Категория «интересы» в конституциях Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея: сравнительный анализ

Автор: Юрковский А.В.

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Право

Статья в выпуске: 3, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается категория «интересы», применяющаяся в конституционном праве Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея. Для оценки рассматриваемой категории используются разнообразные методы и направления научного поиска в сравнительном правоведении.

Интересы, нужда, потребность, конституционное право, субъекты конституционно-правовых отношений, конституция республики корея, конституция корейской народно-демократической республики

Короткий адрес: https://sciup.org/14931777

IDR: 14931777

Текст научной статьи Категория «интересы» в конституциях Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея: сравнительный анализ

Категория «интересы» находит свое особое применение в конституционно-правовой практике Корейской Народно-Демократической Республики. Именно «интересы» человека являются центральной частью философии чучхе, созданной Ким Ир Сеном в середине ХХ в. «Впервые обосновав, что существенными чертами человека как общественного существа являются его самостоятельность, способность к творчеству и сознание, философия чучхе дала полное объяснение сущности человека, правильно раскрыла с философских позиций вопрос о месте и роли человека как хозяина, властелина и преобразователя природы и общества» [1, с. 3].

Интерпретация интересов в контексте идеологии чучхе осуществляется посредством противопоставления ее гуманистической философии, которая, по мнению представителей марксистского подхода в социологии, представляет собой мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие. Гуманистическая философия зародилась в XIV–XV вв., получив значительное распространение и развитие в эпоху Возрождения и буржуазных революций XVII – начала XIX в. Идеология чучхе – это специфическая интерпретация марксистской философии. «По своему взгляду на человека философия чучхе в корне отличается от “гуманистической”. Философия чучхе рассматривает человека как самостоятельное, творческое и сознательное общественное существо. В противоположность этому сторонники “гуманистической” философии, отрицая общественный характер человека, рассматривают его как существо, подчиненное инстинктам, как существо, оторванное от мира, обособленное и бессильное. Буржуазная “гуманистическая” философия, отрицающая научное понимание мира и его революционных перемен, проповедует пессимизм и крайний индивидуализм» [2, с. 4].

Категория «интересы» коррелирует с содержанием чучхейской идеологии и находит свое применение в практике правового регулирования. «Интересы» закрепляются в правовой материи и приобретают свойство законных.

В юридической науке существуют различные подходы к определению категории «законные интересы». Применительно к рассматриваемому эквиваленту в литературе встречаются следующие квалификационные признаки: «допускаемые законом стремления субъекта к достижению определенных благ» [3, с. 86], «юридически предусматриваемое стремление к получению тех благ, обладание которыми дозволено законодательством» [4], «отраженные в законе интересы»

[5, с. 19], «интересы, которые не нашли прямого выражения в юридических правах и обязанностях, но подлежат правовой защите со стороны государства» [6, с. 26].

Универсальную, по нашему представлению свойственную любым практикам конституционного строительства, характерную черту, присущую рассматриваемой категории «интересы», предлагает В.В. Субочев. Согласно его мнению, законные интересы – часть правовой жизни общества, которая, наряду с другими категориями, качественно характеризует последнюю. Вне правовой активности субъектов правоотношений, значительная часть которой – это форма реализации самих законных интересов, говорить о правовой жизни беспредметно [7, с. 362–380].

В Конституции Корейской Народно-Демократической Республики [8] категория «интересы» встречается 15 раз.

В тексте преамбулы Конституции Корейской Народно-Демократической Республики рассматриваемая категория звучит в абзаце, в торжественной форме провозглашающем статус Вождя корейского народа и утверждающем, что Товарищ Ким Ир Сен, наметив революционную линию, основанную на принципах чучхе, мудро руководил социалистической революцией и строительством нового общества на всех этапах, укрепил Республику и превратил ее в социалистическое государство, независимое в политике, самостоятельное в экономике и способное к самообороне, которое служит интересам народа.

В ст. 1 гл. I «Политика» Конституции фиксируется важнейшее учредительное положение, согласно которому Корейская Народно-Демократическая Республика – суверенное социалистическое государство, представляющее интересы всего корейского народа.

