно-мерянские, балтийские, скандинавские, восточные и другого происхождения. На данном примере хорошо видно, какую благотворную роль играл водный путь в развитии этого микрорайона, когда интенсивно происходил обмен товарами, сырьем, а в итоге – культурными
традициями и технологией производства.
Безусловно, ведущую роль в жизни местных обитателей играла экономика, но дальние связи способствовали ее развитию, влияли на определение путей развития культуры производства. Здесь сельские поселения тянулись к магистральному пути.
Свидетельством активного участия данного района в дальних связях по Волжскому пути является находка здесь крупного куфического клада. В статье 1880 года газеты «Ярославские ведомости» был найден клад серебряных монет. Самой древнейшей в кладе является монета Хосрова II 624 г. чеканки, а позднейшая относится к 821 г. Он отмечал, что монеты попали на Волгу посредством торговли. Находка клада позволила автору татьи прийти к выводу о существовании на месте Углича в первой половине IX в. большого торгового поселения, торговавшего с Булгаром. Отсюда он сделал вывод, что «Углич – один из древнейших городов Волжской Руси». Угличский клад и в дальнейшем не оставался без внимания исследователей. Безусловно, его находку следует расценивать как признак существования здесь в IX в. поселения торгово-ремесленного центра, находившегося на Волжском пути.
Таким образом, на основе археологических находок, мы можем сделать вывод, что развитие торговых магистралей было непостоянным. Завоевание татаро-монголами в некоторой степени притормозило развитие товарноденежных отношений. Мы не можем утверждать, что эти несколько путей развивались в разных направлениях. Наоборот, выяснили, что Камский и Окский торговые пути дополняли друг друга и укрепляли торговую деятельность в Восточной Европе.
1 Зоценко В.Н. Волжская система путей сообщений в истории Южной Руси // Путь из Булгара в Киев. Казань, 1992. – С. 124
Список литературы Камский, окский торговые пути
- Дубов И.В. Великий Волжский путь. - Л., 1982. - 247 с.
- Зоценко В.Н. Волжская система путей сообщений в истории Южной Руси // Путь из Булгара в Киев. Казань, 1992. - 264 с.
- Логинов А.В. Россия и Евразия. Евразийский вектор: поиски российской цивилизационной идентичности в ХХ столетии - М.: Большая Российская энциклопедия, 2013. - 346 с.
- Мамлеева Л.А. Становление Великого шелкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов Евразии. - Киев, 1999. - С. 105
- Усманов М.А., Хакимов Р.С. История татар с древнейших времен. Том 2. Волжская Булгария и Великая Степь.- РухИЛ: Казань, 2006. - 983 с.