Касабланкская конференция как фактическое становление НАТО
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14967601
IDR: 14967601
Текст статьи Касабланкская конференция как фактическое становление НАТО
В настоящий момент проблема расширения, целей, задач и дальнейшего функционирования НАТО, как военной организации, приобрели огромную значимость. В соответствии с собственным уставом, данный военный блок позиционирует себя как оборонительный. Действительность противоречит подобным утверждениям. В данной работе была сделана попытка проанализировать предпосылки складывания НАТО, сформировавшиеся еще в годы Второй мировой войны. Самым главным условием создания подобного блока в годы Второй мировой войны, несомненно, стало укрепляющееся сотрудничество Великобритании и США. Однако наличие подобного союза между двумя странами еще не позволяет нам говорить о формировании Атлантического альянса. Только привлечение наиболее мощных западноевропейских держав могло стать основой подобной организации. Грубо говоря, для США и Англии требовался плацдарм на континенте, обеспечить который в лучшей мере была способна Франция. И именно поэтому Касабланкскую конференцию, в ходе которой была определена послевоенная роль Франции, и следует считать началом процесса создания НАТО или закрепления англосаксов на континенте.
При рассмотрении деятельности конференции необходимо отметить то, что проводилась она на недавно «освобожденных» союзниками французских территориях, бывших под контролем Виши. Фактически, союзники высадились на территории нейтрального государства, оккупировали его и стали диктовать ему свою волю. При этом, несмотря на активность де Голля, «свободной Франции» (войска которой сражались на стороне англичан и американцев) не позволялось формировать новые части из бывших фашистских. Вот слова самого Рузвельта, которыми, как нельзя лучше, выражена американская политика в отношении французов: «...будет совершенно уместно обусловливать поставки вооружения для французов в значительных количествах, чего они упорно добиваются, принятием ими американских взглядов в отношении стратегии в Европе, согласием использовать французские базы в интересах союзников и постепенной, но не затягиваемой заменой французских должностных лиц, неприемлемых для американского руководства»1. Такие условия были поставлены перед двумя конкурентами за лидерство – де Голлем и генералом Жиро. Де Голль принял эти условия и был назначен главнокомандующим войсками «свободной Франции»2. Таким образом, США фактически подчинили своему влиянию данную страну.
Однако не только послевоенная организация Франции входила в сферу интересов союзников. Вся Касабланкская конференция мыслилась Рузвельтом как основополагающая для послевоенного устройства. Подтверждением тому может служить брошенная журналистам фраза американского президента: «...на этой конференции обсуждались – я полагаю, впервые в истории – глобальные события в целом»3. В таком контексте довольно наивно звучит официальный итог конференции – принцип безоговорочной капитуляции. Не стоит забывать, что даже этот «итог» был уничтожен самими же союзниками в отношении Италии, когда в сентябре 1943 г. последней не только было разрешено сдаться на льготных условиях, но и войти в антифашистскую коалицию. Что же тогда следует считать главным результатом? На Касабланкс-кой конференции решался вопрос создания военного блока, с помощью которого США могли бы диктовать свою волю остальному миру. И это отнюдь не выдумки автора. Лучшим доказательством является меморандум Черчилля от 2 февраля 1943 г. (сразу после окончания конференции), в котором не только прямо высказывается эта идея, но и рассматриваются задачи, которые необходимо решить на пути к цели. Под предлогом контроля в будущем за потенциальными агрессорами предлагается создать военный блок: «Как часть этой организации будет создан орган по управлению Европой. Подразделениями, образующими этот орган, будут не только крупные державы Европы и Малой Азии. Необходимость участия в нем скандинавского и дунайского блоков очевидна»4. Но еще более интересным в данном документе является добровольный отказ Англии от лидирующего положения и предоставление первого места в мире США: «Великобритания, несомненно, сделает все от нее зависящее, чтобы создать коалицию для оказания сопротивления любому акту агрессии со стороны любой державы; очевидно, Соединенные Штаты будут с ней сотрудничать и, возможно, возьмут на себя руководство миром, принимая во внимание численность своего населения и мощь своего государства»5.
Среди прочих факторов, подтверждающих ключевое значение Касабланкской конференции в процессе формирования НАТО, следует выделить последовавшую за конференцией поездку Черчилля в Турцию. В ходе переговоров британского и турецкого премьер-министров (Черчилля и Сароджоглу) первый сделал заявление, что Турции не следует опасаться СССР в том случае, если она вступит в формирующийся военный блок: «...гораздо лучше, если Турция будет сильной и тесно связанной с Соединенным королевством и Соединенными Штатами. Если бы Россия без какой-либо на то причины напала на Турцию, вся международная организация, о которой я говорил, выступила бы в защиту Турции»6. Кроме дипломатических аспектов, подтверждением начала складывания военного блока являются, как начавшийся после конференции процесс стандартизации английского и американского вооружения, так и разработка новой военной доктрины – плана «Пойнтблэк» (война с континентальным противником, состоящая из двух фаз: стратегических бомбардировок и десантной «высадки на пепелища») 7.
Таким образом, приведенные выше аргументы позволяют «удревнить» начало создания НАТО до 1943 г., а также опровергают оборонительную суть альянса (блок создавался не перед лицом конкретного противника, а ради установления своего порядка в мире).
Список литературы Касабланкская конференция как фактическое становление НАТО
- Эйзенхауэр Д. Крестовый поход в Европу. Смоленск: Русич, 2000. С. 164.
- Голль Ш. де. Военные мемуары. Единство. 1942-1944. М.: АСТ, 2003. С. 93.
- Секретная переписка Рузвельта и Черчилля в период войны/Под ред. Ф.Л. Лоуэнхейма. М.: ТЕРРА, 1995. С. 356.
- Документ 210. Черчилль -Рузвельту. Утренние размышления: заметки о послевоенной безопасности. 2 февраля 1943 г.//Секретная переписка Рузвельта и Черчилля в период войны. С. 358.
- Черчилль У. Вторая мировая война. Воспоминания. Мемуары. Минск: Харвест, 2003. С. 246.
- Лиддел Гарт Б. Вторая мировая война. М.: АСТ, 2003. С. 629.