Категория семантического хронотопа и сущность произведения искусства
Автор: Политов А.В.
Журнал: Социальные и гуманитарные науки: теория и практика @journal-shs-tp
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 1, 2017 года.
Бесплатный доступ
Культура и ее высшее выражение - искусство - структурируется как семантическая пространственно-временная система, хронотоп. Искусственно созданное сущее принадлежит культуре, входит в ее смысловое пространство. Культурное пространство воспринимается как горизонт человеческой культуры, база данных, архив, накопленный человечеством, традиция, в которой существует цивилизация. Значение культурного пространства - хронотопа - заключается в том, что оно формирует среду человеческого мира и одновременно, посредством художественного выражения в искусстве, противостоит повседневности наличного бытия. В настоящей работе впервые в философской науке вводятся категории семантического хронотопа и материального хронотопа, различаются макро и микроуровни их онтологической организации, сущностное содержание и значение.
Ухтомский, бахтин, налимов, хронотоп, семантический хронотоп, материальный хронотоп, микрохронотоп, макрохронотоп, семантический мир, искусство
Короткий адрес: https://sciup.org/147228461
IDR: 147228461
Текст научной статьи Категория семантического хронотопа и сущность произведения искусства
не вторично по отношении к реальности, а то, что оно наоборот, создает свою собственную реальность. Произведение искусства в момент обращения человека к нему открывает свой семантический мир [4, с. 83], который существует отдельно, обособленно от пространственно-временного единства мироздания и образует собственное автономное пространственно-временное целое, свой хронотоп [6]. Произведение искусства тем и отличается от «действительности», что вовсе не отражает «общественное бытие», но создает свой собственный семантический, смысловой мир, свою атмосферу, свой дух, свою собственную реальность [7]. Семантический мир произведения искусства не воспринимается физическим чувством, это идеальный мир, который невещественен, и является сущностью произведения искусства, его субстанцией. Семантический мир воспринимается умозрением, и актуализируется в момент обращения к нему человека; вне момента созерцания семантический мир находится в свернутом, потенциальном, неактивном состоянии [2, с. 90]. Когда произведение искусств созерцается, то его семантический мир, его хронотоп разворачивается перед зрителем; теперь человек находится внутри этого мира, он актуально в момент созерцания живет в идеальном мире произведения искусства, хотя в то же самое время существует в наличной повседневности. Человек в момент обращения к произведению искусства находится в обычной здесь-бытийной конфигурации, но актуально он во время и на время созерцания находится в семантическом мире произведения искусства.
Приведем пример нашего понимания сущности произведения искусства. Допустим, что есть кинопленка с фильмом. Пока фильм лежит на полке, семантический мир его находится в потенциальном, свернутом состоянии. Он не есть в модусе наличности, фактичности, данности, как внутримирное сущее. Но когда мы смотрим фильм, то погружаемся в его семантическое пространственно-временное целое, которое актуализируется для нас в момент созерцания; мы живем в этом мире, можем его изучать как особый отдельный ландшафт, рассматривать его подробности, жить в этом произведении. С точки зрения материи произведение искусства ничем не отличается от обычного веще- ства, предмета, тела. Например, рисунок – это просто линии на бумаге, и ничего больше. Но когда мы смотрим на рисунок, то он не есть просто линии на бумаге, но это особая ситуация, это то особенное, чего нет в действительности, это не отражение реальности, но совершенно отличный от окружающего семантический мир; образно говоря, произведение искусства – это автономный микрохронотоп в мировом макрохронотопе. Для человека рисунок или картина это не линии на бумаге, но смысловое единство, идеальная общность, внутренняя цельность произведения искусства, которая и составляет его семантический пространственно-временной мир.
Синтезируя категорию семантического мира В.В. Налимова [3] и понятие хронотопа А.А. Ухтомского [9] и М.М. Бахтина [1] с авторской концепцией хронотопа как сущностной онтологической структуры мироздания в целом и человеческой культуры [8], введем понятие «семантический хронотоп». Следует выделить по меньшей мере два рода хронотопных общностей: в пространственно-временном единстве материального мира (назовем его материальным хронотопом) всегда, в потенциальном либо актуальном состоянии присутствует семантический хронотоп – идеальная смысловая пространственно-временная структура . Страна есть не просто территория, географически определенным образом расположенная, но есть прежде всего культурное пространство, то есть семантический хронотоп . Мироздание в целом представляет собой материальный макрохронотоп , а культура – семантический макрохронотоп . Соответственно, конкретное культурное явление, произведение искусства будут являться семантическим микрохронотопом , в то время как материальная вещь, предмет – материальным микрохронотопом . Человеческую личность также можно представить в качестве особого семантического микрохронотопа – жизненного мира [5, с. 11]. Здесь и далее, объединив понятия семантического мира и хронотопа, мы будем использовать категорию семантического хронотопа.
