Категория «информация» в законодательстве стран ближнего зарубежья: сравнительный анализ
Автор: Минбалеев А.В.
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право @vestnik-susu-law
Рубрика: Проблемы и вопросы конституционного и административного права
Статья в выпуске: 28 (100), 2007 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/147149220
IDR: 147149220
Текст статьи Категория «информация» в законодательстве стран ближнего зарубежья: сравнительный анализ
А.В. Минбалеев, кандидат юридических наук, ст. преподаватель кафед ры предпринимательского и коммерческого права ЮУрГУ
Активно развивающиеся процессы информатизации конца XX в. способствовали вовлечению в эти процессы и бывших советских республик. Быстрое развитие информационно-коммуникационного сектора привело к принятию в этих странах целой серии законов, закрепляющих основы регулирования информации. При составлении законодательных актов эти государства ориентировались преимущественно на Рекомендательный законодательный акт «О принципах регулирования информационных отношений в государ-ствах-участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ», в котором под информацией предлагается понимать «сведения о фактах, событиях, явлениях и процессах (независимо от формы их представления)»1. Также при регулировании информационных отношений учитывалось российское и украинское информационное законодательство.
По Закону Украины «Об информации» под информацией понимаются «документированные или публично оглашенные сведения о событиях и явлениях, происходящих в обществе, государстве и окружающей природной среде»2. В данном акте, который первым появился на территории постсоветского пространства, четко производится деление между документированной и недокументированной информацией, подлежащей правовому регулированию. При этом очерчивается сфера регулирования отношений, возникающих по поводу недокументированной информации, -это только публично оглашенные сведения и только о событиях и явлениях. Статья 3 рассматриваемого Закона распространяет его действие на «информационные отношения, возникающие во всех сферах жизни и деятельности общества и государства при получении, использовании, распространении и хранении информации».
Легальные дефиниции информации законодательства бывших советских республик в основном мало отличаются от легальной дефиниции «информация», содержащейся в ранее действовавшем Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. Так, Закон Азербайджанской Республики «Об информации, информатизации и защите информации»3 дает такое же понятие информации, как и Закон об информации, но не называет в этом перечне «явления». Закон Республики Таджикистан «Об информации»4 не указывает «факты». Закон Кыргызской Республики «Об информатизации»5 дополнительно включает «объекты».
Закон Республики Беларусь «Об информатизации»6 под информацией понимает «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах». Таким образом, согласуясь с ранее действующим российским законодательным определением по категориям, он не уточняет отношение к форме представления этих сведений. Поскольку формы не указываются, то, как и по российскому законодательству, форма представления сведений возможна любая. Хотя при такой формулировке законом могут быть сделаны и исключения. Данный подход в определении информации закреплен и в Республике Молдова. Здесь в ранее принятых законах «О доступе к информации», «Об информатике» отсутствовало понятие «информация»7. Этот пробел был устранен Законом «Об информатизации и государственных информационных ресурсах», в котором под информацией понимаются «сведения о лицах, субъектах, фактах, событиях, явлениях, процессах, объектах, ситуациях и идеях»8. То есть в содержание информации как объекта правоотношения могут также включаться сведения о субъектах, объектах, ситуациях и идеях. Следует согласиться с подходом молдавского законодательства относительно указания в определении сведений не о лицах, а о субъектах, а также указание на объекты, а не на предметы. К сожалению, молдавское законодательство не дает определения ситуациям. Мы считаем, что данная категория полностью охватывается понятием «событие». Несколько нелогично, но очень заманчиво предложение регулиро- вать отношения по поводу информации в виде сведений об идеях9.
В Законе Республики Армения «О свободе информации» под информацией понимаются «полученные и оформленные в установленном законодательством порядке данные о личности, предмете, факте, обстоятельстве, событии, происшествии, явлении независимо от формы их владения или материального носителя (текстовые, электронные документы, звукозаписи, видеозаписи, фотопленки, чертежи, схемы, ноты, карты)»10. К сожалению, из данного определения прямо следует, что объектом правоотношений может быть только информация, зафиксированная на материальном носителе.
