Картина мира этноса и этнические аспекты коллективного сознания

Автор: Карапетян Елена Аветиковна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 10, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются различные аспекты коллективного сознания этноса и их проявление в его картине мира. Исследуется фактор самобытности этноса, проявляющийся в различных элементах его социальной организации и культурной жизни, показан процесс формирования национальной культуры и картины мира этноса, определены ее базовые коллективные характеристики, присущие всем ее представителям. Анализируется, как различные аспекты этнической жизни находят свое выражение в культуре и картине мира этноса. Прослеживается, как в процессе этнического развития формируется образ мира, т. е. видение и восприятие этносом окружающей действительности во всех ее многочисленных аспектах и проявлениях, включая определение своего собственного места в окружающей реальности. Утверждается, что наиболее полно образ мира, картина мира воплощается в коллективном сознании этноса. Научная новизна работы заключается в том, что автор избирательно акцентирует внимание на проблемах коллективной памяти, коллективного сознания, образа мира, этнического самосознания и, таким образом, делает попытку обобщить достижения различных наук в культурологической системе координат.

Еще

Картина мира, этнос, национальная культура, этническая самобытность, культура, синкретизм, коллективное сознание

Короткий адрес: https://sciup.org/149133674

IDR: 149133674   |   DOI: 10.24158/fik.2018.10.26

Текст научной статьи Картина мира этноса и этнические аспекты коллективного сознания

КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ

Формирование собственной картины мира этноса не происходит одномоментно – это длительный процесс, который развивается на протяжении различных периодов его существования, последовательно сменяющих друг друга. Ведущую роль в создании этнической картины мира выполняют присущий этносу определенный тип культуры, его историческая культурная традиция, которая является фундаментальной основой для возникновения этнической картины мира. По мнению С.Ш. Аязбековой, этническая картина мира – это некий универсум, обладающий целостностью и самобытностью, в рамках которого и растворяется индивидуальность, адаптируясь к окружающей социальной и природной среде и воспроизводя его в культуре и языке [1, с. 7].

Именно данная среда формирует различные аспекты и основные элементы этнической картины мира, составляющие мировоззренческую, архетипическую мозаику. «Каждое общество в каждый исторический период руководствуется теми или иными исторически складывающимися понятиями, в известной степени диктующими актуальные для данного времени нормы жизни и общественного поведения… такие понятия наслаиваются на этнокультурные традиции, своими корнями уходящие в глубь веков» [2, с. 130]. Социальный и культурный опыт, который накапливался на протяжении различных периодов существования этноса, формирует основы его исторического и социального бытия. В результате образуются опорные символы сознания его представителей, в соответствии с которыми они постигают окружающую реальность и которыми они руководствуются в повседневной жизни. Они же, в представлении О.В. Зверева, обусловливают дальнейшее существование и развитие данного этноса [3, с. 106]. При этом социокультурные границы этнического в рамках национальной общности подвержены постоянным изменениям, то сужаясь, то захватывая новые аспекты национальной жизни. Следовательно, картина мира этноса включает в себя весь тот фундаментальный опыт развития культуры, который был накоплен на протяжении столетий, а иногда и тысячелетий. В нем отражаются своеобразие исторического пути этноса, особенности его социокультурной организации, система ценностных и мировоззренческих ориентиров и многие другие факторы исторической этнокультурной жизни.

«Неповторимый индивидуальный облик каждой культуры есть результат особой, свойственной лишь данной культуре системы организации элементов опыта» [4]. Но при этом элементы национальной культурной традиции не формируются обособленно. Национальная культура представляет собой открытую систему, которая не только вбирает в себя элементы национальной жизни, но и испытывает влияние других культур, тесно взаимодействует с ними в процессе межкультурного диалога и межкультурной коммуникации. Тот или иной этнос существует в неразрывной связи с другими этническими сообществами, взаимодействует с ними, испытывает на себе влияние их элементов культурной жизни. Ведь сравнивая ценности собственной культуры с ценностями и нормами других культур, мы всегда сможем увидеть, что в каких-то отношениях они носят универсальный характер и являются общими для представителей всех народов и этнических групп, а в чем-то имеют существенные различия [5, p. 60].

Национальная культура, а значит, и картина мира этноса носит синкретический характер и объединяет в себе самые различные элементы народной жизни, свойственные как определенному этносу, так и соседним этническим общностям. Так, например, «на формирование национальной картины мира народов России интенсивно влияли весьма своеобразные культуры Юга, Востока и Запада» [6, с. 109]. Отсюда присутствие в русской этнической картине мира самых разнообразных элементов и даже целых самостоятельных аспектов, попавших в нее из других культур и цивилизаций, также имеющих свое специфическое видение окружающей реальности.