Семантический хронотоп произведения искусства есть его смысловое поле, значение, идея, смысловое излучение. Идея произведения искусства составляет его внутренний семантиче- ский хронотопный мир, является сущностью произведения искусства и его порождающим принципом, его смысловым стержнем. Кроме низового, вещественно-материального уровня, есть высшая идеальная целостность, смысловое единство, порождающему принципу которого все подчиняется – семантический хронотоп. Интересно то, что семантический хронотоп – это не только сущность художественного творения, но и тот отличительный критерий, по которому можно определять силу и мощь произведения, отличать настоящее творение от продуктов массовой культуры, популярного развлекательного контента, которое искусством не является. Создает свой собственный семантический микрохронотоп только то произведение, которое по силе и мощи, по яркости и выраженности превосходит значительно все окружающее повседневное море масскульта. То произведение, которое своей ауры, своей атмосферы, своего мира не создает, является одномоментным и преходящим. То искусство, которое создает свой внутренний мир, переносится в сферу трансцендентного, идеального вечного надмирного бытия человеческой культуры. Все выдающиеся достижения по своей сути являются не одномоментными и не «отражают реальность», но наоборот, возвышаются над ней в своей великой значимости, которая, как гигантское смысловое пространство, обнимает все достижения человеческой цивилизации. Все великие произведения имеют свой грандиозный внутренний мир, свой смысл, который раскрывается как семантический хронотоп.
Определив ряд общетеоретических черт, обратимся к характеристике современной ситуации в культуре нулевых годов. На наш взгляд, в наличной культуре существуют несколько негативных тенденций, самая главная из которых – катастрофическое морально-нравственное обнищание массовой культуры. В результате категорического отсутствия морально-этического стержня поколения нулевых годов родилась гигантская чудовищная массовая культура сверх-отчуждения. Следующая негативная черта современной культуры – т.н. борьба с пиратством, которая заключается в неистребимом желании т.н. «правообладателей» полностью прикрыть относительно бесплатное распространение медиа-контента. Принципиальной должна быть воз- можность бесплатного распространения произведений искусства, их копий и продуктов масс-медиа, не должно быть запрета на копирование и свободное распространение художественных произведений. Бесплатность искусства и культуры, их расположение вне капиталистического рынка должны быть стержневыми условиями. При этом нужно заметить, что фильм на диске и файл фильма, скачанный из сети – далеко не одно и то же. Техника, электронные средства связи и информации стали играть невероятно гипертрофированную роль. Это серьезно меняет всю конфигурацию современной культуры. Из-за процессов оцифровки и виртуализации уходит в прошлое феномен отдельного материально-вещественного носителя произведения искусства. Бумага, винил, диски, фото и кинопленка, кассеты становятся просто ненужными, неудобными и дорогими. Все существует в виде электронных файлов, которые недоступны наглядному чувственно-вещественному восприятию, как например, книга, и требуют для себя электронных технических средств. Виртуализация современной культуры связана с тем, что гигантская индустриальная подложка современной техносферы давно уже стала самобытной и самостоятельной, живет собственной жизнью, и дает жизнь всей технике. Гипертрофированная индустрия заняла такую нишу, что без ее помощи современный человек не представляет себе жизнь, и не может жить без технотронной сферы, без средств связи. У каждого обывателя сейчас в руках телефон, в ушах музыка, в голове мысли о социальных сетях, а его руки с безумной быстротой тыкают в кнопки. Голодный потребитель не может без всего этого жить, он привязан к технике. Без своего непосредственного чувственно ощущаемого вещественно-материального носителя произведение искусства вирту-ализируется в значительной мере, требуя для себя особых модифицированных условий. Нельзя или хотя бы очень трудно наглядно визуально себе представить электронную книгу, существующую в виде файла, но очень легко себе представать обычную книгу. Кинопленку мы можем пощупать, повертеть в руках, поглядеть на свет отдельные кадры. Файл фильма на жестком диске в руках не повертишь и не увидишь, это уже не наглядный чувственно воспринимаемый носитель. Материально-109
вещественная целостность такого виртуального объекта утрачена, мы не видим его, но не утрачена смысловая целостность, потому что это файл фильма , сам фильм, существующий в виде файла. Он и так виртуален как смысловое целое, но он становится виртуальным из-за утраты непосредственного носителя. Оцифрованное произведение виртуально, так как не имеет своего носителя, и так как существует только в особых модифицированных условиях, а без них оно никогда не выйдет из сферы чистой виртуальности и не актуализируется. Таковы фундаментальные условия современной социокультурной ситуации.
Список литературы Категория семантического хронотопа и сущность произведения искусства
- Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 3: Теория романа (19301961 гг.). М.: Языки славянских культур, 2012. 880 с.
- Золотухина-Аболина Е.В. В. Налимов. М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: Изд. центр МарТ, 2005. 128 с.
- Налимов В.В. Канатоходец. Воспоминания. М.: Прогресс, 1994. 456 с.
- Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989. 288 с.
- Политов А.В. Историко-философский анализ концепций хронотопа А.А. Ухтомского и М.М. Бахтина: автореф. дис.. канд. филос. наук. Пермь, 2016. 16 с.
- Политов А.В. Произведение искусства как хронотоп//Обсерватория культуры. 2014. № 5. С. 44-50.
- Политов А.В. Хронотопный континуум культуры//Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии: материалы XIX Междунар. науч.-практ. конф. студ., асп. и молодых ученых (24-26 ноября 2016 г.). Пермь, 2016. С. 241-247.
- Политов А.В. Хронотоп отечественной городской культуры второй половины ХХ века//Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 2. С. 140-147.
- Ухтомский А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. 448 с.