Три раза категория «интересы» используется в п. 1, 2 ст. 8, где говорится, что общественный строй Корейской Народно-Демократической Республики – это строй, который служит интересам человека, при котором хозяевами всего являются трудящиеся народные массы и все в обществе служит их интересам; государство охраняет и защищает интересы рабочих, крестьян, военнослужащих, трудовой интеллигенции, всего трудового народа, которые свободны от эксплуатации и гнета и являются хозяевами государства и общества, уважает и защищает права человека.

В ст. 13 зафиксировано, что государство осуществляет свою деятельность в интересах народных масс и претворяет в жизнь в своей деятельности дух и метод Чхонсанри, суть которого состоит в том, что вышестоящие помогают нижестоящим, находят правильное решение вопросов, полагаясь на мнения народных масс, выдвигают на первый план политическую работу, работу с людьми и пробуждают их сознательный энтузиазм.

Категория «интересы» применяется для определения объекта конституционных гарантий, которые обеспечиваются государством. Так, в ст. 15 Конституции установлено, что Корейская Народно-Демократическая Республика защищает демократические национальные права корейцев, проживающих за рубежом, и их законные права и интересы, гарантированные международным правом. Равнозначная специфика присутствует в ст. 16 Конституции КНДР, где также отмечается, что Корейская Народно-Демократическая Республика обеспечивает законные права и интересы иностранных граждан, находящихся на ее территории.

Категория «интересы» выступает в качестве объекта, средством обеспечения которого является объективное право. Подтверждением данного тезиса может рассматриваться статья 18 Конституции, декларирующая положение, согласно которому законы Корейской Народно-Демократической Республики являются отражением воли и интересов трудового народа и основным инструментом управления государством.

Дважды категория «интересы» применяется в ст. 29 Конституции, согласно которой государство прилагает все усилия к тому, чтобы труд его граждан, не знающих безработицы, был плодотворным и приносящим радость, чтобы граждане проявляли в труде сознательный энтузиазм и творческую инициативу в интересах общества и коллектива, в собственных интересах. Примечательно, что в цитируемой норме отчетливо различаются субъекты интересов. Очевидно, что следует различать личные интересы отдельных участников общественных отношений, индивидов и коллективные интересы, интересы общества.

Особой категорией носителей интересов в КНДР признается трудовой народ. В ст. 59 Конституции установлено, что вооруженные силы Корейской Народно-Демократической Республики, претворяя в жизнь линию сонгунской революции, призваны защищать руководство революции, охранять интересы трудового народа, отстаивать социалистический строй и завоевания революции, защищать независимость, свободу Родины и мир от иностранной агрессии.

Если учесть, что в КНДР официально признана социальная дифференциация и не все граждане КНДР сопоставляются с понятием «трудовой народ», то с прикладной точки зрения возникает вопрос о неоднозначности толкования ст. 73 Конституции КНДР, где отмечается, что граждане имеют право на образование. Это право обеспечивается передовой системой просвещения и различными государственными мероприятиями в области образования, проводимыми в интересах народа. Остается невыясненным вопрос о том, весь ли народ КНДР рассматривается в фабуле цитируемой статьи либо только те граждане, которые соотносятся с понятием «трудовой народ».

В конституционном праве Корейской Народно-Демократической Республики категория «интересы» фигурирует как объект конституционных обязанностей. Так, в п. 2 ст. 81 Конституции КНДР регламентировано, что граждане обязаны дорожить интересами своих организаций и коллективов, проявлять высокий дух беззаветного служения обществу и народу.

Категория «интересы» применяется как объект направленности государственного управления. Например, в ст. 125 Конституции КНДР Кабинет министров имеет обязанность и полномочия по принятию мер по поддержанию общественного порядка, защите собственности и интересов государства, общественных и кооперативных организаций и обеспечению прав граждан. Другой пример связан с п. 8 ст. 147 Конституции КНДР, в котором местные народные комитеты имеют обязанности и полномочия по принятию мер по поддержанию общественного порядка, охране собственности и интересов государства, общественных и кооперативных организаций и обеспечению прав граждан на своей территории.

Для обеспечения верификации представленного исследования полагаем необходимым обратиться к поиску терминов, которые иногда в научной дискуссии рассматриваются как равнозначные, но, по нашему мнению, не совпадающие с исследуемой категорией в связи с тем, что имеют собственную смысловую нагрузку. Речь идет о категориях «нужда» и «потребность». Отметим, что в данном сегменте исследования цели сравнить предлагаемые понятия не ставится.