Среди них есть и элементы общественной организации, политического и социального устройства, духовной и религиозной культуры, обычаев, норм языка и повседневной жизни. Так, например, «формирующаяся российская картина мира восприняла от Византии очень многое, и прежде всего религиозные образы и образы государственности, которые впоследствии воплотились и в художественной культуре» [7, с. 116]. Многочисленные элементы национальной культурной традиции, включающей в себя и переработанные ею заимствования из других культур и цивилизаций, сформировали специфический контекст этнокультурного существования этноса, который зачастую именуют этнической самобытностью. Как считает Р.Х. Симонян, нация вносит в общемировую копилку все лучшее, что у нее есть, проявляя в этом свою национальную сущность, и вместе с тем заимствует все необходимое из мировой культурной традиции [8]. Именно она во многом определяет характеристики так называемых национально ориентированных, консервативно-традиционалистских элементов этнической картины мира.

Под этнической самобытностью чаще всего подразумеваются те элементы культурной жизни и социальной организации этноса, которые существенным образом отличают его от других этнических сообществ и являются его неотъемлемым этнокультурным достоянием, представляют собой его специфику и «инаковость» в сравнении с соседями. Как справедливо отмечает С.Ю. Иванова, «этническую самобытность составляют индивидуальность, специфичность, неповторимость в культуре и быте народа, то, что отличает один народ от другого, не перекрываясь аналогичными чертами других культур» [9, с. 55].

Как правило, этническая самобытность определяется как некое культурное достояние этноса, которое он приобрел в процессе своего становления и развития. Это определенные базовые коллективные характеристики, присущие всем его представителям, независимо от их образовательного уровня, социального статуса, имущественного положения и места в иерархии социума. Этническая самобытность проявляется в самых различных аспектах существования этноса: материальной культуре, уровне социального развития и т. д.

Но наиболее значительное выражение она находит в духовном аспекте этнической жизни, непосредственно связанном с коллективным сознанием этноса, а следовательно, и его картиной мира. «Этническая самобытность проявляется в духовной жизни народа более заметно и выразительно. По своей сути духовная культура гораздо более этнична, чем культура материальная, что объясняется непосредственной тесной связью некоторых ее элементов с этническим самосознанием, а также важной ролью в ней языка как формы многих ее компонентов. В связи с этим сильнее выступают интегрирующие этнические свойства духовной культуры, способствующие объединению членов данного этноса воедино, и дифференцирующие свойства, отделяющие этих людей от других этносов» [10, с. 59]. Сама по себе этническая самобытность, охватывая множество различных сфер существования этноса, отнюдь не исключает наличие региональных или универсальных компонентов, которые органично вплетены в сеть базовых этнокультурных характеристик.

Вместе с национальными элементами они дополняют друг друга, образуя синкретический контекст этнокультурного бытия этноса. Все это находит выражение в этнической картине мира, где этническая самобытность является одной из базовых основ, на которой она строится, репре-зентуя образы окружающей реальности и генерируя смысловые константы в восприятии этноса окружающего мира. Все взаимодействия этнокультурных связей, образующих фактор этнокультурной самобытности, обеспечивают этносу базовые, сущностные основания для формирования своей идентичности, в которой заключены фундаментальные отличия той или иной этнической группы от всех других.

Это своего рода некое этнокультурное ядро базовых консервативных ценностей и характеристик, которое и является неким духовным центром этнической жизни, той константой, вокруг которой строится отношение этноса к миру и самому себе. Этническая самобытность, с одной стороны, формируется определенной культурной традицией, существовавшей на протяжении веков, а с другой – сама является частью национальной культуры, реализуясь в различных формах этнокультурного бытия: национальных мифах, представлениях, социальных и ценностных ориентирах и, конечно, в фольклоре, художественном народном творчестве, народной культуре, традициях и обычаях. Она важная составляющая этнической картины мира, позволяющей этносу позиционировать себя по отношению к явлениям внешней среды, проводить четкую грань между своими и чужими, видеть границы собственной культуры и цивилизации.

Таким образом, этническая самобытность – это некоторая константа, ядро базовых этнокультурных ценностей и характеристик, позволяющих этносу структурировать собственную идентичность и выработать собственную картину мира, отличную от картины мира представителей иных этнических групп и сообществ. Но это было бы невозможно, если бы на основе национальной культуры и в процессе образования этнической самобытности в сознании представителей того или иного этноса не возник образ мира как некая модель восприятия окружающей реальности, событий и явлений, в ней происходящих.

По сути, этнический образ мира – это есть видение и восприятие этносом окружающей действительности во всех ее многочисленных аспектах и проявлениях, включая и определение места самого этноса в ней. Данный образ стал важнейшей составной частью этнической картины мира. Образ мира в своей сущностной основе дает представление о различных аспектах жизни этноса. Он включает в себя особенности его социокультурного существования, духовной жизни, ценностных установок сознания и мировоззренческих ориентиров. По словам А.C. Обухова, специфика картины мира, в свою очередь, позволяет раскрыть и отдельную личность во всех ее взаимосвязях с окружающей действительностью [11].