По Закону Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации» информация определяется как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от источников и формы их представления»11. Здесь в число объектов правовой охраны включаются как сведения, исходящие от субъектов, так и сведения, полученные в результате работы технических систем. Данное определение прямо включает в сферу права все сведения, но только о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах.
Закон Республики Латвия «О свободе информации» к информации относит «информацию (сведения) или компиляцию информации в какой-либо технически возможной форме для накопления, хранения и передачи»12. В определении производится закрепление регулирования содержательного аспекта информации, включая информацию, зафиксированную в какой-либо форме. Правовое регулирование при этом ограничивается отношениями по поводу информации (сведений) и ее компиляции в какой-либо технически возможной форме только для накопления, хранения и передачи. Часть 3 ст. 2 Закона Республики Латвия «О свободе информации» презюмирует постоянную доступность информации для общественности, кроме случаев, прямо предусмотренных Законом. При этом подразумевается информация, находящаяся «в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с исполнением ими своих функций, определенных законодательством» (ч. 1 ст. 2 Закона Латвии «О свободе информации»).
Информацию через ее виды определяет Закон Литовской Республики «О праве на получение информации от государственных учреждений и учреждений самоуправления». «Информация - открытая или частная информация, которой распоряжаются государственные учреждения или учреждения самоуправлений и которую в установленном настоящим Законом порядке лицо имеет право получить»13. Также определяется открытая и частная информация. Статья 2 Закона Литовской Республики «Об общественной информации» дает определения частной, публичной и общественной информации14. Аналогичного подхода придерживается эстонский законодатель, который закрепляет регулирование публичной информации, т.е. запечатленной и документированной любым способом и на любом носителе информации, полученной или созданной в процессе выполнения публичных обязанностей, установленных законами или изданными на их основании правовыми актами15. В Литовской Республике и в Республике Эстония отсутствует само понятие «информация». Связывается это с вышеобозначенным подходом, при котором в законодательстве отсутствует определение информации. Такого подхода придерживается и Грузия, где в Законе «О свободе слова и выражения мнения» от 24 мая 2004 г. не содержится понятия информации, но даются определения понятий «мнение», «личная, коммерческая, государственная, профессиональная тайна» и др.
Вышеизложенные легальные определения информации (за исключением прибалтийских государств и Грузии) строятся на семантической теории информации как сведений. Таким образом, можно сказать, что на территории постсоветского пространства сложился специальный подход законодательного закрепления понятия «информации». Данный подход нашел отражение и в проекте модельного Информационного кодекса Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, созданного в соответствии с постановлением Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ16. Согласно этому акту под информацией понимаются сведения, представленные в любой форме и виде, на любых носителях, о событиях и явлениях, которые имели или имеют место в обществе, государстве и окружающей среде.
Закрепление информации как смысловое содержание чего-либо, нашедшее отражение в законодательстве государств постсоветского пространства, применяется и в европейском законодательстве. Под информацией понимается «любое содержание любого носителя (зафиксированное на бумаге или сохраняемое в электронном формате, в виде звуковой, визуальной или аудиовизуальной записи)»17. Отличием в данном случае является обособление информации как объекта правоотношений не только по определенным сведениям, но и дополнительно по носителю, на которых они содержатся.
Таким образом, можно констатировать о приоритетности законодательного закрепления в странах ближнего зарубежья информации в качестве сведений (смысловое содержание тех или иных объектов и явлений окружающей действительности).
-
1 Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ «Об утверждении рекомендательного законодательного акта «О принципах регулирования информационных отношений в государствах-участников Межпарламентской Ассамблеи» от 23 мая 1993 г. //htpp:// www.medialaw.ru/exussrlaw/index.html .
