Карнавальный роман воспитания
Автор: Колчин Вячеслав Геннадьевич
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Теория литературы
Статья в выпуске: 1 (64), 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье делается попытка применить к «Подростку» Ф.М. Достоевского жанровые рамки Bildungsroman Гёте, впервые (вместо воспитания по Ж.-Ж. Руссо), по мнению Е.А. Краснощековой, примененные к русскому материалу М.М. Бахтиным. Однако, использовалась гётевская концепция (на основании которой исследовательница видит «Подросток» выпадающим из «Пятикнижия» Достоевского), дополненная с учетом эволюции бахтинской мысли. А именно, роман воспитания, как преддверие карнавального романа, по мнению отечественных (но не западных) достоевсковедов, исказившего русского классика. Для этого работы Бахтина 1920-1930-х гг. о романе и романном слове рассмотрены как единый цикл по «изучению говорящего человека» (В.М. Алпатов), чья свобода привела к «карнавализации мира, мысли и слова». С этой точки зрения в «Подростке» Достоевский решает задачи, которых избежал Гёте, сменив «театральное призвание» Вильгельма Мейстера на «деловое», покровительствуемое тайным обществом. Аркадий Долгорукий начинает с выбора, сделанного героем Гёте - овладев ротшильдовым языком, он ищет свои говорящие «идеалы». Метод, применяемый Бахтиным к анализу героев Достоевского, идентичен аллегорическому методу овладения «чужим языком», которым пользуется и странник Макар Долгорукий. Встреча со странником дает возможность Подростку вместо «утверждения в небытии» приобщиться к «языку большого времени», преодолев «карнавальные соблазны» (В.И. Тюпа) европейской цивилизации, открытые Бахтиным (на примере Рабле и Гёте).
«подросток», достоевский, гёте, руссо, бахтин, лосев, bildungsroman, аллегорический метод толкования текстов
Короткий адрес: https://sciup.org/149142765
IDR: 149142765 | DOI: 10.54770/20729316-2023-1-18
Список литературы Карнавальный роман воспитания
- Аскольдов-Алексеев С.А. Гносеология. М.: Издательство Московской Патриархии, 2012. 198 с.
- Алпатов В.М. Волошинов, Бахтин и Лингвистика. М.: Языки славянских культур, 2005. 432 с.
- Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Русские словари. Языки славянских культур, 1997-2012.
- Баршт К.А. Достоевский: этимология повествования. СПб.: Нестор-История, 2019. 456 с.
- Ветловская В.Е. Теория «полифонического романа» М.М. Бахтина и этическое учение Ф.М. Достоевского // Родная Ладога. 2011. № 2. С. 115-124.
- Дилакторская О.Г. Скопцы и скопчество в изображении Достоевского // РЬйо^юа. 1995. Т. 2. № 3/4. С. 59-84.
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972-1990.
- Колчин В.Г. Борьба сознаний персонажей как основа карнавальности ранней прозы Достоевского // Новый филологический вестник. 2020. № 1. С. 16-26.
- Колчин В.Г. Князь мира и карнавал // Новый филологический вестник. 2022. № 1. С. 124-136.
- Краснощекова Е.А. Роман воспитания Bildungsгoman на русской почве. Спб.: Издательство Пушкинского фонда. 2008. 480 с.
- Кулькова Н.А. Ранние толкования на книгу Бытия в экзегетическом наследии свт. Амвросия Медиоланского // Амвросий Медиоланский, свт. Собр. творений. Т. 9. М.: ПСТГУ, 2021. С. 15-23.
- Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. 959 с.
- Муретов М.Д. Избранные труды. М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 2002. 560 с.
- Озуф М. Революционный праздник 1789-1799. М.: Языки славянских культур, 2003. 416 с.
- Попова И.Л. Книга М.М. Бахтина о Франсуа Рабле и ее значение для теории литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 464 с.
- Рикёр П. Время и рассказ. Т. 1. СПб.: Университетская книга, 1998. 313 с.
- Степанян К.А. Явление и диалог в романах Ф.М. Достоевского. СПб.: Кри-га, 2010. 400 с.
- Тюпа В.И. Горизонты исторической нарратологии. СПб.: Алетейя, 2021. 270 с.
- Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2004. 405 с.
- Miller R.F. Imitations of Rousseau in "The Possessed" // Toronto University Dostoevsky Studies. 1984. Vol. 5. P. 78-90.