Образ мира того или иного этноса особенно рельефно проявляется в национальном языке. Составляющие языковой культуры дают объективные представления о характере этнокультурного бытия этноса, особенностях его культуры и социальной организации. На наш взгляд, наиболее полно образ мира или картина мира воплощается в художественной культуре этноса, национальном фольклоре и особенно в песенном народном творчестве. Именно здесь образы, сформированные в народном, коллективном сознании, обретают яркую художественную форму, в них находят выражение архетипы и специфические характеристики народной жизни, важнейшие социокультурные и ценностные установки коллективного сознания этноса и особенности его «понимания» окружающей реальности. Естественно, что такие образы носят субъективный характер, присущий специфическому отражению коллективным сознанием окружающей действительности.

Представляется совершенно очевидным, что образы, выраженные в коллективном сознании этноса, формировались на протяжении длительного исторического времени. Во многом они возникали вследствие постепенных трансформаций его доминирующих ментальных форм, происходящих большей частью в периоды временного перехода и пространственного, ландшафтногеографического перемещения этнической общности. Они формировались по мере изменений социокультурных условий существования этноса, его культуры, повседневной жизни. Тем не менее, взятые в своей совокупности, образы коллективного этнического сознания, культивируемые на протяжении различных периодов существования этноса, дают объективные представления о характере и сущностных особенностях этнической жизни и о ее базовых элементах.

Ссылки:

  • 1.    Аязбекова С.Ш. Картина мира этноса: Коркут-ата и философия музыки казахов. Алматы, 1999. 285 с.

  • 2.    Тарланов З.К. Язык – культура – история : монография. Махачкала, 2015. 298 с.

  • 3.    Зверев О.В. Этническая картина мира как выражение менталитета этноса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 4 (42). С. 105–108.

  • 4.    Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969. С. 68. Цит. по: Уфимцева Н.В. Этнические и культурные стереотипы: кросс-культурное исследование // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1995. Т. 54, № 3. С. 55–62.

  • 5.    Shweder R.A. Anthropology’s Romantic Rebellion against the Enlightenment, or There’s More to Thinking than Reason and Evidence // Culture Theory: Essays on Mind, Self and Emotion / ed. by R.A. Shweder, R.A. LeVine. Cambridge (UK), 1984. P. 27–66.

  • 6.    Жидков В.С., Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности. СПб., 2001. 640 с.

  • 7.    Там же. С. 116.

  • 8.    Симонян Р.Х. От национально-государственных объединений к региональным (проблема мезоуровня в организации общественных систем) // Вопросы философии. 2005. № 3. С. 20–28.

  • 9.    Иванова С.Ю. Этническое в культуре человечества: диалектика общего и особенного // Этничность, культура, менталитет: теоретико-методологические и культурологические аспекты изучения этнического : сб. ст. / ред. В.Р. Чаги-лов, В.П. Тоидис (отв. ред.) и др. Карачаевск, 2000. С. 52–60.

  • 10.    Там же. С. 59.

  • 11.    Обухов А.C. Исторически обусловленные модификации образа мира // Развитие личности. 2003. № 4. С. 51–68.

Список литературы Картина мира этноса и этнические аспекты коллективного сознания

  • Аязбекова С.Ш. Картина мира этноса: Коркут-ата и философия музыки казахов. Алматы, 1999. 285 с.
  • Тарланов З.К. Язык - культура - история: монография. Махачкала, 2015. 298 с.
  • Зверев О.В. Этническая картина мира как выражение менталитета этноса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 4 (42). С. 105-108.
  • Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969. С. 68.
  • Уфимцева Н.В. Этнические и культурные стереотипы: кросс-культурное исследование // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1995. Т. 54, № 3. С. 55-62.
  • Shweder R.A. Anthropology's Romantic Rebellion against the Enlightenment, or There's More to Thinking than Reason and Evidence // Culture Theory: Essays on Mind, Self and Emotion / ed. by R.A. Shweder, R.A. LeVine. Cambridge (UK), 1984. P. 27-66.
  • Жидков В.С., Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности. СПб., 2001. 640 с.
  • Симонян Р.Х. От национально-государственных объединений к региональным (проблема мезоуровня в организации общественных систем) // Вопросы философии. 2005. № 3. С. 20-28.
  • Иванова С.Ю. Этническое в культуре человечества: диалектика общего и особенного // Этничность, культура, менталитет: теоретико-методологические и культурологические аспекты изучения этнического: сб. ст. / ред. В.Р. Чагилов, В.П. Тоидис (отв. ред.) и др. Карачаевск, 2000. С. 52-60.
  • Обухов А.C. Исторически обусловленные модификации образа мира // Развитие личности. 2003. № 4. С. 51-68.
Еще
Статья научная