Категория "нормы" в философии кантианства системы ценностных ориентаций "трансцендентальной реальности" и человека

Бесплатный доступ

Осмысление «трансцендентальной реальности», мира идей в историко-философской перспективе является достаточно неоднозначной проблемой в различных аспектах, где на примере кантианства раскрывается содержание «вещей в себе», качеств идей, что и обуславливает актуальность данной тематики. В представленном отношении, характерной особенностью рассмотрения сферы идеального как «образов», составляет «номотетическое сознание», которое по необходимости долженствования формирует в человеке ценность личности. Особенностью трактовки «трансцендентальной реальности» И. Канта и В. Виндельбанда явилось то, что они интерпретировали идеальную сферу в качестве норм. Основное содержание указывает на то, что И. Кант создал тенденцию видения «трансцендентальной реальности» как «морального закона», где даже «идея Бога», превращается в «идею морального Бога». «Идеальная реальность» в конечном счёте, становится «нормативной», «идеальными нормами» по В. Виндельбанду. «Идеальные нормы» по необходимости долженствования «нисходя» до человека, формируют морально-нравственные ценности, преобразуя его в личность. Анализ «идеальной реальности» в кантианстве приводит к выводам о том, что идея как образ, с которым сам человек сообразуется, предполагает норму. Идея - цель, движение к которой осуществляется через норму, определяющую волю человека. Моральные идеи - «точки в бесконечности, куда направлены пути опыта», предполагающие постоянную работу над собой и формируя человека культуры.

Еще

«трансцендентальная реальность», норма, «идеальные нормы», моральный закон, «идея морального Бога», «номотетическое сознание», морально-нравственные ценности, ценностные ориентации, личность

Короткий адрес: https://sciup.org/170198151

IDR: 170198151   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2023-1-2-129-133

Список литературы Категория "нормы" в философии кантианства системы ценностных ориентаций "трансцендентальной реальности" и человека

  • Виндельбанд В. Прелюдии: философские статьи и речи. - СПб.: Изд-во Жуковского, 1904. - 374 с.
  • Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре; пер. С.И. Гессен. - М.: Республика, 1992. - 128 с.
  • Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 4, ч. 1. - М.: Мысль, 1965. - 478 с.
  • Natorp P. Platos Ideenlehre. - 2 Aufl. - Leipzig, 1921. - 473 s.
  • Нарский И. С. О роли «вещи в себе» и «ноумена» в кантовской гносеологии // Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта. - Калининград, 1979. - Вып. 4. - С. 16.
  • Неретина С., Огурцов А. Время культуры. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. - 131 с.
  • Нижников С.А. Философия И. Канта в отечественной мысли: Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - 234 с.
  • Gadamer H.G. Das ontologische Problem das Wertes. - Tuebingen, 1999. - 421 s.
  • Юркевич П.Д. Идея // Философские произведения. - М.: Изд-во «Правда», 1990. -672 с.
  • Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 4, ч. 2. - М.: Мысль, 1965. - 478 с.
  • Кант И. О поговорке «Может это и верно в теории, но не годится для практики» // Сочинения. В 8-ми т. Т. 8. - М.: ЧОРО, 1994. - 718 c.
  • Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 5. - М.: Мысль, 1965. - 329 с.
  • Cohen H. Astetic des Gefuhls. - Berlin: Erster Band., 1912. - 225 s.
Еще
Статья научная