Категория страха в эпикурейской философии (по поэме Лукреция "О природе вещей")

Автор: Демина Светлана Сергеевна

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.12, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье изучаются представления эпикурейцев о страхе на основе анализа поэмы Лукреция «О природе вещей». Он использует термины «timor», «metus», «terror», «formido», «pavor». Категория страха важна для Лукреция, поскольку позволяет ему раскрыть основы эпикурейской философии. С ее помощью он показывает различия характеров, эмоциональное сходство человеческого рода и животных, раскрывает цель жизни в понимании Эпикура, описывает отношение людей к богам, явлениям природы, смерти, характеризует пороки, нарушения всех норм, заявляет о неизбежности наказания за них со стороны людей, а не богов. Лукреций показывает взаимосвязь различных страхов между собой, которая основана на ошибочных представлениях о смерти и природе вещей. Он призывает бороться со страхами с помощью эпикурейского учения, однако считает, что философия не может полностью искоренить недостатки человека (боязливость, а также гневливость и равнодушие).

Еще

Античная философия, эпикуреизм, эпикурейцы, древний рим, лукреций, страх

Короткий адрес: https://sciup.org/147215772

IDR: 147215772   |   DOI: 10.21267/schole.12.2.09

Список литературы Категория страха в эпикурейской философии (по поэме Лукреция "О природе вещей")

  • Бровкин, В. В. (2012) «Концепция добродетели у Эпикура», ΣΧΟΛΗ (Schole) 6.2, 340-349.
  • Горан, В. П. (2014) «Лукреций Кар: и рационалистический детерминизм, и иррационалистический индетерминизм», ΣΧΟΛΗ (Schole) 8.2, 328-338.
  • Гуревич, П. С. (1999) Философия человека. Ч. 1. Москва.
  • Даниленко, В. П. (2013) «Универсальный эволюционизм в поэме Лукреция «О природе вещей», Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Сер. Филология 3 (24), 119-129.
  • Демина, С. С. (2011) «Представления Цицерона и Саллюстия о страхе и его влиянии на гражданское поведение», С. С. Демина, отв. ред., Человек прошлого: модели сознания и поведения. Владимир, 4-19.
  • Демина, С. С. (2012) Гражданское сознание и поведение римлян I в. до н. э. Владимир.
  • Комарова, Л. А. (2012) «Пути достижения истинного счастья в философском учении Эпикура», Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена 146, 47-52.
  • Лосев, А. Ф. (1979) История античной эстетики. Ранний эллинизм. Москва.
  • Петровский, Ф. А., ред. лат. текста и пер. (2010) Лукреций Кар, Тит. О природе вещей = De rerum natura: билингва. Изд. 2-е. Москва.
  • Уайтхед, А. Н. (2009) Приключения идей. Пер. с англ. Л. Б. Тумановой. Науч. ред. С. С. Неретина. Москва.
  • Чекалова, Е. И. (1982) «О характере изложения натурфилософии у Эпикура и Лукреция», Л. А. Карпова, ред. Philologia classica. Вып. 2. Традиции и новаторство в античной литературе. Ленинград, 180-187.
  • Штаерман, Е. М. (1985) «От гражданина к подданному», Е. С. Голубцова, отв. ред., Культура Древнего Рима. Т. 1. Москва, 22-105.
  • Arrighetti, G. (1978) "Philia e Physiologia: i fondamenti dell'amicizia epicurea," Materiali e discussioni per l'analisi dei testi classici 1, 49-63.
  • Asmis, E. (2008) "Lucretius' New World Order: Making a Pact with Nature," The Classical Quarterly. New Series 58 (1), 141-157.
  • Edwards, M. J. (1993) "Aeternus Lepos: Venus, Lucretius, and the Fear of Death," Greece & Rome 40 (1), 68-78.
  • Fitzgerald, W. (1984) "Lucretius' Cure for Love in the «De Rerum Natura»," The Classical World 78 (2), 73-86.
  • Jope, J. (1983) "Lucretius' Psychoanalytic Insight: His Notion of Unconscious Motivation," Phoenix 37 (3), 224-238.
  • Jope, J. (1985) "Lucretius, Cybele, and Religion," Phoenix 39 (3), 250-262.
  • Long, A. A. (1986) Hellenistic Philosophy. Stoics, Epicureans, Sceptics. Second Edition. Berkeley and Los Angeles.
  • Nussbaum, M. C. (1989) "Mortal Immortals: Lucretius on Death and the Voice of Nature," Philosophy and Phenomenological Research 50 (2), 303-351.
  • Phillips, J. H. (1982) "Lucretius on the Inefficacy of the Medical Art: 6.1179 and 6.1226-38," Classical Philology 77 (3), 233-235.
  • Reinhardt, T. (2002) "The Speech of Nature in Lucretius' «De Rerum Natura» 3.931-71," The Classical Quarterly 52 (1), 291-304.
  • Sanders, K. R. (2008) "Mens and Emotion: «De Rerum Natura» 3.136-46," The Classical Quarterly. New Series 58 (1), 362-366.
  • Sedley, D. (1989) "The Proems of Empedocles and Lucretius," Greek, Roman, and Byzantine Studies 30 (2), 269-296.
  • Segal, Ch. (1989) "Poetic Immortality and the Fear of Death: The Second Proem of the De Rerum Natura," Harvard Studies in Classical Philology 92, 193-212.
Еще
Статья научная