Категория «нужда» в тексте Конституции КНДР не применяется.

Категория «потребность» единожды встречается в тексте основного закона Корейской Народно-Демократической Республики. Присутствие рассматриваемой категории обнаруживается в ст. 55, где регламентируется положение, согласно которому государство стремится к массовому развитию физической культуры и спорта. Чтобы физическая культура вошла в быт каждого, оно надежно готовит весь народ к труду и обороне, способствует развитию спортивного мастерства в соответствии с потребностями страны и тенденциями развития современного спорта.

В конституционном праве КНДР категория «интересы» идеологически обусловливается принципами чучхе. Вместе с тем следует признать, что рассматриваемая категория применительно к использованию в правовой материи имеет специфическую юридико-техническую функцию. Очевидно, что конкретизировать объекты интересов чрезвычайно трудно относительно правового регулирования социальных отношений вообще и отношений, которые предполагаются конституцией любого конкретного государства, в частности. Таким образом, категория «интересы» представляет собой специализированное средство юридической техники, которое применяется в ситуациях, предполагающих конкретизацию правового регулирования в последующих источниках права, принимаемых в развитие конституции в контексте детализации национальной правовой политики, формируемой в соответствии с национальной конституционной идеологией.

Республика Корея

Конституция Республики Корея использует категорию «интересы» четыре раза.

В п. 2. ст. 46 установлено, что члены Национального собрания должны иметь в качестве приоритетных национальные интересы и выполнять свои обязанности в согласии с совестью.

В п. 1 ст. 50 регламентируется положение, в соответствии с которым сессии Национального собрания являются открытыми. Однако сессии могут быть закрытыми в интересах национальной безопасности в соответствии с решением большинства присутствующих членов Национального собрания или спикера.

В п. 1 ст. 76 установлено, что в случае возникновения внутренних беспорядков, внешней угрозы, природных катастроф или тяжелых финансовых и экономических кризисов Президент имеет право принимать необходимые финансовые и экономические меры или издавать указы, имеющие силу закона, но только в том случае, если это безотлагательно необходимо в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия и порядка или когда невозможен созыв Национального собрания.

В п. 4 ст. 123 регламентируется положение, в соответствии с которым с целью защиты интересов фермеров и рыбаков государство стремится к стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию рыболовства путем принятия мер по сбалансированию спроса и предложения этой продукции и улучшения системы ее продажи и распределения.

Категория «нужда» в Конституции Республики Корея не обнаружена, как не обнаружена и категория «потребность».

Анализ текста означенных статей Конституции Республики Корея позволяет сделать вывод о том, что субъектами обладания интересов выступают как индивидуальные, так и коллективные участники общественных отношений.

Особенно выделяются специализированные категории субъектов, которые с точки зрения национальной конституционной правовой политики нуждаются в специальной поддержке. Выделение таких категорий субъектов на конституционном уровне может быть признано как политическая легитимация интересов отдельных категорий общественных отношений. С точки зрения юридической техники такой способ может быть рассмотрен как исключение из общего правила.

Полагаем, использование категории «интересы» во взаимосвязи с конструкцией «национальная безопасность» также осуществляется исключительно с целью оптимизации юридико-технических средств, выделения терминов, которые не могут и не должны приобретать своего исчерпывающего осмысления непосредственно в тексте конституции.

Необходимо особым образом отметить, что в цитируемых текстах конституций Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея представлены переводные материалы, в которых присутствуют искомые термины. Принцип объективности предполагает обратиться к первоисточнику, в нашем случае к аутентичным текстам конституций КНДР и Республики Корея.

Для поиска требуемой информации необходимо проанализировать официальные тексты конституций Республики Корея ( 대한민국의 헌법 ) [9] и Корейской Народно-Демократической Республики ( 조선 민주주의 인민 공화국의 헌법 ) [10].

Категории, которые соответствуют условиям поиска и сопоставления в корейском языке, звучат следующим образом: 정당한 이익 – законные интересы, 필요가있다 – нужда, 필요가있다 – потребность.

Лингвистический подход к сопоставлению рассматриваемых понятий дает необычный результат. Полагаем, что корейский язык рассматривает понятия «нужда» и «потребность» как равнозначный конструкт. Вместе с тем очевидно, что категория «интересы» отличается от категорий «нужда» и «потребность», обладая собственным смысловым предназначением.