-
2 Статья 1 Закона Украины «Об информации» от 2 октября 1992 г. № 2657-ХП И Ведомости Верховного Совета Украины. - 1992. - № 48. - Ст. 650.
-
3 Статья 2 Закона Азербайджанской Республики «Об информации, информатизации и защите информации» от 3 апреля 1998 г. № 460-IQ // Шамраев А.В. Правовое регулирование информационных технологий (анализ проблем и основные документы). - М., 2003. - С. 453462.
-
4 Статья 1 Закона Республики Таджикистан «Об информации» от 2 декабря 2002 г. № 71 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2002. - № 11. - Ст. 696.
-
5 Статья 2 Закона Кыргызской Республики «Об информатизации» от 8 октября 1999 г. № 107 // Эркин Too. -1999 г.-№83.
-
6 Статья 1 Закона Республики Беларусь «Об информатизации» от 6 сентября 1995 г. № 3850-XII // Ведомости Верховного Совета. - 1995. - № 33. - Ст. 428.
-
7 См.: Закон Республики Молдова «О доступе к информации» от 11 мая 2000 г. № 982-XIV И Monitorul Oficial (Официальный монитор Республики Молдова). -
28 июля 2000 г. № 88-90/664; Закон Республики Молдова «Об информатике» от 22 июня 2000 г. № 1069-XIV И Официальный монитор Республики Молдова. - 5 июля 2001 г.-№ 73-74/547.
-
8 Статья 3 Закона Республики Молдова «Об информатизации» и государственных информационных ресурсах» от 21 ноября 2003 г. № 467-XV И Официальный монитор Республики Молдова. - 1 января 2004 г. - № 6-12.
-
9 Современные международное и национальные законодательства исключают из сферы авторских правоотношений идеи. Следует ли разграничивать идеи как объект авторских отношений и идеи как объект информационных правоотношений (в узком смысле их понимания)? Следует ли разграничивать сведения об идеях как информацию и идеи как информацию? Полагаем, что в отличие от отношений интеллектуальной собственности, информационные правоотношения могут складываться как по поводу идей (может устанавливаться режим тайны), так и сведений об идеях как содержании информации (список лиц и сведений о выдвинутых ими идеях).
-
10 Статья 3 Закона Республики Армения «О свободе информации» от 23 октября 2003 г. // htpp://www. medialaw.ru/exussrlaw/index.htm.
-
11 Статья 2 Закона Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации» от 12 декабря 2002 г. // htpp://copyright.iile.ru/law/indexuz.html.
-
12 Статья 1 Закона Республики Латвия «О свободе информации» от 6 апреля 2000 г. // htpp://www.medialaw.ru / exussrlaw/index. him.
-
13 Статья 3 Закона Литовской Республики «О праве на получение информации от государственных учреждений и учреждений самоуправления» от И января 2000 г. №УШ-1524 // htpp://www.medialaw.ru /exussrlaw/ index.htm.
-
14 Статья 2 Закона Литовской Республики «Об общественной информации» от 2 июля 1996 г. № 1-1418 // htpp:// www.medialaw.ru/exussrlaw/index.htm .
-
15 Статья 3 Закона Республики Эстония «О публичной информации» от 1 декабря 2000 г. № 932 // RTI. - 2000. -№92.-Ст. 597.
-
16 См.: Постановление Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «О создании рабочей группы по подготовке модельного Информационного кодекса для государств-участников СНГ» от 23 ноября 2001 г. № 39 // СПС «Право. Законодательство Республики Беларусь».
-
17 Commission of the European Communities. «Europe 2002: Creating an EU Framework for the Exploitation of Public Sector Information». - Brussels, 23.10.2001. - COM (2001)607.-8. 16.