Термин «интересы» в конституционном праве как Корейской Народно-Демократической Республики, так и Республики Корея носит оценочный характер, то есть интерпретируется в зависимости от контекста. Содержание данного понятия детерминируется количественным и качественным составом субъектов обладания интересами, связано с особенностями как южно-, так и северокорейского общества. Также содержание данной категории в рассматриваемых государствах определяется в зависимости от национальной правовой политики, специфики обеспечения национальной и государственной безопасности, потребностей обеспечения стабильного и устойчивого развития сложившегося социального строя.

С точки зрения своего предназначения в тексте правовых предписаний, совместимости с другими категориями категория «интересы» представляет собой сложный конструкт. Существует множество типов или разновидностей интересов (общественные, личные, определенных социальных групп и т. д.), которые в свою очередь также, в силу отсутствия единого подхода к рассматриваемой категории, могут по-разному истолковываться в зависимости от обстоятельств. Данный тезис особенно отчетливо находит свое выражение в нормах конституционного права Корейской Народно-Демократической Республики.

В конституционном праве как Корейской Народно-Демократической Республики, так и Республики Корея категория «интересы» является юридическим конструктом, который рассматривается как средство правотворческой техники, заключающееся в моделировании, определенном логическом построении нормативного материала, одновременно выступающее методом познания и толкования норм права.

Ссылки:

  • 1.    Ким Ир Сен. О Чучхе в нашей революции : в 3 т. Пхеньян, 1980–1982. Т. 1. С. 3.

  • 2.    Там же. С. 4.

  • 3.    Кучинский В.А. Законные интересы личности: от Конституции к правореализующей деятельности // Теоретические вопросы реализации Конституции СССР. М., 1982. С. 86.

  • 4.    Малеин Н.С. Охраняемый законом интерес // Советское государство и право. 1980. № 1. С. 34 ; Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982. С. 139.

  • 5.    Ерошенко А.А. Судебная защита охраняемого законом интереса // Советская юстиция. 1977. № 13. С. 19.

  • 6.    Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 26.

  • 7.    Субочев В.В. Законные интересы // Проблемы теории государства и права : учебник / под ред. А.В. Малько. М., 2012. С. 362–380.

  • 8.  Социалистическая Конституция Корейской Народно-Демократической Республики от 27.12.1972 // Конституции

    государств Азии. Т. 3. Дальний Восток. М., 2010. С. 267–296.

  • 9.    대한민국의 헌법 =  Конституция  Республики Корея [Электронный  ресурс]. URL:   http://www.law.go.kr/lsEfIn-

    foP.do?lsiSeq=61603# (дата обращения: 20.03.2016).

  • 10.    조선 민주주의 인민 공화국의 헌법 = Конституция КНДР [Электронный ресурс]. URL:   http://uni-

    book.unikorea.go.kr/?sub_num=53&state=view&idx=369 (дата обращения: 27.03.2016).

Список литературы Категория «интересы» в конституциях Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея: сравнительный анализ

  • Ким Ир Сен. О Чучхе в нашей революции: в 3 т. Пхеньян, 1980-1982. Т. 1. С. 3
  • Кучинский В.А. Законные интересы личности: от Конституции к правореализующей деятельности//Теоретические вопросы реализации Конституции СССР. М., 1982. С. 86.
  • Малеин Н.С. Охраняемый законом интерес//Советское государство и право. 1980. № 1. С. 34; Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982. С. 139.
  • Ерошенко А.А. Судебная защита охраняемого законом интереса//Советская юстиция. 1977. N으 13. С. 19.
  • Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 26.
  • Субочев В.В. Законные интересы//Проблемы теории государства и права: учебник/под ред. А.В. Малькᄋ. М., 2012. С. 362-380.
  • Социалистическая Конституция Корейской Народно-Демократической Республики 이 27.12.1972//Конституции государств Азии. Т. 3. Дальний Восток. М., 2010. С. 267-296.
  • 대한민국으 I 헌법 = Конституция Республики Корея . URL: http://www.law.go.kr/lsEfInfoP.do?lsiSeq=61603# (дата обращения: 20.03.2016).
  • 조선 민주주의 인민 공화국의 헌법 = Конституция КНДР . URL: http://unibook.unikorea.go.kr/?sub_num =53&state=view&idx=369 (дата обращения: 27.03.2016).
Статья научная