Список литературы Категория «информация» в законодательстве стран ближнего зарубежья: сравнительный анализ
- Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ «Об утверждении рекомендательного законодательного акта «О принципах регулирования информационных отношений в государствах- участников Межпарламентской Ассамблеи» от 23 мая 1993 г. //htpp://www.medialaw.ru/exussrlaw/index.html. 2
- Статья 1 Закона Украины «Об информации» от 2 октября 1992 г. № 2657-ХП//Ведомости Верховного Совета Украины. -1992. -№ 48. -Ст. 650. 3
- Статья 2 Закона Азербайджанской Республики «Об информации, информатизации и защите информации» от 3 апреля 1998 г. № 460-IQ//Шамраев А.В. Правовое регулирование информационных технологий (анализ проблем и основные документы). -М., 2003. -С. 453-462. 4
- Статья 1 Закона Республики Таджикистан «Об информации» от 2 декабря 2002 г. № 71//Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. -2002. -№ 11. -Ст. 696. 5
- Статья 2 Закона Кыргызской Республики «Об информатизации» от 8 октября 1999 г. № 107//Эркин Too. -1999 г. -№83. 6
- Статья 1 Закона Республики Беларусь «Об информатизации" от 6 сентября 1995 г. № 3850-ХII//Ведомости Верховного Совета. -1995. -№ 33. -Ст. 428. 7 См.:
- Закон Республики Молдова «О доступе к информации» от И мая 2000 г. № 982-XIV // Monitorul Oficial (Официальный монитор Республики Молдова). - 28 июля 2000 г. № 88-90/664; Закон Республики Молдова «Об информатике» от 22 июня 2000 г. № 1069-XIV // Официальный монитор Республики Молдова. - 5 июля 2001 г.-№73-74/547. 8
- Статья 3 Закона Республики Молдова «Об информатизации" и государственных информационных ресурсах» от 21 ноября 2003 г. № 467-XV//Официальный монитор Республики Молдова. -1 января 2004 г. -№ 6-12. 9
- Современные международное и национальные законодательства исключают из сферы авторских правоотношений идеи. Следует ли разграничивать идеи как объект авторских отношений и идеи как объект информационных правоотношений (в узком смысле их понимания)? Следует ли разграничивать сведения об идеях как информацию и идеи как информацию? Полагаем, что в отличие от отношений интеллектуальной собственности, информационные правоотношения могут складываться как по поводу идей (может устанавливаться режим тайны), так и сведений об идеях как содержании информации (список лиц и сведений о выдвинутых ими идеях). 10
- Статья 3 Закона Республики Армения «О свободе информации» от 23 октября 2003 г. // htpp://www. medialaw.ru/exussrlaw/index.htm. 11
- Статья 2 Закона Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации» от 12 декабря 2002 г. // htpp://copyright.iile.ru/law/indexuz.html. 12
- Статья 1 Закона Республики Латвия «О свободе информации» от 6 апреля 2000 г. // htpp://www.medialaw.ru /exussrl aw/index, htm. 13
- Статья 3 Закона Литовской Республики «О праве на получение информации от государственных учреждений и учреждений самоуправления» от 11 января 2000 г. №V1II-1524 // htpp://www.medialaw.ru /exussrlaw/ index.htm. 14
- Статья 2 Закона Литовской Республики «Об общественной информации» от 2 июля 1996 г. № 1-1418 // htpp://www.medialaw.ra/exussrlaw/index.htm. 15
- Статья 3 Закона Республики Эстония «О публичной информации» от 1 декабря 2000 г. № 932//RT I. -2000. -№92.-Ст. 597. 16 См.:
- Постановление Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «О создании рабочей группы по подготовке модельного Информационного кодекса для государств-участников СНГ» от 23 ноября 2001 г. № 39//СПС «Право. Законодательство Республики Беларусь». 17
- Commission of the European Communities. «Europe 2002: Creating an EU Framework for the Exploitation of Public Sector Information». -Brussels, 23.10.2001. -COM (2001) 607.-S. 16.